В этих иллюзиях ваш мозг вводится в заблуждение, он думает, что слышит что-либо, когда, на самом деле, не слышит этого. Для адекватного восприятия необходимы стерео наушники или стерео система. Если не указано каких-либо особых действий (в описании, помещённом перед файлами), следует просто внимательно прислушаться при их воспроизведении. Лэптопные динамики в большинстве случаев будут не приемлемы.
Эта иллюзия была открыта Дианой Дойч и является примером того, как наш мозг «группирует» схожие ноты вместе. Проигрываются две основные гаммы: восходящая и нисходящая. Ноты, попадающие в разные уши различаются — например, правое ухо слышит первую ноту одной гаммы, а затем вторую ноту другой.
Существует несколько типов восприятия этих звуков людьми, но наиболее распространо группирование высоких и низких нот вместе. Вместо того, чтобы слышать обе гаммы, люди слышат нисходящую и вновь восходящую мелодию одним ухом и восходящую и нисходящую мелодию другим. Иными словами, мозг «переприсваивает» :) некоторые ноты потоку, идущему от другого уха, чтобы составить мелодию. Правши обычно слышат высокую мелодию в правом ухе, а низкую — в левом, тогда как у левшей всё наоборот.
ПРИМЕЧАНИЕ: Cлушать через стерео наушники или стерео систему, лучше всего размещённую на некотором удалении. (707KB)
9 Мелодии-призраки
Некоторые музыкальные произведения включают арпеджио или другие «сэмплы», исполняемые на высокой скорости. Если они исполняются достаточно быстро, то мозг улавливает отдельные изменяющиеся ноты и связывает их вместе, формируя мелодию. Ощущение мелодии исчезает при медленном воспроизведении отрывка.
Сравните эти записи Christian Sinding’s Frühlingsrauschen (”Rustle of Spring”). При высокой скорости воспроизведения изменяющиеся ноты задерживаются в вашем восприятии на время, достаточное для того, чтобы мозг воспринял мелодию, однако при низкой скорости воспроизведения их разделяют слишком большие промежутки.
ПРИМЕЧАНИЕ: Быстрая запись (2.83MB) Медленная запись (11.25MB)
8 Восходящие тона Шепарда
Это запись парадокса Шепарда, воспроизведённого Жаном-Клодом Риссетом. Пары аккордов звучат так, как если бы их тон поднимался, однако, на самом деле, начальная пара аккордов такая же, как и конечная. Если зациклить воспроизведение, то невозможно будет определить, где начало, а где конец.
ПРИМЕЧАНИЕ: Запись (285KB)
7 Падающие колокола
Это запись парадокса, при котором колокола звонят таким образом, будто они падают в открытом простарнстве. При падении их тон, кажется, понижается, хотя на самом деле он становится выше. Если сэмпл зациклить, можно ясно различить понижение тона в его начале. Это говорит о том, что первоначальный тон намного ниже конечного.
ПРИМЕЧАНИЕ: Запись (963KB)
6 Ускоряющаяся дробь
Эту запись чуть более, чем полностью, переполнена коварством. Барабанная дробь будто ускоряется, однако темп в начале тот же самый, что и в конце. Слушайте внимательно.
ПРИМЕЧАНИЕ: Запись (556KB)
5 Виртуальный парикмахер
Это демонстрация стереоэффекта. При её прослушивании вам будет казаться, что Вы находитесь в кресле парикмахера, а парикмахер ходит вокруг вас, и кромсает ваши уши волосы. При движении цирюльника к правой вашей стороне громкость правого канала увеличивается, в то время как громкость левого уменьшается. Точно так же, увеличение громкости звука ножниц создаёт впечатление, что он подносит их ближе и ближе к каждому из ваших ушей. Иллюзия демонстрирует нашу способность воспринимать звуки как доносящиеся из определённых областей пространства; сравнивая поступающие в оба уха звуки, мы можем определять, откда пришёл звук.
ПРИМЕЧАНИЕ: Слушать через стерео наушники. (6.16MB)
4 Спичечнокоробкотрясение
Так же, как и пример с парикмахером выше, это иллюзия на стерео восприятие. В этой иллюзии человек трясёт спичечным коробком вокруг вашего тела, иногда зажигая спички.
ПРИМЕЧАНИЕ: Слушать через стерео наушники. (2.75MB)
3 Парадокс трёхтона
Эта иллюзия была также обнаружена Дианой Дойч. В этой записи некоторые люди слышат две ноты, поднимающиеся в тоне, в то время как другие слышат их в нисходящем варианте. Эту иллюзию лучше прослушивать в группе, чтобы затем сравнить результаты. Проигрываемые ноты называются «трёхтоном» — понижение происходит точно в середине гаммы. Когда-то такое сочетание считалось неприятным и не использовалось в музыке до настоящего времени.
ПРИМЕЧАНИЕ: Запись (191KB)
2 Эффект МакГёка
Постойте! Не проигрывайте клип до тех пор, пока не прочитаете этот текст. При первом воспроизведении закройте глаза. Слушайте то, что говорит мужчина. Затем проиграйте клип снова, но уже с открытыми глазами. Что вы слышите: «БА-БА, ГА-ГА или ДА-ДА?» Большинство взрослых (98%) считают, что слышат «ДА» — т. н. «расплывчатый ответ» — где «Д» получается в результате аудио-визуальной иллюзии. В реальности вы слышите звук «БА», в то время как видите движение губ, соотвутствующее «ГА».
1 Слова-призраки
Эта иллюзия была впервые продемонстрирована Дианой Дойча из Калифорнийского университета в Сан-Диего. Запись похожа на перекрывающиеся последовательности повторяющихся слов или фраз, расположенных в разных точках пространства. Слушая их, вы начинаете различать определённые фразы. Хотя на самом деле никаких фраз нет. Ваш мозг составляет их сам, с целью придать значение бессмысленному шуму. Вы можете заметить, что фразы, которые вы слышите соответствуют вашим мыслям — например, люди на диете часто слышат фразы, связанные с едой. Это может показаться весьма жутким.
ПРИМЕЧАНИЕ: слушать через стерео систему, лучше — удалённую на некоторое расстояние от вас. (2.86MB)
Бонус — Звук для тех, кому не за 20
Это звук, который могут слышать лишь люди, не достигшие 20 лет (его слышат и некоторые, кому за 20, но таких мало) — это синусоидальная волна с частотой 18000 Гц (для сравнения: свисток для собаки имеет частоту звучания 16000 — 22000 Гц — т. е. ваша @ тоже может слышать этот «додвадцатилетний» звук). Некоторые подростки используют этот звук в качестве звонка на своих мобильных телефонах, слышать его могут лишь они (и другие люди их возрастной группы). Иногда он также используется в Англии в определённых местах, где громко проигрывается, «отгоняя» школоту своей психоактивностью. С возрастом люди теряют способность слышать звуки высоких тонов — поэтому лишь юные особи человеческого вида могут воспринимать сию радость — для тех, кому за 20, эти звуки не досягаемы в большинстве случаев.
ПРИМЕЧАНИЕ: Запись (157KB)
(с)Оригинал: listverse.com. Перевод: Habroche