В Азов с друзьями поехали с главной целью, увидеть остатки старинной крепости. До наших дней сохранилось лишь два вала да Алексеевские ворота. Немного, но я страсть как люблю крепости, замки и прочие фортификационные сооружения. В городе есть еще несколько достопримечательностей, но изначально была лишь одна первоочередная цель. Все остальное посмотрим, если хватит времени. Сначала казалось, что времени хватит на многое и с избытком. Что проще? Доехать до автовокзала Ростова-на-Дону. Сесть на автобус и через час уже в Азове. Но тогда еще не был знаком с ростовским автовокзалом. Это что-то, одно из самых ярких впечатлений за всю поездку. Заходим в современное здание автовокзала и сразу окунаемся в людскую толчею. Работает 4-5 касс, к каждой выстроилась очередь человек по 20-25, еще с пару дюжин потенциальных пассажиров ходят вокруг, тут же таксисты, предлагающие подвезти за недорого. А поскольку в Ростове-на-Дону сосредоточены пути чуть ли не в любую точки страны и ближнего зарубежья, то представляете, до чего многообразные там люди. В нашей очереди у самого кошечка солидного вида женщина выясняла как доехать до какой-то остановки, сразу за ней группа молодых людей, видно спешили на рейс, нервничали, потом мужчина с большой сумкой, за ним вперемежку человек пять явно с Кавказа, тут же пожилой мужчина из Средней Азии, потом молодая семья, бабушка с неизменной тележкой, человек в камуфляже и мы. И довершает общую картину мерный гомон голосов. Кто с кассирами, кто со знакомыми... Зато не скучно, иначе часовое стояние в кассу могло доставить гораздо больше неудобств. Доходит очередь к долгожданному окошечку до меня и товарищей. "Нам до Азова"- говорим мы. На что кассир отвечает, что на это направление есть отдельная касса на улице (так же и на Таганрог). Тогда зачем тут расписание вешать? Хоть бы объявление опубликовали с крупными буквами! Не все же тут местные. Ничего не поделаешь. Пошли в кассу на улицы. Один автобус ушел, ждем следующий и пьем квас в тенёчке.
Прибыли в Азов в 14 дня. Сразу сели на автобус №1, который привез прямо к крепостному валу. Современный Азов город небольшой, но уютный, зеленый с выходом на Дон и Азовское море. Удобное расположение города близ моря определила его судьбу на столетия. Известно, что более тысячи лет назад здесь были славянские поселения, входившие в Тмутараканское княжество. Наверняка отсюда ходили по воде торговые караваны. Но слишком лакомый кусок был город для всевозможных захватчиков. Поэтому местность за всю свою историю не раз переходила из рук в руки, то ей владели славяне, то половцы, то турки. Здесь была и торговая крепость генуэзцев (на пересечении Советской и Генуэзской улиц сохранилась каменная кладка той поры). А еще раньше, во времена величия Древней Греции, у греков находился торговый город Танаис.
В 1637 году крепость взяли штурмом донские казаки, но спустя пять лет, после долгой и героической обороны крепости, вынуждены были её оставить, так и не получив поддержку русского царя Михаила Фёдоровича, отказавшегося прислать регулярные войска. В память о героическом «Азовском сидении» у крепостного вала, со стороны Дона установлен памятный знак.
Крепость всегда была крепким орешком для тех, кто хотел ее взять штурмом. Петр I в первый свой поход на Азов не смог взять ее приступом. Флота не было, а без поддержки со стороны моря взять крепость тогда было фактически нереально. Какой толк в осаде и бомбардировках, если противник по воде доставит и подкрепление в гарнизон, и боеприпасы, и склады пополнит провизией. Лишь когда русский флот во время второго похода осадил турок и с воды, крепость пала. Но вскоре, в 1711 году Турция смогла вновь вернуть её себе. Борьба за важный форпост на пути в южные моря между двумя державами продолжалась не одно десятилетие, до тех пор, пока в 1774 г., в Кучук-Кайнарджи, был заключен мирный договор. И согласно договору Азов навсегда перешел к Российской империи.
