• Авторизация


Концепция адаптации. Концепция автоматизмов. ФОРМИРОВАНИЕ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОГО МИРА. Соотношение концепции Эго и теории репрезентации 14-12-2010 23:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ОБЗОР НЕКОТОРЫХ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ РАЗРАБОТОК Х.ХАРТМАННА

Концепция адаптации

Х. Хартманн придавал этой концепции особое значение. Практически во всех его работах есть ссылки на эту тему.

Рассматривая процессы адаптации животных и человека, Х. Гартман делится интересным наблюдением. Если реализация инстинктивных потребностей у животных в целом ведёт к успешной их адаптации, то у человека проведение в жизнь принципа удовольствия приведёт к разрушению индивида. Из этого Х. Хартманн делает вывод том, что процессы адаптации управляются у человека совсем иначе. ЭГО – является специальным органом адаптации. Иначе говоря, одной из важнейших функций ЭГО является адаптация индивида, хотя если двигаться от общего к частному, правильнее было бы сказать, что всё множество функций ЭГО в норме служит адаптации.  

Почему вопросам адаптации Х. Хартманн уделяет такое большое внимание? С самого рождения психоанализа главным критерием, мерилом ценности и справедливости его утверждений являлась терапевтическая успешность, а целью всякой терапии является адаптация личности к внутренней и внешней реальности. Вот об этой то важнейшей связи между терапевтическими результатами и успешности адаптации Х. Хартман и призывал не забывать. Он призывал к тщательнейшему анализу всех психических феноменов, терапевтических действий и результатов с точки зрения адаптационной значимости.

Подход с позиции адаптации выполняет порой роль лакмусовой бумаги в химическом опыте, свидетельствуя о чём-то, что простому глазу наблюдателя иначе было бы не недоступно.

Итак, одной из ключевых в теории  Х. Хартманна является концепция адаптации. В свою очередь адаптация является одной из функций Эго.

Определение: Адаптация – реципрокное взаимоотношение между организмом и средой, которое обеспечивается аппаратами врожденной оснащенности, их взрослением и созреванием и эго-регуляторными механизмами, поддерживающими отношения индивида со средой.

Виды адаптации.

Аллопластическая – когда изменения происходят во внешней среде.

Аутопластическая – изменения себя самого. ( З. Фрейд. «Проблема дилетантского анализа»)

По-мнению, Х. Хартманна, аллопластические изменения могут быть вредными (безадаптивными) в отличие от аутопластических, которые структурируют личность и являются полезными (адаптивными).

Однако, в каждой конкретной ситуации высшие Эго-функции решают какого рода изменения предпочтительны. Следует помнить о том, что задача адаптации индивида может входить в конфликт с адаптацией вида (популяции).

Адаптация также может быть прогрессивной и регрессивной. Х. Хартманн считал, что развитие использует регрессию также хорошо, как и прогресс для адаптации. Регрессия может быть в некоторых случаях к ранним стадиям, когда было единство с объектом, чувство целостности. Х. Хартманн делает акцент на комплексности, многофакторности человеческого поведения. Он говорил: «потребность в отступлении нельзя рассматривать как расстройство. Она периодически может быть даже более подходящей, чем развитие».

Для эффективной адаптации необходима слаженная работа всего ансамбля влечений, эго-функций, аппарата эго и принципа регуляции. Таким образом можно достичь адаптации в среднеожидаемой среде (но не экстремальной). Важнейшими инструментами этого ансамбля являются:

