• Авторизация


Эпигенетическая концепция Э. Эриксона. 14-12-2010 23:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Эпигенетическая концепция Э. Эриксона.
1. Биографическая справка.
Один из выдающихся психологов ХХ века Э. Гомбургер Эриксон родился 15 июня 1902 года в г. Франкфурте на Майне. Изначально он не собирался быть психологом, выбрал профессию художника и специализировался на детских портретах. В возрасте 25 лет он случайно знакомится с А.Фрейд и увлекается психоанализом. Э. Эриксон становится преподавателем рисования в детской школе А. Фрейд и с 1927 года участвует в семинарах Венской школы. Его обучение продолжается до 1933 года, когда, получив диплом Венского психоаналитического общества, Э. Эриксон принимает вынужденное решение эмигрировать в США. Уже в то время определилась сфера его научных и клинических интересов – этнопсихология и исследование феномена идентичности и проблем, связанных с ее становлением, хотя в его трудах они обозначились гораздо позднее. В то время психоаналитическая школа З.Фрейда была очень популярна в США и Э. Эриксон не испытывает трудностей в становлении собственной профессиональной идентичности. Он имеет обширную клиническую практику, преподает в университетах. Его исследования проводятся на базе Гарвардской психоаналитической клиники, затем Йельского института человеческих отношений. В это время у Э. Эриксона почти нет публикаций. Возможно, богатый материал для обобщений был получен во время II Мировой войны, благодаря изучению “военных неврозов”. Именно в это время и была впервые сформулирована идея идентичности. Позднее Э. Эриксон сосредоточил свои интересы на изучении психологии детского и юношеского возраста, а также продолжал практиковать в качестве психоаналитика. 
В этот период Э. Эриксон начинает публиковать свои исследования. В 1950 году выходит его первая монография “Детство и общество», остающаяся актуальной и популярной по сей день. Эта книга является результатом пересмотра и расширения некоторых идей классического фрейдовского психоанализа и представляет уже сложившуюся авторскую концепцию формирования идентичности.
Затем в 1958 году появляются в печати книги “Молодой Лютер”, “Истина Ганди” и другие работы. В этом направлении (прикладных разработок) Э. Эриксон становится продолжателем исследований З. Фрейда и создает новый метод изучения человеческой личности – “психоисторию”.
В 1960 году Э. Эриксон становится профессором Гарвардского Университета, а с середины 70-х – почетным профессором.
Умер Э. Эриксон 12 мая 1992 года в преклонном возрасте. Творческая жизнь его была богата и плодотворна. Его книги до сих пор являются популярными среди профессионалов и заинтересованных читателей.
2. Психоаналитическая концепция отношений Я – общество.
Являясь, по сути, последователем и учеником З. Фрейда, Э. Эриксон в своих исследованиях сделал акцент на изучении на тот момент мало интересующей психоаналитиков топики психики – Эго. Он попытался иначе, чем З. Фрейд, трактовать невротический конфликт, считая, что в его основе лежат отношения Я - общество. Его работы знаменуют новый этап в развитии психологии и психоанализа, благодаря иному пути исследования психики – психоисторическому. Такой подход предполагает, что локус внимания исследователя направлен в равной мере, как на Я, так и на тот общественно-исторический контекст, в котором Я зарождается, развивается и, реализует задачу адаптации. Благодаря этнографическим исследованиям Э. Эриксон получил возможность изучать культуру материнства в самых разнообразных социальных общностях, и сделал вывод о том, что адекватный стиль материнского воспитания всегда учитывает потребности социальной группы, к которой будет принадлежать ребенок. Его задача, кроме развития своих индивидуально-личностных черт, интеллектуальных характеристик, еще и оправдать ожидания класса, касты, племени и т.д., к которым он принадлежит. Именно таким способом развивается групповая идентичность, не менее важная, чем индивидуальная, создающая у человека чувство своего психического, внутреннего времени, непрерывности своего Я, в процессе роста и развития.
