Уроки рисунка
http://grafik.org.ru/kulikova2.html
Создание фактур и "сохранение белого" в акварели
2. Фактуры с солью и пищевой пленкой
Создание ровного плоского фона в акварели – не проблема, поэтому я показывать не буду, – увлажняете бумагу, разводите краску; разведенной краской, используя большую кисть, быстро-быстро все закрашиваете и идете пить чай. Оно само все равномерно расползется и высохнет ровненьким слоем.
[300x225]
Гораздо интереснее сделать фактуру, чем мы и займемся. Фактуры будем делать две – с солью и с пленкой. Дешево, сердито, дальше кухни ходить не надо.
Краску разводим довольно густо – большинство акварелей очень бледнеет при высыхании, кроме того, по мокрому краска неизбежно разойдется. Если сразу взять краску «в самый раз», такую, какой она по задумке должна быть в конце работы, результат очень разочарует. Пробуем на отдельном листочке бумаги – видите, какой цвет? Не забудьте сравнить с конечным результатом.
[300x225]
Рисуем на влажном листе альбома панорамного формата три квадратика. На заметку: Разной плотности мазки делаются краской разной густоты, а не повторным мазюканьем кисточкой с одной и той же краской – очевидная вещь, но большинство начинающих на ней ловится. Более темные мазки сделаны еще более концентрированной краской, чем показано на предыдущем рисунке.
[300x181]
Теперь быстро, пока все это не просохло, сыплем соль на средний квадратик и кладем творчески помятую пленку на правый.
[300x138]
Левый оставляем для контроля. На заметку: соль сыплем очень аккуратно, мало и из щепоти, не из солонки и не из ложки с горкой. Вот как должно это выглядеть:
[300x223]
Идем по своим делам - все это должно подсохнуть. Ускорить процесс можно феном, но с другой стороны – куда нам торопиться? Да и соль запросто можно сдуть феном. Сохнет это все довольно долго, особенно тот квадратик, что под пленкой – пару часов. Через пару часов сдуваем соль, снимаем пленку и любуемся полученным абстрактом.
[300x114]
Получаемая с помощью пленки фактура сильно зависит от бумаги. Например, в данном случае бумага была с шероховатой поверхностью, и с покрытием, так что фактура хоть и видна, но не очень выраженная. Сравните с результатами того же метода на гладкой, хорошо впитывающей краску бумаге (“Arches Hot Press”):
[150x209]
Следующие две последовательности показывают два способа сохранить и обыграть в картинке исходную белизну бумаги – задача не очень тривиальная в мокрой акварели. Конечно, белый можно нанести поверху - сначала нарисовать картинку, а потом пройтись по ней белой гуашью или акрилом – но гуашь обычно не дает нужной белизны, а акрил часто «кричит» на акварельном фоне.