[210x189] Что касается литературы, я давно уже сражаюсь с ее преподавателями на разных форумах, что школьная программа способна только убить всякую к ней любовь. Безумие - проходить "Войну и мир" и "Анну Каренину" в 13-14 лет!!! Дурость в наше время - выбрать из всего Островского "Грозу"!!! Куриная слепота - учить детей моральным нормам на примере взаимоотношений 17-19 веков!!! Снобизм - делать вид, что после Чехова и Пастернака не написано ничего, что заслуживает внимания!!! Наглость и бессилие - вообще игнорировать интерес детей к бестселлерам!!! Анализировать, так анализировать! Чего мы боимся? Нет общепринятого отношения Минобраза? Или в наши лета не должно сметь иного мнения иметь? Прибавьте к этому формализм, узость мышления, зашоренность и догматизм большинства учителей, и это становится чуть ли не диверсией против любой морали и идеологии. Вы не поверите, что одна учительница литературы написала в споре с учениками на форуме сайта Всеобуч. Она сказала дословно следующее: Нельзя считать себя человеком, если ты не читал Чехова! Насколько я знаю, Бальзак и Диккенс как-то обошлись.:))) И не только без Чехова! Страшно подумать, они и о Пастернаке даже не слышали!!!:)))) И не они одни!!!:))) И стоило только это ей ответить, как она чуть не померла, но зато поняла наконец, почему школа терпит крах в воспитании!!! Из-за таких, как я!!!:)))))) Черт, а я как раз подумала - наоборот!!!:))))))))
Оппонент:По большинству позиций я согласен с Вами, но всё-таки не на 100%. На мой взгляд хорошая литература именно 19 века должна изучаться, прежде всего, как ОБРАЗЕЦ моральной нормы. Напротив, какую-нибудь Донцову (или чьи однодневки Вы записали в бестселлеры?) изучать на уроках совершенно ни к чему: сами прочтут и без домашнего задания. Без некоторого ликбеза тоже не обойтись. По крайней мере, выпускник школы должен знать, что Рафаэль и Микеланджело - это не (только) черепашки-ниндзя.
Кто будет определять ХОРОШУЮ литературу? Анна Ахматова,например, считала роман "Доктор Живаго" фигней, и мне так кажется. Почему именно 19-го века, а другие века чем хуже? Многие не раскрученные шедевры разных веков стали однодневками. Литература 19-го века является ОБРАЗЦОМ моральной нормы 19-го века! Как и любая другая литература. Если Вы о вечных человеческих ценностях, то почему не говорить о них на языке, более понятном современным детям? Ведь "Бедную Лизу" без психоаналитика сегодня читать невозможно. И зачем дурить детей, что дотошное описание каждой травинки Тургеневым или деталей одежды Бальзаком вызвано параноидальной любовью к природе или наблюдательностью, а не элементарным соблюдением объема написанного и сроком авторского договора с издательством? Я не против изучения литературы любого века. Я просто за здравый смысл. Положение учителя и ученика по разные стороны учебного процесса еще не означает их ментальной конфронтации. Держите в голове модель глупыша - его и получаете. Если Вы мне сейчас скажете, что у Вас не вызывали интереса и определенного отклика в душе моральные нормы хиппи или сексуальной революции в 70-е, то я позволю себе напомнить Вам Купринское: удивительно, каким пышным кустом расцветает нравственность, когда отцветают физические возможности.) Знаете, в чем заключается постоянный конфликт отцов и детей? В утверждении за ОБРАЗЕЦ моральных норм идеалов прошлого века и отказе в них веку существующему. Моральные нормы не есть вечные человеческие ценности, а просто понимание их человечеством на данном этапе своего развития, да еще и в конкретно взятом обществе. Когда наконец человечество поймет, что это есть неуважение к собственным детям и трусость взять на себя создание моральных норм настоящего? Я не за некоторый ликбез, я за сознательный и ответственный отбор эталонов мировой литературы как ОБРАЗЦОВ эталонов ЛИТЕРАТУРЫ и не более того. Кто посчитает это для себя ОБРАЗЦОМ моральных норм, тот нарушит одну из наиважнейших заповедей: НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА. Подрастающее поколение именно потому так не самостоятельно и безответственно, что насилуется готовыми догматическими моральными нормами, в то время, как задача каждого человека выстрадать их самостоятельно. Если хотите оспорить, то объясните для начала: чем же, все-таки, объясняется, что многолетнее, системное, тщательно отобранное, повсеместно авторитарно насаждаемое через литературу изучение ОБРАЗЦОВ моральных норм привело к такому тотальному падению именно моральных норм?:)
К бестселлерам я отнесла, например, Гарри Поттера, а не Донцову. Но дело-то не в этом. Что значит, сами прочтут? В том-то и дело, что прочтут сами! А обсуждение, анализ, обмен мнениями, критика, помощь в формировании правильного мировоззрения? Вот здесь-то и нужен учитель, там, где ничего не разжевано по учебникам, если мы признаем воспитательную роль литературы, конечно, а не просто загружаем детям мозги и одновременно высушиваем свои. Я не говорю, что надо заменить Толстого на Донцову. Но я считаю, что надо постоянно оттачивать свою аргументацию в борьбе за ОБРАЗЦЫ моральных норм, а не думать, что кто-то обязан следовать занюханным штампам беспомощного поколения отцов. Белинский с Писаревым, например, не брезговали писать о современниках. До сих пор любо-дорого читать.)