В рассказе будут цитаты из произведений Лермонтова и Ильфа и Петрова. И начну с цитаты из дневника Печорина, так он описывает первый день в Пятигорске: «Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука ... Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как "последняя туча рассеянной бури"; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом... Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине - чего бы, кажется, больше? - зачем тут страсти, желания, сожаления?..»* Город в моем представлении тесно связан поэтом, трагически погибшем на дуэли, и великим комбинатором, Остапом Бендером, ловко продавшим билеты на починку пролома, дабы окончательно не проломился. По приезду в город даже думали вначале пройтись специально по лермонтовским и бендеровским местам. И конечно же найти самого Великого комбинатора. Старт наша прогулка взяла традиционно с того самого пролома. Денег на ремонт он так и "не увидел", но и не обвалился. А Остап Бендер даже не скрывается, продолжает продавать билеты по сей день. Не уж-то так быстро нашли? Ничего. Есть еще его компаньон, Киса Воробьянинов.
«Пятигорцы в Провал не ходили, а с советского туриста содрать десять копеек за вход "куда-то" не представляло ни малейшего труда. »**
Внутри находится озеро, источающее очень сильный запах серо-водорода («малахитовая лужа»). И отчего людей туда так тянет? Не иначе магия «Двенадцати стульев».
Следующим пунктом должно было стать место дуэли Лермонтова, но мы вновь пошли традиционным маршрутом "куда глаза глядят". Завели они нас в начало туристического маршрута на вершину горы Машук. На гору люди попадают тремя путями: на подъемнике, пешком или велосипеде по круговому серпантину, кольцами оплетшего гору, и сквозь лес и заросли крутыми горными тропами. Естественно, мы выбрали третий, самый сложный путь. «Все было чисто и умыто. Даже Машук, поросший кустами и рощицами, казалось, был тщательно расчесан и струил запах горного вежеталя».**
Сначала поднимались легко и непринужденно, но через минут 20 ноги забились, плюс духота, на развилке у указательных столбиков сделали привал.
Тропинка привела на практически на вершину. Пара поворотов по асфальтовой дороге и мы на смотровой площадке, откуда открывается вид на Пятигорск с высоты птичьего полета. Тут же столбики с указателями на города России и зарубежья. Санкт-Петербург мы нашли быстро.
Посл подъёма и отдых нужен большой. Мы так расслабились, что поддались лени вниз спускались уже на подъемнике. А вы обращали внимание, что куда бы не направлялась гондола, вверх или вниз, ее всегда называют подъёмником. Вот она тяга человека к высоте, покорению вершин. Вид с нее тоже неплохой, но все таки несравним с тем, что открывается с самой макушки Машука.
Теперь идем к парку Цветник. По дороге фотографируем то, что понравилось. Велосипед, зверушки у санатория, улочки и санатории... То что Пятигорск — зелёный город, знал. Сверху видел как он просто утопает в зелени. Цветут даже велосипеды!
Санаториев в Пятигорске не меньше, чем Кисловодске. Но в отличии от городах кислых вод, здесь они выглядят более запомненными. В хорошую погоду в их внутренних дворах видны прогуливающиеся и отдыхающие в тени постояльцы. Впрочем, я обычно делаю фотографии без людей.
«Налюбовавшись начальницей, прочитав свеженаклеенную афишу о гастролях в Пятигорске театра Колумба и выпив два пятикопеечных стакана нарзана, путешественники проникли в город на трамвае линии "Вокзал — «Цветник»*
Раз есть Остап Бендер, значит неподалеку должен быть и Киса Воробьянинов.
Помимо цветов в парке радует своим не академичным видом Лермонтовская галерея Северо-Кавказской филармонии. Массивное каменное здание здесь не смотрелось, только вид бы загромождало.
Рядом с парком обнаружился уголок Армении.
И еще одна художественная галерея. Видно много творческих людей живет в Пятигорске.
Один из главных православных храмов города, белокаменный Спасский собор с бликами Солнца.
Улицы Пятигорска мы смотрели уже на ходу. Шли с запасом, чтобы рассмотреть все и не бежать сломя голову.
Естественно, не прошли стороной мимо фонтана. Это видно у нас уже на уровне инстинктов останавливаться у них, оценивать. Близость к Петергофу накладывает свои отпечатки на поведение.
Вот и еще один Киса Воробьянинов. Но тот, что у Цветника мне больше понравился. Здесь он уж очень обреченным получился.
Рядом очередная отсылка к «Двенадцати стульям». На этот раз к фильму. Один из самых известных эпизодов. Картина художника О.Бендера «Сеятель, разбрасывающий облигации гос.займа».
На пересечении проспекта 40 октября и улицы Белова пред глазами пешеходов эволюция уличных указателей города.
А вот и вокзал. Наша прогулка по Пятигорску завершена.
Мы молодцы. Что-то увидели. Что-то нет. За один приезд всего не углядишь. Зато осталось время на перекус перед дорогой. Столовая с очень даже приемлемыми ценами удобно расположилась у самого вокзала.
Напоследок отрывок из стихотворения Александра Грустилова «Лермонтовский Бештау».
Пятигорск, Пятигорск, Пятигорск!
Я тебя никогда не забуду,
я проехал с пол-тысячи вёрст,
чтоб увидеть кавказское чудо!
Здесь на склонах в минувшие дни
по бугристым аллеям и паркам
есть ступней отпечатки мои, --
что на сердце усталом -- подарком.***
* М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
** И. Ильф, Е. Петров "Двенадцать Стульев"
*** Грустилов А. «Лермонтовский Бештау»