l              Фантазии. Психоаналитикам столь часто приходилось иметь дело с проявлениями патологий в фантазиях пациентов, что фантазийная деятельность сама по себе стала ошибочно отождествляться с патологией. Неправомочность таких соответствий проявляется немедленно, как только мы пытаемся протестировать данное психическое явления с позиций адаптационной значимости. Фантазирование является неотъемлемой частью психического функционирования. Ребёнок учится владеть окружающим миром через фантазию. Игра насквозь пронизана фантазированием. Никакая отсрочка в удовлетворении желания невозможна без фантазии. Мы фантазируем, моделируя в уме последствия предполагаемых действий. Фантазия приносит утешение и помогает терпеть фрустрации всем от мала до велика. Как ни парадоксально, но фантазирование лежит в основе всех «точных» наук, ведь в природе не существует, например, такого явления как «число» - по своей сути это лишь наша фантазия. Итак, человек получает связь с реальностью благодаря фантазиям. Он таким образом тестирует реальность. Фантазии связывают потребности и цели и «подсказывают» возможные пути их реализации.

·                    Рациональные действия, которые позволяют познавать реальность, накапливать опыт, прогнозировать, планировать, структурировать знания о внешнем мире. Наилучшего функционирования в реальности невозможно достичь только через знания о ней. Этот путь лежит через влечения, иррациональную, бессознательную жизнь.

·                    Аффекты, которые иногда бывают важнее, чем рациональные действия, так как они могут организовывать и подталкивать к развитию многие функции Эго, а так же обладают сигнальной функцией, организуя поведение в целом.

Очень важным моментом в психоаналитической терапии является рассмотрение адаптивной значимости терапевтических достижений на разных этапах лечения.

Существует множество аспектов этого вопроса. Можно долго говорить об этом, но ограничимся несколькими примерами.

Очевидно, что психоаналитическая терапия направлена на улучшение адаптивных возможностей человека. Однако давайте задумаемся: а о какой именно адаптации идёт речь. Ведь адаптация может быть индивидуальной, когда стихают бури внутрипсихических конфликтов, отнимавших столько жизненных сил личности, или выстраиваются реалистичные репрезентации самости и объектов. Благодаря этому образы окружающих смягчаются и становятся менее угрожающими, а самопредставление более целостным и удовлетворяющим.

Концепция автоматизмов

Х. Хартманн утверждал, кто концепция автоматизмов очень важна для понимания того, как образуется структура и феномен переноса. Он обнаружил, что не только поведение, но перцепция и мышление демонстрируют автоматизмы. В двигательной сфере постоянно повторение интегрирует соматические системы так, что движение становится автоматическим (выработка навыка). Этим достигается более экономное использование энергии. В ментальной сфере повторение является автоматизацией методов решения проблемы. Х. Хартманн считал, что так образуются привычки и лишь позднее Эго начинает наблюдать за действиями человека. Итак, автоматизмы служат примером относительно стабильной адаптации. Для здоровья и зрелости Эго необходима и гибкость и автоматизмы. Тотальная гибкость Эго – иллюзия и она не может быть целью психоанализа. Х. Хартманн писал, что автоматизмы используют только соматический и предсознательный аппарат Эго и играют важнейшую роль в адаптации.

Структурализация

Формирование структуры, обслуживающей адаптацию – Супер-эго.

Супер-эго является результатом адаптации, а также результатом продолжения развития Эго, включающем процессы идентификации. С другой стороны идентификация отражает природу процесса адаптации к родительским фигурам. Х. Хартманн: «внутри супер-эго мы живем в предыдущих поколениях так же хорошо, как в самом себе». Супер-эго сцепляет поколения и психическая структура становится растущим комплексом элементов психики. Адаптация человека идет двунаправлено. Он что-то забирает из внешнего мира и возвращает обратно с улучшениями. Следовательно, человеческое бытие зависит от среды, мыслей и действий индивида в отличие от животных, у которых доминируют инстинкты.

ФОРМИРОВАНИЕ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОГО МИРА

Х. Хартманн предложил пойти дальше чисто описательного подхода в разграничении внешнего и внутреннего в психической жизни. Новый взгляд предложенный им и его последователями представлял ситуацию следующим образом:

В процессе развития психики ребёнка происходит формирование внутреннего мира, состоящего из огромного количества ментальных образов. Лишь на основе этих внутренних образов возможно осмысленное восприятие чего-либо внешнего.

