[270x394]
Любые верования и религиозные системы всегда были для меня чем-то странным и необъяснимым. Я совершенно не понимаю, что такое "бог" и какой смысл рассуждать о том, что "находится за гранью нашего мира", если оно все равно сидит там себе за этой гранью и никак себя в нашем мире не проявляет. Еще более вредной мне кажется идея о загробной жизни, потому как это ожидание посмертных бонусов за лояльность мешает человеку осуществить тот самый carpe diem, без которого невозможно ни счастье, ни формирование полноценной личности.
С другой стороны, я спокойно отношусь к адекватным верующим. Во-первых, спорить бесполезно, субъективный мир очень пластичен, и в мире религиозного человека все его боги, ангелы и демоны существуют вполне реально. Во-вторых, как говорил персонаж одного мультфильма, "это все неспроста". Дело в том, что все без исключения религии начинались с тотема, анимизма и шаманских культов, то есть с прямого и непосредственного переживания различных измененных состояний сознания, и единственным языком описания психоделического опыта был язык священных текстов. Уже потом все это обросло догматикой, обрядами, традициями и прочим культурным мусором, изначально там был чистый экшн.
В этом смысле религии намного авторитетнее современной психологической науки, у которой вообще большие трудности с этим вопросом и которая умеет только забивать галоперидольчиком некоторые неправильные состояния сознания. Очень перспективными в свое время были исследования
ЛСД и
перинатальных матриц, но первое запретили, а со вторым все очень непонятно.
Так что если мы хотим со всем этим разобраться, надо объединять усилия психологов, неврологов, психонавтов (именно психонавтов, а не упоротых торчков), практикующих буддистов, шаманов и исследователей осознанных сновидений. Может быть, они смогут отделить психоделику от ненужной шелухи, отстегнуть ее от традиции и сделать ее более-менее доступной. Такое знание может быть опасным, да. Но все равно это будет очень круто.