На каждом возрастном этапе общество, по-мнению Э. Эриксона, выдвигает перед человеком задачи адаптации, которые необходимо решить для благополучного продвижения вперед. Культура даже самых на наш взгляд примитивных народов, равно как и высокоорганизованных животных, не является источником внутрипсихического конфликта, как считал З. Фрейд, а создает дополнительные возможности для включения в социум благодаря ритуализации. Ритуализация также является способом преодоления агрессивности и амбивалентности в человеческих отношениях. Анализируя филогенез ритуалов, Э. Эриксон пришел к выводу, что основная его цель – построение взаимосвязи, содержание которой - обмен сообщениями. Он обозначил критерии подлинных ритуальных действий:
·        Общее значение для всех участников взаимодействия при сохранении различий между индивидами;
·        Способность к развитию по стадиям жизненного цикла, в ходе которого достижения предыдущих стадий в дальнейшем, на более позднем этапе обретают символическое значение;
·        Способность сохранять известную новизну при всех повторениях, игровой характер.
Для человека ритуализация, присутствующая уже в самых ранних взамодействиях матери и ребенка, чрезвычайно важна, так как пробуждает эмоциональный мир, расширяет вербальный и двигательный репертуар. Во многом такие повторяющиеся с некоторой позиции формальные, но, в то же время не лишенные индивидуальности ритуальные действия (игра, агукание, ритуалы общение, имя ребенка), делают мир предсказуемым, а человеческий опыт протяженным во времени и непрерывным. Ритуализации и в детстве и в более зрелом возрасте помогает преодолеть разобщенность, отчуждение, дает ощущение близости с другими людьми, помогает преодолеть безнадежность и чувство покинутости. В этом суть ритуала узнавания, взаимности – самого раннего (Таблица 1).
За ним следует критический ритуал, который позволяет ребенку научиться различать добро и зло. Формирование этого вида ритуализации приходится на период приучения ребенка к опрятности. В первую очередь роль родителей состоит в ритуализации одобрения – неодобрения поведения ребенка, но не его самого. Важным моментом является то, что впервые в этом ритуале возникает и развивается свободная воля ребенка. Ритуализация отношений между взрослым и ребенком в этот период помогает последнему справиться с амбивалентностью, научиться следовать определенным правилам, строить границы отношений и действий, научиться уступать в тех ситуациях, где это необходимо. Во взрослой жизни критический элемент присутствует в судебной процедуре.
Игровой возраст порождает новый элемент ритуала - драматический. Развитие ребенка позволяет конструировать некоторые ситуации, воссоздавая их в игре. Его интеллект способен предвосхищать события. Ребенок впервые пробует примерять на себя роли взрослых. В это время формируется Супер-Эго, а вместе с ним появляется чувство вины и самоосуждение. На этой стадии ритуализации подлежат моральные запреты. Э. Эриксон считал, что ритуализация в данный период возможна только в групповых играх и напоминает театр.
            Вступление ребенка в пору школьного возраста несет с собой новый элемент ритуализации – совершенство исполнения. В данном случае задача Эго – поддерживать активное напряжение, позволяющее следовать правилам школьной дисциплины, порядка, при понимании их необходимости. Итак, формальный элемент ритуала – осознанный порядок, в котором человек принимает участие.
            Последний элемент ритуала добавляется в юности и создает идеологическую осмысленность состоявшейся последовательности развития ритуалов. Это тесно связано с формированием интегрированной Эго-идентичности. Ритуализация в этом возрастном периоде, кроме формальной стороны, имеет еще и существенный элемент импровизации, и это ярко проявляется в подростковых ритуалах. Таким образом, общество с помощью формальных процедур признания взрослости, которые существуют во всех культурах с одной стороны, а референтная подростковая группа с другой, позволяют смягчить конфликт поколений и отделиться от родителей. Кроме того, этот преиод – время творчества собственных индивидуальных ритуалов, которые потом поддерживаются всю жизни и передаются следующему поколению.