Репрезентации (ментальные образы, представления), создаваемые ребёнком, позволяют ему воспринимать ощущения, приходящие из различных источников, организовывать и структурировать их неким осмысленным образом.

Очень важно понять, что для того, что бы знать, что находится снаружи, ребенок должен создать образ этого внешнего как часть своего внутреннего мира.

Этот процесс принципиально отличается от интернализации аспектов родителей, которая сопровождает разрешение эдипова конфликта.

Новизну этого подхода легко увидеть, например, вспомнив, как З. Фрейд и классическая теория представляли процесс формирования Супер-ЭГО.

Этот процесс прояснялся на основе идентификации и интроекции, как простом принятии внутрь достаточно целостных, объёмных представлений о родителях. Их авторитет и статус переносился во внутренний мир.

Однако для того чтобы идентифицироваться с родителем, иметь возможность интроецировать его, как целостную личность, надо научиться его воспринимать.

Если воспользоваться терминологией ЭГО-психологии, то можно утверждать:

Для того, что бы любой внешний объект стал устойчиво восприниматься ребёнком, как относительно неискажённая целостность, он должен построить устойчивое представление о нём в своём внутреннем мире.

Вся совокупность ментальных образов и представлений внешних объектов, себя, аффектов, отношений, той или иной деятельности и многого другого составляет репрезентативный мир личности.

Опираясь на тезис Ж. Пиаже о том, что «целостное, объемное восприятие объектов ребенком не возникает сразу. Для этого необходимо накопление большого количества следов памяти, подтверждающих опыт», Х. Хартманн предложил пойти дальше, чем описательное деление на внутренний и внешний мир. Восприятие – это активный процесс, в ходе которого Эго трансформирует массу информационного материала в осознанные образы восприятия. Следовательно, ребенок создает внутри своего мира наборы следов памяти, объединенные представлением о внутреннем и внешнем мире. Репрезентации объединяют представления, создаваемые ребенком и позволяют ему воспринимать ощущения и организовывать их неким образом. Основная идея Х. Хартманна: для того, чтобы ребенок мог воспринимать нечто внешнее, он сначала должен создать образ этого внешнего как часть своего внутреннего мира.

В этом тезисе он расходится с точкой зрения З. Фрейда: чтобы иметь возможность интроецировать объект нужно иметь возможность воспринимать объект.

Изначально, существование ребенка характеризуется абсолютной недифференциированностью восприятия. Ребенок способен получать огромную массу информации, однако она лишена психологического смысла. Все восприятие базируется вокруг переживания напряжения и разрядки. В представлении ребенка еще отсутствуют субъект и объект. Первые восприятия расплывчаты и недифференциированы. В дальнейшем, воспоминания об удовлетворении будут все более и более накапливаться, увеличиваясь как в объеме, так и качественно.

Условия, необходимые для дифференциации:

(Вейко Техке, «Психика и ее лечение»)

1.      Количественная достаточность воспоминаний о ситуациях, приносящих удовлетворение.

2.      «Следы памяти» должны обладать качеством временной предсказуемости, следовательно, удовлетворение должно быть повторяющимся. Таким образом закладывается базовое доверие.

3.      Качественная согласованность удовлетворений. Мать должна адекватно реагировать на конкретную потребность ребенка, давая удовлетворение именно этой потребности. Таким образом, происходит различение всего спектра человеческих потребностей и способов их удовлетворения.

4.      Синхронизация пока еще недифференцированного материала в диадных отношениях (мать – ребенок). Синхронизация заключается в доступности матери, ее способности использовать комплементарные (согласующиеся) отклики и реакции. Это те эмоциональные реакции побуждения к действию, которые возникают у человека как немедленные отклики на выражаемые здесь и сейчас вербальные и невербальные послания.

Что заставляет ребенка перейти от попыток галлюцинаторного удовлетворение к воспринимаемой дифференциации между Я и объектом?

