[300x241]
Мы говорим: «хорошая фотография». Мы говорим: «а вот эта мне не понравилась!». Фотография — субъективное искусство. Но мы же
Я провёл небольшое исследование, поспрашивав хороших фотографов и художников и поразмышляв сам.
1. Техническая чистота. В любом жанре есть свои правила, выработанные временем. Правила не вечны, но меняются довольно медленно. И мы применяем для оценки те правила, которые распространены в настоящий момент. Фотография — не исключение. Горизонт должен быть горизонтальным, столбы — вертикальными. Сильного пересвета или недосвета в большинстве случаев быть не должно, небо и земля желательны в пропорции 1/3, ключевые объекты стоит помещать в узлы «золотого сечения».
Интересно, что правило «не режьте пальцы и головы — им больно», сейчас всё чаще нарушается. Мы здесь уже это обсуждали, добавлю лишь, что такие срезанные части тела есть на кадрах даже у горячо мною любимого Колберта.
Есть и отклонения. Родченко экспериментировал с «заваленными» ракурсами, Розов — со сферическими горизонтами, снятыми «рыбьим глазом», все мы — с
Поэтому фотографию вполне возможно оценить с точки зрения техники исполнения.
2. Идея и сверхидея кадра. Художник не просто играется с бликами, светом и тенью. Он несёт
Идея и будет определять, что в кадр поместить, а что оставить. Без идеи трудно понять, что сделать фигурой, а что — фоном, что точно должно быть в кадре, а чего быть не может. Без неё любые споры о том, стоит ли усилить этот объект или тот — бессмысленны. Дед Мороз на фоне ёлки — что подчёркивать? Если кадр о трудах Дедов Морозов, то
Отсутствием идеи с сопутствующими последствиями часто грешат работы начинающих фотографов, которые восхищаются красотой момента и быстро жмут на спуск. С этого все начинают и это нормальный этап развития. Главное — на нём не останавливаться.
Если в кадре есть идея и фотограф сумел её передать технически, это также можно оценивать. Но уже более субъективно, статистически.
3. Личные эмоции и воспоминания. У каждого из нас есть свой внутренний мир, который формируется всю жизнь. Он уникален, другого такого нет. В этом мире наши эмоции связаны с
Фотографии тоже будят эмоции. Это «ниточки Ариадны» в тот мир, где эти кадры были сделаны. И ведут они туда только тех, кто в том мире был. Сторонние люди туда не допущены. И они удивляются: «Да что вы в этой фотке нашли? Ни ракурса, ни техники!». Ну и пусть. Зато она — зацепочка для памяти. И для эмоций.
Эмоции, возникающие внутри, при взгляде на кадр — самая субъективная вещь. Оценивать по ним, хороший кадр или плохой — не стоит. Только нравится ли он лично вам. Потому что у других людей будут другие эмоции. Потому что у них — свои воспоминания.
Но если большинство оценивает кадр одинаково, возможно в этом
Многие оценивают фотографии только по эмоциям, распространяя свою оценку на качество фотографии вообще. А это разные вещи. Например, мне не очень близки многие работы Хельмута Ньютона и Саудека. Эмоционально они не мои. Но я вижу, что технически они выполнены качественно. И я могу понять, какую идею вкладывал фотограф в этот кадр. Вкладывал, пусть и не для меня. Поэтому, а не