Таблица 1.

Стадии ритуализации по Э. Эриксону.

Младен-чество

Взаимность

 

 

 

 

Ранее детство

 

Различе-ние добра и зла

 

 

 

Игровой возраст

Религия

 

Драмати-ческая разработка

 

 

Школь-ный возраст

 

Суд

Театр

Формаль-ные правила

 

Юность

 

 

 

Школа

Солидар-ность убеждений

Идеология

Элемен-ты развито-го ритуала

Нуминозный

Критичес-кий

Драмати-ческий

Формаль-ный

Идеологи-ческий

 

  Концепция становления идентичности.

Говоря о вкладе Э. Эриксона в мировой психоанализ, следует начать с представления понятия “Идентичность”.

Часто в качестве определения понятия “идентичность” можно встретить такие: тождественность самому себе или твердо усвоенные и принимаемый образ самого себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения собственным я независимо от изменения “я” и ситуации, а также способность личность к полноценному решению задач, возникающих перед ней на  каждом этапе развития. Можно сделать вывод о том, что обладание сформированной идентичностью один из основных признаков зрелой и здоровой личности.

Сам Э. Эриксон, определяя содержание понятия идентичность, описывает ее как “субъективное и вдохновенное ощущение тождества и целостности” и далее, цитируя У. Джемса “это тот момент, когда внутренний голос говорит: “Это и есть настоящий я!”

Обретение идентичности  - это длительный процесс, проходящий в течение всей жизни, складывающийся из последовательных Эго-синтезов. Идентичность – некая гибкая форма самосознания и самопереживания, которая включает в себя постоянно меняющийся и обогащающийся набор из конституциональной предрасположенности, либидных потребностей, способностей, наиболее значимых идентификаций, индивидуальный для каждого набор защитных механизмов, актуальных и потенциальных ролей.

Э. Эриксон разделил весь жизненный цикл на стадии от рождения до смерти. Для каждой из них характерна своя специфическая задача, решив которую человек постепенно строит свою идентичность.

Клиническая практика дала Э.Эриксону возможность понять, что первый телесный опыт ребенка ложится в основу его жизненного опыта вообще. В этом контексте важно понятие «модус органа». Вслед за З. Фрейдом, Э. Эриксон определял «модус органа» как зону концентрации либидинозной энергии. Каждый орган, связанный с определенной стадией развития предопределяет формирование определенного качества личности.  По-мнению Э. Эриксона модусы являются центральной  темой воспитания детей в любой культуре, для которой оказывается значим телесный опыт ребенка. Если общество придает должное значение модусу органа, то затем в силу включения ребенка в культурную среду, модус теряет изначальную прикрепленность к органу и образуется другое, поведенческое значение модуса. По Э. Эриксону существуют модусы: втягивания, удержания, вторжения и включения.

Можно привести пример взаимодействия матери и ребенка на оральной стадии. Э. Эриксон пишет о том, что важно не само взаимодействие через рот, а  оральный способ  взаимодействия с миром вообще. Из этого модуса формируется возможность получать что-то из внешней среды и от людей вообще, а не только пищу. Следовательно, формируется психическая модальность «вбирать». Эта возможность с наступлением второй фазы оральной стадии (с появлением зубов) дополняется еще и возможностью выхватывать что-то из общего фона (модус «кусать»), а, следовательно, концентрировать свое внимание на чем-то активно, взамен пассивному вбиранию на предыдущей фазе.

Аналогично этому в анальной фазе модусы расслабления и удержания трансформируются в социальные формы поведения – сохранение и уничтожение. В свою очередь модусы вторжения и включения  на следующих стадиях создают возможность для включения ребенка в реальную взрослую совместную деятельность, создают качества активной предприимчивости и инициативы.

Стадии развития.

1.        Раннее младенчество (Базовое доверие  - недоверие (до 1 года).

Доверие – краеугольный камень жизнеспособности личности. У младенца в этот период времени существует огромная жажда внешних впечатлений. Эта стадия связана с чувством комфортного расслабления у ребенка и чувством довольства у матери.  К концу  стадии важно, чтобы ребенок мог спокойно, без чувства внутреннего дискомфорта и ощущения брошенности отпускать мать. Эта способность развивается тогда, когда отношения в диаде связаны с чувством постоянства, это укрепляет Эго ребенка. В этом случае внутренний мир сочетается с переживанием постоянства и предсказуемости внешнего мира. Ребенок впервые приобретает опыт проекции и интроекции. Впервые строит границы собственного Эго и это связано с ощущением Я и не-Я, внутри и вне меня. Отношения с матерью позволяют сформировать чувство идентичности самому себе. Возникают первые механизмы психической защиты: проекция и интроекция. Наиболее важным в этом возрасте оказывается наличие позитивного опыта эмоционального и телесного контакта с матерью. Признаки сформированного доверия:

-                                 глубокий и спокойный сон;

-                                 легкое кормление;

-                                 общая ненапряженность внутренних органов ребенка.

