КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ЭГО.
Сфера Эго свободная от конфликта
Следуя за З. Фрейдом, Х. Хартманн утверждал, что конфликт – один из способов развития человека. Он писал: «поведение человека может быть описано как череда конфликтов, которые необходимо разрешить в борьбе между Ид и Супер-эго. Если мы еще сюда включим конфликт с внешним миром, то увидим войну человеческого Эго на 3 фронта».
Однако, поддерживая конфликтный подход, Х. Хартманн сделал вывод о его недостаточности.
Х. Хартманн призвал осознать, что хотя «эго определенно растет на конфликтах, они не являются единственными корнями развития эго». (Х. Хартманн «ЭГО-психология и проблемы адаптации», International Universities Press; New York, 1958)
Он писал: «Не каждая адаптация к окружающей среде и не каждый процесс обучения и взросления являются конфликтом. Я говорю о развитии внеконфликтного понимания, намерения, объектного постижения, мышления, языка, феноменов воспоминания, продуктивности, хорошо известных фаз моторного развития, восприятия, ползания, хождения и процессов обучения и взросления, подразумеваемых во всех них и многих других.
Я определенно не подразумеваю, что перечисленные мной детские виды деятельности, а также и другие подходящие виды деятельности, остаются не затронутыми психическим конфликтом; я также не намекаю на то, что нарушения в их развитии не дадут, в свою очередь, начало конфликтам, я также не имею в виду, что они не становятся впутанными в другие конфликты. Напротив, я хочу подчеркнуть, что их трансформации играют важную роль в хорошо известных типических и индивидуальных развитиях и конфликтах инстинктивных влечений, и в облегчении или затруднении способности индивида овладеть этими функциями.»( Х. Хартманн «ЭГО-психология и проблемы адаптации», International Universities Press; New York, 1958)
Он постулировал сферу Эго свободную от конфликта. «Это не область разума, где нет конфликта, но это процессы, которые имеют выраженный потенциал развития без вовлечения в конфликтный опыт».
В области ума это: восприятие, формирование отношения, намерение, целеполагание, объективное понимание, размышление, речь, память.
В области моторики: схватывание, ползание, ходьба и другие процессы взросления и обучения.
Свобода от конфликта не означает, что эти действия и процессы не могут, при некоторых обстоятельствах, быть вовлечены в конфликт.
Вслед за З. Фрейдом, Х. Хартманн использовал военные метафоры для иллюстрации своих идей: «Развитие эго может быть описано путем рассмотрения тех конфликтов, которые оно должно решить в своей борьбе с ид и суперэго, и если мы включим также конфликты с внешним миром, тогда мы увидим развитие эго на языке войны, которую оно ведет на три фронта.
Используя эту метафору, можно увидеть, описание страны, нации, государства, включает в себя, помимо его вовлеченности в войны с соседями, его мирные границы и мирное передвижение через его границы.
Оно также включает в себя мирное развитие его населения, экономику, социальную структуру, администрацию, и т.д. Государство может также рассматриваться как система институтов, которая функционирует через законодательство, отправление правосудия, и т.д».
Итак, сфера Эго, свободная от конфликта – это все те функции, которые в любое время осуществляются вне сферы психических конфликтов. Важно, что здесь не подразумевается область психики, которая в принципе свободна от конфликта, а идет речь о процессах, которые остаются вне сферы конфликта.