"Человек не должен быть одинок – таково мое мнение. Человек должен отдавать себя людям, даже если его и брать не хотят". - так сказал Веня Ерофеев из поэмы "Москва - Петушки". Вместе с jglijgi гуляли по Москве. До этого дня я лишь знал, что где-то в Москве есть памятник Вене Ерофееву и его девушке. Теперь увидел воочию. Не зря начал с фразы про одиночество. Два героя поэмы стоят вроде и рядом, но по одному. Он у Курского вокзала, она - на перроне Петушков. И между ними пропасть, расстояние, которое так и не суждено пройти. Не так уж удалена Москва от Петушков, два часа на электричке. Но в произведении Петушки это не только посёлок, это особое, утопическое, райское место, где " ...жасмин не отцветает и птичье пение не молкнет", куда Венечка возвращается по в мечтах, то во снах, то в приступе белой горячки.
Несмотря на состояние сначала похмелья, потом опьянения, герой и его случайные знакомые постоянно говорят о высоком, о любви, о понимании. "«Человек смертен» — таково мое мнение. Но уж если мы родились, ничего не поделаешь — надо немножко пожить…", "Надо чтить, повторяю, потемки чужой души, надо смотреть в них, пусть даже там и нет ничего, пусть там дрянь одна - все равно: смотри и чти, смотри не плюй...", " Не всякая простота - святая. И не всякая комедия - божественная...", " Бог, умирая на кресте, заповедывал нам жалость, а зубоскальства Он нам не заповедывал."
Памятник поставили на десятилетие со дня смерти писателя Венедикта Васильевича Ерофеева. Спонсором установки стал Московский ликероводочный завод "Кристалл". Вполне логично. У памятника нам пришла идея, что здорово было поставить один памятник у Курского вокзала в Москве, второй - в Петушках. Представляете, приходите на площадь борьбы, любуетесь первой частью композицией. Потом на Курский вокзал, на электричку, ехать смотреть на вторую часть.
Меня нисколько не удивило, что изначально авторы так и планировали, но потом убоялись, что охотники за драгметаллами и прочим металлолома попросту украдут или отпилят какие-нибудь кусочки от памятников. Пришлось ставить оба в Москве. Так уж получается, что пьянство и воровство у нас часто идут рука об руку. Даже в самой поэме у героя украли "половинку четвертинки". Кто мог на неё позариться? «Нет, эти двое украсть не могли. Один из них, правда, в телогрейке, а другой не спит, - значит, оба, в принципе, могли украсть. Но ведь один - то спит, а другой в коверкотовом пальто, - значит, ни тот, ни другой украсть не могли».
В рассказе использованы цитаты из произведения Венидикта Ерофеева "Москва -Петушки ".