Итак, основная задача этой стадии – формирование доверия и преодоление отчуждения и чувства разобщенности.

2. Позднее младенчество (Автономия – стыд, сомнения, до 3 лет).

В этот период у ребенка появляется упрямство, наиболее активно это проявляется в то время, когда его начинают приучать к соблюдению правил туалета, одевания. Он учится процессам удерживания и отпускания. Начинает формироваться воля, стремление к самостоятельному принятию решений, ответственности за сделанное. Будучи начатым, как борьба за сфинктерный контроль, туалетный тренинг преобразуется в борьбу за овладение своими движениями, а впоследствии за утверждение своего автономного Я. Важно, чтобы растущая автономия и самостоятельность не подрывала доверия к миру, сложившегося в младенчестве. Это будет зависеть от формы родительского контроля, используемой при воспитании ребенка. Наиболее удачным считается преобладание контроля, поощряющего возможные действия, над запрещающим контролем. Это помогает ребенку мягко и малотравматично построить границы собственного Эго и своих действий, не провоцируя излишне сильного переживания стыда и сомнений. У ребенка в этот период, благодаря пристыживанию и наказаниям возникает ощущение, «что глаза мира смотрят на него». Как ответное чувство со стороны ребенка может возникнуть желание ослепить весь мир или спрятаться от него, если эти глаза не любящие, жесткие и враждебные. Позитивным итогом стадии можно считать достижение баланса между умением сотрудничать с людьми и умением настаивать на своем, между свободой самовыражения и ограничением.

3. Раннее детство (Инициатива - вина, до 6 лет).

Ребенок глубоко идентифицировался с персонами своих родителей, однако на этой стадии перед ним стоит вопрос, какой же личностью должен стать он сам. Три линии развития составляют основу этой стадии и формируют ее кризис:

·      ребенок становится более свободным и более настойчивым  в своих достижениях и устанавливает более широкий спектр целей;

·      совершенствующееся чувство языка позволяет ему задавать бесконечное множество вопросов. Часто он не получает адекватных ответов на них и, в связи с этим, формирует не всегда правильные представления о многих понятиях;

·      достаточно развитая речь и моторика позволяют ему распространять свое воображение на огромное множество ролей и, подчас, его самого это пугает.

Результатом этих трех линий развития должно стать формирование инициативы, как  базиса для более реалистичного восприятия собственных целей и амбиций. Ребенок в этом возрасте обладает огромным количеством энергии, активен, а значит, может осваивать новое пространство. Ребенок хорошо владеет моторикой, что позволяет ему сконцентрировать внимание не на движении, а на тонкостях социальных контактов, проявлять любознательность, особенно по поводу половых и социальных ролей. Он стремится представить себе эти роли и понять, какие из них в будущем ему предстоит выполнять.

Э. Эриксон утверждает, что на этой стадии доминирует модус "вторжения", описывая различные виды его  активности и фантазий:

1. Вторжение в пространство с помощью локомоции;

2.Вхождение в неизведанное с помощью любопытства и любознательности;

3. Вторжение в психологическое пространство других людей посредством речи и крика;

4. Физическую атаку в отношении других людей;

5. Первые пока еще пугающие фантазии о введении фаллоса в женское тело.

Этому периоду свойственно развитие Эдипова комплекса, который связан с более реалистичным пониманием половых и социальных ролей.  Э. Эриксон в целом разделял мнение З. Фрейда по поводу сути и содержания Эдипова комплекса. Он писал о том, что кроме непосредственного переживания тревоги, связанной с побуждениями Ид  и формирования Супер-Эго, девочки на этой стадии часто проходят период «отрезвления», замечая, что ни в движениях и ни в уме, ни в социальной настойчивости они не уступают мальчикам. Несмотря на это они лишены пениса, а вместе с ним «важных преимуществ, имеющих место в культуре» В этот пeриод ребенку чрезвычайно полезно ненавязчивое сексуальное просвещение, благодаря которому он легче переносит опасения, связанные с дифференциацией половых ролей.

