• Авторизация


Коллектив или личность? 18-03-2008 04:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!


КОЛЛЕКТИВИЗМ И СОБОРНОСТЬ

к тому, во что вылилась борьба за права меньшинств и вообще за права человека

(по статье К.Льюиса «Коллектив и мистическое Тело»)

Всем известно, что невозможно сказать в обществе пару слов о любви к своему народу или своих вероисповедных принципах, чтобы не прослыть националистом, фашистом, гомофобом или, что чаще, христианским фанатиком. Нам говорят: веруете – и веруйте себе на здоровье, нечего навязывать другим свои устаревшие взгляды, тем более что «просвещенная Европа» давно уже… и т.д. в том же ключе. У всех на устах такие слова, как: «все прогрессивное человечество», «мировая общественность», «нынешнее молодое поколение», «творческий коллектив» и т.п., которые произносятся как от единственного лица. И – заметили? - уже как-то неудобно становится высказывать свое мнение, противопоставляя его коллективному. Все постоянно слышат набившие оскомину слова: «права человека». Кто мне скажет, что это за человек? Где он живет? Как его имя? Покажите мне его в конце концов!..
В связи с этим мне показалась очень интересной статья Клайва Стейплза Льюиса, написанная им в году этак... Постараюсь вкратце ее пересказать.

Мысль о том, что вера – дело сугубо частное, как бы занятие для досуга, и парадоксальна, и опасна, и естественна. Парадоксальна она потому, что возникла в то время, когда коллективизм грубо подавляет личность во всех остальных областях жизни. Человек всегда находится в толпе. Стадность и суета заменили дружбу. Множество людей только и заняты тем, чтобы нарушить чье-нибудь одиночество. Называется это «расшевелить», «вывести из апатии», «вовлечь в общее дело» и т.п. Если бы блаженный Августин или Уордсворт родились в наше время, вожаки молодежных коллективов быстро бы их вылечили. Если бы это не удалось и кто-то еще жил по-своему, его допекло бы радио. Мы изголодались по тишине и уединению, по одиноким раздумьям и настоящей дружбе.

Потому и странно, что в такое время вера связывается с одиночеством. Но это еще и опасно. Когда нам говорят: «Можете верить, но когда вы остаетесь один», подразумевается: «А уж я позабочусь, чтобы один вы не остались». Считать христианство сугубо частным делом, отрицая при этом частные дела, - все равно что просто запретить его. Это одна из хитростей лукавого.

Другая же его хитрость состоит в том, что те христиане, которые знают, что вера их – не частное дело, могут привнести в духовную жизнь тот самый коллективизм, который заполнил жизнь мирскую.

Чтобы не угодить в ловушку, мы должны помнить и повторять, что представление о вере как о деле сугубо частном более чем естественно и даже близко к очень важной истине. Такое представление выражает следующее: коллективизм оскорбителен для личности, для самой природы человеческой, и от этого зла защитить может только Бог.

Такое чувство правильно. Частная жизнь ниже, чем жизнь в Теле Божьем, но жизнь коллективная гораздо ниже частной и ничего не стоит, если не служит ей.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Коллектив или личность? | sonja1 - Дневник sonja1 | Лента друзей sonja1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»