В психике царит принцип удовольствия. Любой шаг в развитии совершается в том случае, если он является лучшим способом получения удовольствия. Следовательно, дифференциация возникает в качестве лучшей альтернативы недифференцированным галлюцинациям в попытке получить удовольствие. По мере накопления опыт, ребенок вовлекается в 2 последовательности событий:

1.      Потребность – галлюцинаторное представление об удовлетворении – отсутствие реального удовлетворения.

2.      Потребность – возникновение и невозможность галлюцинаторного представления об удовлетворении – реальное удовлетворение.

Ребенок регистрирует эти опыты как различные. Если второй путь более предпочтителен, осуществляется выбор еще недифференцированной психикой в пользу построения отношений с реальностью и построения различий между первым и вторым опытом. Здесь нет психической жизни, т.к. основой еще является принцип удовольствия.

Выбирая второй путь ребенок выбирает более тесную связь с реальностью, когда галлюцинаторное представление оказывается неспособным приносить удовлетворение. Это создает скачек в развитии.

Х. Хартманн считал, что дифференциация начинается с открытия ребенком того факта, что его крик способен принести удовлетворение, тогда как галлюцинаторное представление не способно само по себе дать удовлетворение.

Первое психическое восприятие собственного крика и его связи с удовлетворением становится ядром в восприятии собственного Я (Сэлф). Крик приобретает сигнальную функцию, становится активным призывом. Ребенок осознает, что удовлетворение приходит извне.

Происходит дифференциация образа себя и объекта. Они группируются вокруг 2-х ядер (самостных фрагментов).

1.      Преднамеренный призыв ребенка (ядро Сэлф).

2.      Удовлетворение от чего-то извне, управляемого собственной активностью (ядро объекта).


Абсолютно хороший и абсолютно плохой объект

Недифференцированная матрица

Первичная дифференциация

 

 

 

 

 

 

 

 


 

                                                                                                                            

Селф

Объект

 

 

 


 

Абсолютно хорошее

Абсолютно хороший/

Абсолютно плохой

                                                                                                   

 

 

 

 

 

рис. 1

 

Первым репрезентантом становится образ собственного Я (Селф) с неограниченным абсолютным стремлением к удовлетворению. Объект наделяется неограниченной возможностью дать это удовлетворение. На этом этапе объект – абсолютно хороший, т.к. идеализированное собственного Я зависит от обладания и доступности абсолютно хорошим объектом. Однако реальный объект не может быть абсолютно хорошим. Фрустрация с его стороны неизбежна. Это угрожает существованию объекта и дифференциации. Однако Х. Хартманн считал, что существует витальная потребность психики в дифференциации, и ребенок защищается от фрустрации, расщепляя представление об объекте как об абсолютно хорошем или абсолютно плохом. Такое расщепление позволяет быть более независимым от восприятия реального объекта (матери).

На этапе первичной дифференциации психика ребенка обладает двумя наборами объектных представлений, и материнский объект колеблется от абсолютно хорошего до абсолютно плохого образа.

Соотношение концепции Эго и теории репрезентации

Х. Хартман утверждал, что формирование репрезентативного мира является одной из многих функций Эго, а репрезентативный мир – существенная часть Эго. Ребенок обладает врожденной интенцией на внешний мир. Репрезентативный мир – матрица, в которой происходит формирование Эго и развитие его функций, а репрезентация выполняет роль посредника между ребенком и внешним миром. Сам репрезентативный мир – это набор ментальных образов. Сандлер и Розенблат причисляют создание репрезентативного мира к функциям Эго. В то же время, построение репрезентации – необходимое условие для развития Эго. Эго является активным агентом в психическом мире, а репрезентативный мир неактивен. Скорее, это некий набор «указателей», которые ведут Эго по пути приемлемой адаптивной и защитной активности. Эго пользуется селф-репрезентацией, и объект-репрезентацией в попытках сохранить равновесие. Оно может позволить им проявляться в неискаженном виде или модифицировать их в соответствии со своими потребностями.

