• Авторизация


Без заголовка 08-02-2008 15:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения akry Оригинальное сообщение

Что такое хорошая фотография

[300x241]

Мы говорим: «хорошая фотография». Мы говорим: «а вот эта мне не понравилась!». Фотография — субъективное искусство. Но мы же как-то определяем внутри, нравится или нет?


Я провёл небольшое исследование, поспрашивав хороших фотографов и художников и поразмышляв сам.


1. Техническая чистота. В любом жанре есть свои правила, выработанные временем. Правила не вечны, но меняются довольно медленно. И мы применяем для оценки те правила, которые распространены в настоящий момент. Фотография — не исключение. Горизонт должен быть горизонтальным, столбы — вертикальными. Сильного пересвета или недосвета в большинстве случаев быть не должно, небо и земля желательны в пропорции 1/3, ключевые объекты стоит помещать в узлы «золотого сечения». И т.п.


Интересно, что правило «не режьте пальцы и головы — им больно», сейчас всё чаще нарушается. Мы здесь уже это обсуждали, добавлю лишь, что такие срезанные части тела есть на кадрах даже у горячо мною любимого Колберта.


Есть и отклонения. Родченко экспериментировал с «заваленными» ракурсами, Розов — со сферическими горизонтами, снятыми «рыбьим глазом», все мы — с синим-синим небом, подчёркнутым «поляриком». Но это скорее «искания», исследования, чем создание новых правил.


Поэтому фотографию вполне возможно оценить с точки зрения техники исполнения.


2. Идея и сверхидея кадра. Художник не просто играется с бликами, светом и тенью. Он несёт какую-то идею. От мастерства фотографа, художника, зависит — будет ли эта идея понята большинством тех, кому он её несёт. Или придётся писать пространные комментарии, объясняя, что именно автор имел в виду, заставив героиню родить. Разумеется, всегда найдётся тот, кому эта идея не близка. Здесь речь идёт о статистике.


Идея и будет определять, что в кадр поместить, а что оставить. Без идеи трудно понять, что сделать фигурой, а что — фоном, что точно должно быть в кадре, а чего быть не может. Без неё любые споры о том, стоит ли усилить этот объект или тот — бессмысленны. Дед Мороз на фоне ёлки — что подчёркивать? Если кадр о трудах Дедов Морозов, то его-родимого. На фоне антуража — ёлки, подарков… Если это реклама ёлок, то сами понимаете что. Дед Мороз же в этом случае будет лишь фоном, декорацией. Которая не должна оттягивать на себя много внимания.


Отсутствием идеи с сопутствующими последствиями часто грешат работы начинающих фотографов, которые восхищаются красотой момента и быстро жмут на спуск. С этого все начинают и это нормальный этап развития. Главное — на нём не останавливаться.


Если в кадре есть идея и фотограф сумел её передать технически, это также можно оценивать. Но уже более субъективно, статистически.


3. Личные эмоции и воспоминания. У каждого из нас есть свой внутренний мир, который формируется всю жизнь. Он уникален, другого такого нет. В этом мире наши эмоции связаны с какими-то образами и событиями. Для других эти образы могут ничего не значить, а у нас слёзы наворачиваются на глаза… Эта глупая эстрадная песенка 80-х — ну ерунда, объективно говоря. Но под неё у меня было первое свидание. И плевать, что песня никакая. Я всё равно люблю её слушать.


Фотографии тоже будят эмоции. Это «ниточки Ариадны» в тот мир, где эти кадры были сделаны. И ведут они туда только тех, кто в том мире был. Сторонние люди туда не допущены. И они удивляются: «Да что вы в этой фотке нашли? Ни ракурса, ни техники!». Ну и пусть. Зато она — зацепочка для памяти. И для эмоций.


Эмоции, возникающие внутри, при взгляде на кадр — самая субъективная вещь. Оценивать по ним, хороший кадр или плохой — не стоит. Только нравится ли он лично вам. Потому что у других людей будут другие эмоции. Потому что у них — свои воспоминания.


Но если большинство оценивает кадр одинаково, возможно в этом что-то есть. Возможно, автор сумел выбрать такие образы-«зацепочки», которые универсальны для большинства. Случайно или намеренно — не так важно. Но сумел.


 


Многие оценивают фотографии только по эмоциям, распространяя свою оценку на качество фотографии вообще. А это разные вещи. Например, мне не очень близки многие работы Хельмута Ньютона и Саудека. Эмоционально они не мои. Но я вижу, что технически они выполнены качественно. И я могу понять, какую идею вкладывал фотограф в этот кадр. Вкладывал, пусть и не для меня. Поэтому, а не из-за моего отношения, они мастера.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | NEBELTOUCH - Tomorrow comes today | Лента друзей NEBELTOUCH / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»