Стадия игры  детской генитальности добавляет в список базисных модальностей обоих полов модус "делания". При этом у мальчика ставится акцент на делании путем мозговой атаки, а у девочки - путем агрессивного захвата, превращения себя в привлекательный объект. В этом состоит различие между женской и мужской инициативой.

Наряду с инициативой у ребенка просыпается чувство вины, связанное с фантазиями о гигантской власти, принадлежащей ему. Эта стадия формирует также соперничество с теми, кто оказался первым, кто занял поле деятельности, на которое направлена инициатива ребенка. В основном соперничество направлено на родителей, и вследствие этого поражение неизбежно. Именно поражение формирует почву для возникновения вины и тревоги, связанной с глобальным страхом за свою жизнь, проявляющимся в "комплексе кастрации".

Формирующееся Супер-Эго позволяет ребенку сознательно управлять своим поведением, регулировать инициативу. У него появляется "внутренний голос", позволяющий развиться самонаблюдению, саморегуляции, самонаказанию. По сути именно эта фаза становится краеугольным камнем зарождающейся нравственности. Следует помнить, что эти формы деятельности Супер-Эго еще не являются зрелыми, поэтому излишняя их эксплуатация родителями может привести к тому, что Супер-Эго  ребенка останется  жестким и архаичным, нагруженным чувством обиды за то, что сами родители не живут в соответствии с требованиями, предъявляемыми ему. Кроме того, излишняя жесткость воспитательских требований обедняет личность, а ее результатом может оказаться самоограничение или истерическое отвержение. Накопленная обида на родителей может привести ребенка к выводу, что нет абсолютного «хорошо» или «плохо», а правда на стороне сильного, это позволяет сделать моральные нормы оружием наказания других людей.

 В случае неблагоприятного исхода этой стадии формируются два типа людей:

- те, которые в течение всей жизни удерживаются от проявления своих возможностей. Фантазий, чувств;

-другой тип - сверхкомпенсированные, демонстрирующие непрекращающуюся инициативу, остановить которую может только серьезное заболевание (например, психосоматическое). Их представление о себе в большей мере связано с тем, кем они могли бы стать в будущем, а не с тем, кем являются в настоящий момент.

Игры с родителями позволяют ребенку прочувствовать сотрудничество, получить необходимый опыт равенства и одинаковой ценности обоих полов и различных возрастов. Таким способом чувство вины интегрируется в сильное сознание, устанавливается способность  движения к возможному и реалистичному будущему. 

4. Возраст игры (Компетентность – недостаточность, до12 лет).

Эта стадия в первую очередь связана с овладением ребенком различными умениями, в частности умением учиться. Основная задача - овладение символами культуры. Это время обозначается Э. Эриксоном как «психосексуальный мораторий».

Возрастной период от 6 до 11 лет  характеризуется развитым воображением, способностью ребенка к соблюдению дисциплины, планированию собственных действий, стремлением все делать хорошо. Здоровая соревновательность также характерна для этого возрастного периода. В это время дети начинают получать удовлетворение от  работы, завершая которую они получат награду. Активно идет процесс консолидации Эго. Это связано с обучением и, как следствие, с возможностью идентифицироваться с представителями отдельных профессий.

Школа  систематически приобщает ребенка к знаниям о трудовой деятельности, и передает таким способом  «технологический этос» культуры.

 Позитивным следствием этой стадии развития будет формирование чувства умелости, компетентности. Ребенку чрезвычайно важно, чтобы то, что он делает, было одобрено и признано обществом.  Негативно сказывается на прохождении этой стадии переживание ребенком чувства неадекватности выполненной работы, чувство того, что делается недостаточно. Как следствие развивается чувство неполноценности и ребенок, уже «отодвинувший на второй план родителей», снова регрессирует в детский, замкнутый мир семьи, отказываясь от социума. Часто случается и так, что дети фокусируются на учебе и отстраняются от других сфер жизни.

5. Отрочество и юность (Идентичность – смешение ролей, до 20 лет).