Весь путь развития репрезентативного мира – это сложный процесс интернализации изначально межличностных отношений во внутренний мир.

Репрезентация обладает более или менее продолжительным существованием. Это достаточно стабильная структура, основанная на множестве образов. Одновременно с интеграцией селф-репрезентации начинает развиваться новая структура – идеальные образы Я, объединяющаяся в формацию Я - идеал. Это происходит потому, что восприятие ребенком самого себя становится все более объективным и реалистичным. Тот же процесс происходит с образами объекта, которые объединяются в формацию «идеальный объект». Ребенок сохранил идеальные образы объекта, но уже способен отличать реальность от фантазии. Итак, Я – идеал, идеальный объект и идеальный образ отношений с объектом группируются и интроецируются в супер-эго. Так возникают идеалы супер-эго.

Плохие образы Я и объекта, ранее экстернализированные, снова реинтернализуются в супер-эго, и становятся его садистическим компонентом.

Эти процессы продолжаются до конца жизни, т.к. происходит постоянное пополнение селф- и объект-репрезентаций на основе опыта.

1                   0-4 недели. Недифференцированность. У ребенка нет разделения на Я и не Я, нет границ Эго, восприятие недифференцированно. (Рис 2.)

2                   4-12 недель. Создание и консолидация слитной недифференцированной Я-объектной репрезентации, вознаграждающего типа, которая образуется под влиянием позитивных опытов в диаде мать-ребенок. Одновременно, под влиянием фрустрирующего опыта по контрасту с абсолютно хорошей репрезентацией создается отдельная примитивная психическая структура, представляющая собой недифференцированную абсолютно плохую сэлф-объектную репрезентацию. Обе структуры фиксируются как полярные противоположные психические структуры. В этот период Я и не Я еще не разделены. Имеются лишь зачатки границ Эго.

3                   13 неделя – до конца 1 года. Внутри абсолютно хорошей репрезентации постепенно отделяется образ Я от не Я. Позднее происходит дифференциация я и объектных образов внутри абсолютно плохой репрезентации. Этот процесс происходит позднее, по-сравнению с абсолютно хорошей репрезентацией, т.к. дифференциация осложняется работой механизма примитивной проекции. Благодаря ей происходит экстернализация абсолютно плохой репрезентации во вне и это позволяет сохранить зачатки хорошей части Я. Кроме того, на дифференциацию образов Я и объекта влияют процессы когнитивного развития. Ребенок в этот преиод способен создавать устойчивые образы – когнитивные константы, которые способствуют сохранению  образов Я и объекта. Уже существуют достаточно четкие границы Я, однако нет еще целостного представления о себе и объекте. К концу этого периода в психике ребенка существует набор из 4-х типов образов отделенных друг от друга: Я-позитивное, Я-негативное, объект – позитивный, объект – негативный.

4                   Конец 1 года начало 2-го. В течение этого периода развития негативные и позитивные образы Я объединяются  в интегрированную Сэлф-репрезентацию. Тот же процесс  происходит и с образами объекта ( строится объект-репрезентация). Аффекты ребенка в это время менее тотальны и более дифференцированы, смягчены. Самовосприятие и его представление о себе в социуме становятся тем ближе к реальному, чем больше интегрирована Сэлфрепрезентация. Возрастает адекватность самооценки и оценки своего вклада в отношения с окружающими. К концу стадии в психике образуются 2 вида репрезентаций, объединяющих позитивные и негативные аспекты Я и объекта. В дальнейшем эти репрезентации будут изменяться и обогащаться  в соответствии с получением нового опыта.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Концепция адаптации. Концепция автоматизмов. ФОРМИРОВАНИЕ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОГО МИРА. Соотношение концепции Эго и теории репрезентации | Nie_liebe_mich - Дневник Nie_liebe_mich | Лента друзей Nie_liebe_mich / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»