ХРИСТИАНСТВО И КУЛЬТУРА Клайв Стейплз Льюис
Если Царствия Небесного нет в тебе, неважно, что ты выбрал вместо него и почему ты это выбрал.
Уильям Лоу
«В журнале "Thejlogy" за март 1939 г. брат Эвери предложил проверять студентов-богословов - давать им отрывок из мирской книги и смотреть, скажется ли у них тонкий литературный вкус.
Когда я это прочитал, я всполошился… Я почувствовал, что некоторым читателям может показаться, будто тонкий вкус – одно из непременных свойств истинного христианина и люди, его лишенные, дальше от спасения, чем изысканные ценители... Когда-то мне мешало прийти в церковь качество гимнов, которые там пели. Теперь я почувствовал к этим гимнам благодарность. Я был рад, что приходится оставить на пороге церкви нашу драгоценную тонкость вкуса, рад, что больше мне нельзя смешивать душевное и духовное.
Вряд ли кто-нибудь считает всерьез, что тонкий вкус – залог спасения. И все же какова его ценность? Как соотносится культура со спасением?
…Новый Завет оказался если не враждебным, то уж несомненно безразличным к культуре. Мне кажется, после него мы еще можем считать культуру невинной, но я не думаю, чтобы он помог нам считать культуру важной.
Вообще, слов в защиту культуры я нашел очень мало – быть может, я не то читал.
Конечно, культурные ценности душевны, а не духовны. Но душу создал Бог, и ценности ее, быть может, – предвосхищение, прообраз ценностей духовных. Человека они не спасут… Для одних они – доброе начало, для других – ничто. Культура не всех ведет в Иерусалим и многих от него уводит.
И еще в одном смысле культура может нам помочь. В наши дни очень трудно обратить необразованного человека, потому что ему все нипочем. Для него нет тайн. Он все знает. Человеку же культурному приходится видеть, что мир очень сложен и что окончательная истина, какой бы она ни была, обязана быть странной. Все же так обратиться легче.
Словом, я пришел к выводу, что культура позволяет привести некоторых ко Христу. Не всех, конечно, - есть другой путь, он короче и верней. По нему шли тысячи простых душ, но начинали они оттуда, куда нам еще надо прийти.
Нужна ли культура тому, кто уже обратился? Да, наверное... Многие славят Бога делами, которые способствуют его славе лишь потому, что отданы Ему. Если наша работа может быть безвредной и даже полезной, мы вправе делать ее во славу Божью. Тот, кто убирает комнату, и тот, кто пишет стихи, одинаково и на одном условии служат Господу.
Что же до тонкости [вкуса], она лишь способность, и потому ее можно обратить и к злу, и к добру. Я не хотел бы тонко различать, каким неповторимым, каким изысканным, каким не подвластным ничему кажется искушение похоти или низости. Мне кажется, этот идеал менее безвреден, чем те, прежние. В нем так много противного христианству, что я сильно сомневаюсь, можно ли его окрестить».