Это цитата сообщения
Керпенесса Оригинальное сообщениеИменинники... Артур Конан Дойль... Рихард Вагнер...
peoples
Занимательные факты из жизни именинников
Небольшая деталь
Артур Конан Дойль приехал в Париж и на перроне его остановил таксист:
— Куда вас доставить, месье Конан Дойль? В дальнейшем произошел следующий диалог:
Конан Дойль. Откуда вы меня знаете? Таксист. Я применил ваш дедуктивный метод. Прежде всего, вспомнил, что газеты писали о вашем пребывании на Ривьере, а вы сошли с марсельского поезда; покрой костюма у вас английский да и манера держаться, как у врача; на указательном пальце вашей правой руки заметно чернильное пятно, следовательно, вам приходится много писать.
Конан Дойль. Да вы настоящий Шерлок Холмс. Таксист, скромно потупив глаза:
— Имеется еще одна небольшая деталь. На вашем чемодане есть наклейка. На ней написано "Конан Дойль".
Забытая сенсация
В далеком 1908 году газеты Англии обошла сенсационная новость: при раскопках в имении адвоката Ричарда Деусона, близ города Пилтдауна, найден череп доисторического человека, который дополняет цепь эволюции, пройденной разумным существом от обезьяны до человека.
"Пилтдаунский череп", как назвали эту находку, стал сенсацией в научном мире. 0 нем появились многочисленные статьи и увесистые монографии. Между тем с самого начала были ученые, которые сомневались в его подлинности.
Череп и все, что связано с его находкой, было самым тщательным образом изучено. Была даже попытка организовать официальное расследование с участием членов парламента, но ее с негодованием отвергли как "клевету на британскую науку". С тех пор в течение десятилетий большинство антропологов мира считали "пилтдаунский череп" выдающимся научным открытием. Лишь в 1953 году после рентгенологического и химического анализов, проведенных в лабораториях Скотланд-Ярда, была подтверждена версия ученых-скептиков о фальсификации. По мнению экспертов, ее произвел специалист очень высокой квалификации". Он искусно соединил верхнюю часть черепа человека с челюстью орангутанга.
Но история находки на этом не закончилась. Американский ученый Джон Хетуэй-Уиналоу, который увлекается изучением исторических фальсификаций, недавно обнародовал результаты своих исследований. По его версии, мистификацию задумал и осуществил не кто иной, как всемирно известный английский писатель Артур Конан Дойл. Согласно свидетельствам того времени, увлеченный археологией адвокат Ричард Деусон неодобрительно отзывался о районах Конан Дойла, загородный дом которого соседствовал с его имением. Уязвленный Конан Дойл решил подшутить над обидчиком.
Согласно свидетельствам того времени, увлеченный археологией адвокат Ричард Деусон неодо6рительно отзывался о романах Конан Дойла, загородный дом которого соседствовал с его имением. Уязвленный Конан Дойл решил подшутить над обидчиком.
Знакомая писателя Джесси Фоулесс, владевшая антикварным магазином, передала ему череп, найденный в древнеримсной гробнице. У другого приятеля, врача и зоолога-любителя с острова Борнео, Конан Дойл купил челюсть орангутанга. С помощью надфилей и бормашины писатель обточил череп, чтобы присоединить к нему челюсть обезьяны.
Затем обработал получившееся соединение химикатами, чтобы череп "прачеловека" выглядел вполне "древним".
Зная о привычке своего соседа Деусона вести раскопки в не далеком заброшенном руднике, писатель закопал там свой сюрприз. Адвокат попался на удочку. Найденный череп он предъявил научному обществу Британского музея. Так возникла слава "пилтдаунского человека". Всеобщий энтузиазм по этому поводу был столь велик, что Дойл не решился открыто заявить о своей фальсификации. Но в своем дневнике он написал: "Вместо того чтобы свалить невежд в яму их невежества, я сам закопал там науку". До самой смерти он так и не узнал, что наука все же откроет истину.
Неудачливый хорист
Молодой Вагнер отправился в Париж, чтобы завоевать его. Но Париж устоял. Не обретя ни славы, ни денег, двадцатисемилетний композитор прожился до того, что вынужден был с отчаяния отправиться в маленький бульварный театрик, чтобы предложить себя там в качестве... хориста. Его финансовое положение было столь отчаянным, что выбирать просто не приходилось.
Хористы в театре были нужны, но вот беда: когда Вагнера стали экзаменовать, обнаружилось, что будущий великий композитор совершенно не умеет петь! Впрочем, это было неважно, так как у него все равно не было голоса...
А при чем здесь я?
Как-то Вагнер пригласил на премьеру своей оперы "Тангейзер" в парижской Гранд Опера композитора Мейербера, приятеля и соперника.
- Ну как вам, маэстро, мое новое произведение? - спросил он, когда занавес упал.
Вместо ответа Мейербер указал на спящего зрителя:
- Смотрите сами.
А когда была поставлена опера Мейербера, он в свою очередь пригласил Вагнера.
- Каковы впечатления? - поинтересовался на этот раз Мейербер.
-Я вижу, что и ваша музыка повергает слушателей в сон! - с торжеством рассмеялся Вагнер, обнаружив в зале безмятежно посапывающего зрителя.
- Где? Ах, этот? - пожал плечами Мейербер. - Ну, этот спит еще с того вечера, когда шел ваш "Тангейзер"...
Публика всегда права...
В 1855 году Вагнера пригласило Лондонское филармоническое общество дать в британской столице несколько концертов. Едва только Вагнер появился в Лондоне, как сразу же подвергся нападкам. В музыкальных кругах прошел слух, что он свысока относится к непререкаемым авторитетам: Моцарту, Керубини, Бетховену и "мучает их в своих концертах", как угодно. Особенно раздражало лондонцев то, что он дирижирует симфониями Бетховена наизусть. Вагнеру дали понять, что это очень неприлично и неуважительно по отношению к Бетховену. И на следующем концерте партитура действительно лежала на пюпитре.
Успех концерта был чрезвычайный. Знатоки музыки окружили Вагнера и наперебой поздравляли:
- Ведь мы вам говорили!... Это совсем другое звучание! Настоящее бетховенское звучание! С каким совершенством вы взяли темп скерцо! Как гениально вели альты!...
С этими словами один из музыкальных знатоков схватил открытую партитуру, и - о ужас!... То был "Севильский цирюльник", да еще в переложении для фортепиано и к тому же стоящий на пюпитре... вверх ногами.
Познакомились...
Как-то, только что познакомившись, Рихард Вагнер и Роберт Шуман провели вместе около часа. После этой встречи Вагнер всем рассказывал:
- Шуман - прекрасный музыкант и замечательный, благороднейший человек, жаль только, что слишком молчаливый...
Шуман же в свою очередь сообщал своим знакомым:
- Наконец-то я познакомился с Вагнером! Он мне очень понравился, одно только плохо: уж слишком он разговорчивый...