Это стадия, на которой ребенок заканчивается как ребенок и вступает в пору взрослости. Э. Эриксон считает, что именно она – ключевая для обретения идентичности и кризис этой стадии наиболее глубоко переживается.  Перед подростком стоит задача интеграции частных идентификаций. Состоявшихся на предыдущих стадиях развития в единую, целостную Эго-идентичность, «связанную с прошлым и спроецированную на будущее».

Три линии развития предваряют формирование Эго-идентичности:

o        физический рост и половое созревание;

o        озабоченность тем, как он выглядит в глазах других;

o        необходимость найти свое профессиональное признание.

 Наиболее характерен для этого возрастного периода – возврат к стадиям, переживаемым до 6 лет. В это время у родителей есть 2-й шанс сформировать у ребенка чувство постоянства и идентичности. Ребенок должен решить заново все старые задачи сознательной и с точки зрения значимости своего выбора для общества. Так социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, умения создает целостную личность.  Эго становится более устойчивым. Э. Эриксон обозначил кризисный период между юностью и взрослостью как «психологический мораторий», в течение которого в личности происходят многомерные сложные процессы обретения собственной взрослой идентичности и нового отношения к миру. У творческих, одаренных людей этот период может затянуться на годы. Эриксон также отмечал, что слишком затянувшийся психический мораторий и «диффузия идентичности» амии по себе предполагают необходимость психотерапевтического вмешательства, так как располагают личность к регрессу и стремлению отсрочить зрелость, провоцируют развитие диффузной  тревоги, чувство изоляции и пустоты. 

6. Ранняя зрелость (Интимность – изоляция, до 25 лет).

Эта стадия по Эриксону предполагает возможность решения взрослых задач на основе сформированной идентичности. В это время строятся дружеские и брачные отношения, рождаются дети.

При условии благополучного исхода предыдущих стадий, человек уже не боится утраты собственного Я. Основная задача этого периода – совершение выбора между перспективой установления самых разнообразных социальных и личных контактов, т.е. формированием интимности и изоляцией.

 Интимность – это способность осуществлять присоединение, привязанность, партнерство в соответствии с этическими нормами, даже если это требует жертв и компромиссов. Это предполагает силу этических принципов. Человек начинает осознавать, что Я – это не только мои чувства, но и  нечто большее: связанное с этическими принципами. Если в этот возрастной период человек избегает интимности, то возникает страх утраты Эго, реальности. Как следствие формируется чувство изолированности от других людей. Появляются предубеждения против других людей, которые обладают качеством интимности. В отношениях с другими людьми (близких и дистантных) постоянно проявляется стремление к соревнованию. Эти люди не могут присоединяться, сотрудничать, они постоянно борются с теми, кто находится рядом. Эта борьба провоцируется страхом потерять себя, если дистанция в отношениях окажется слишком короткой. Э. Эриксон считал, что признак взрослости на этой стадии это способность выносить фрустрацию без подавления эмоциональной жизни и способность к взаимному оргазму.

7. Средняя зрелость (Созидательность – застой, до 64 лет).

Наиболее длительная по времени, центральная стадия, охватывающая период жизни примерно до 64 лет. Основная ее задача – разрешение противоречия между способностью человека к развитию на основе фундамента полученных знаний и жизненного опыта и медленным регрессом личности – застоем. Основные потребности на этой стадии связаны с реализацией идеи передачи опыта другим людям. Если эти потребности не могут быть реализованы, наступает регресс и формируется псевдоинтимность. Переживание псевдоинтимности связано с чувством застоя, личностной пустоты. Человек способен и хочет заботиться только о самом себе и при этом не испытывает чувства удовлетворения. Благоприобретением этого жизненного этапа становится формирование  своей индивидуальности, неповторимости. В результате человек обретает возможность быть самим собой.

8. Поздняя зрелость (Интеграция Эго- отчаяние, от 65 лет).

Восьмая, завершающая жизненный цикл человека стадия. Наступает с приходом пожилого возраста. Основная функция Эго в этот период – жить в мире с собой, без внутренней борьбы. Полю

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Эпигенетическая концепция Э. Эриксона. | Nie_liebe_mich - Дневник Nie_liebe_mich | Лента друзей Nie_liebe_mich / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»