Заплатив чисто символическую плату за вход, пошли наверх. На валу можно все осмотреть и за полчаса, а можно остаться надолго. Все зависит, насколько вы проникнетесь окружающим пейзажем и погодой. Наша компания «зависла» на валу надолго. Сам вал небольшой. Батарея пушек. Сторожевые башенки. Мы сели на край вала и смотрели вдаль, представляя, какие же ожесточенные сражения происходили!
И с погодой повезло.
Очень хотелось пальнуть из пушки. Не получилось.
Вид из бойницы.
Информационные таблички очень толково сделаны, информация в них представлена без лишней воды, кратко, и по сути.
Своеобразный путеводитель по крепостям и укрепленных поселений, составляющих Азово-Моздокскую линию обороны, с указанием направлением, внешнего вида и расстояния в километрах. Она была создана по предложению князя Потемкина, для защиты южных рубежей Российской империи.
Алексеевские ворота.
Вид на Дон и округу с Крепостного вала.
Древнерусский воин.
От Крепостного вала пошли на набережную. Думали, от пристани ходят регулярные рейсы в верховья Дона. Увы, только местное сообщение. На берегу стоит торпедный катер, памятник Азовской флотилии и памятный знак на месте штаба.
Кому интересна тема Азова, в особенности битв и сражений, то есть трилогия, писателя Григория Мирошниченко «Азов», «Осада Азова», «Слава Азова». Про него говорят, что «открыл миру Азов». Памятник ему установлен здесь же, у стен крепости, воспетой в его произведениях. По бокам почетный караул несут две старинные пушки. Сам я не читал трилогию, но зато помню другое его произведение, «Юнармию». Для меня она стоит в одном ряду с «Кортиком» Рыбакова и «Зеленые цепочки» Метвеева.
Побывав на стене крепости, ради полноты картины и любопытства пошли на Лермонтовскую улицу, где в метра 200 от вала находится небольшой, но весьма интересный музей "Пороховой погреб". По большому счету, это одна большая подвальная комната с воссозданным пороховым погребом петровских времен. Восковые фигуры сделаны очень реалистично. Мы сначала подумали, что это актеры. Другой ценностью музея является коллекция древних идолов, найденных на близлежащей территории. С фотосъемкой произошла заминка, выкладываю ссылку на сам музей. Уже на сайте музея имеется виртуальная 3-D экскурсия. Очень хорошо, что музеем поддержена практика показа виртуальных туров. Далеко не все имеют возможность увидеть живьем. А так, будто в нем побывал.
Тема старинных пушек очень популярна в Ростовской области и непосредственно в Азове. Пушки стоят даже у ресторана. Охраняют.
И тут мы вспомнили про время. Наш автобус через час, а еще надо добежать до автовокзала. Мы пошли очень быстрым шагом. В городе есть еще не мало интересных мест. Смотреть набегу не хочется, однако пока время позволяет решили посмотреть еще памятник Петру I. Спрашиваем у местных, где? Нам показывают направление, до перекрестка, потом налево и далее прямо. Мы благодарно киваем головой... и поворачиваем направо. Мы уже потом сообразили, что не в тут сторону свернули. Было поздно, время поджимало. Первого российского императора так и не увидели, зато повстречали бюст Пушкину. Интересная особенность у таблички. Обычно, когда на табличке только имя и фамилия, они пишутся в именительном падеже. В Азове использовали дательный, в результате фамилия известного поэта получилась молдаванской «А.С. Пушкину».
И уже на обратном пути нас догнал дождь, сильный, по настоящему летний. Первый за все время пребывания в Ростовской области. Но мы были уже рядом с вокзалом.
Когда захотите приехать в Азов, то загляните сюда, очень подробный список достопримечательностей и прочих полезных мест в городе с кратким описанием и фотографиями.