РАБОЧИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Эго-Психология – направление в психоаналитической теории, развитие которого, как считалось, началось с работы З. Фрейда «Я и Оно» (1923) и книги А. Фрейд «Психология Я и защитные механизмы» (1936).
В какой-то степени – это теория конкурирующая с теорией инстинктов и теорией объектных отношений.
Определение: Эго-психология – совокупность всех теоретических и клинических разработок в психоанализе, опирающаяся на понимание развития, структуры, роли, функций и места Эго в психической жизни человека.
В связи с развитием этого направления можно назвать имена: З. Фрейд, А. Фрейд, Х. Хартманн, Э. Крис, Э. Якобсон, Р. Шпиц, М. Малер, Э. Эриксон, Дж. Боулби.
Другое определение эго-психологии: часть психоанализа, занимающаяся изучением содержания Эго, его границ, функций, истории его появления и развития, взаимоотношений с Ид, Супер-эго и внешним миром, а также интеграцией полученных данных в клиническую деятельность.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭГО-ПСИХОЛОГИИ.
Включает в себя 2 этапа:
1. Работы З. Фрейда: «Неудовлетворенность культурой», «По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Оно», «Лекции по введению в психоанализ» и А. Фрейд «Психология Я и защитные механизмы».
Эволюция взглядов З. Фрейда на Эго.
З. Фрейд в работе «Проект научной психологии» дал первое определение и понятие Эго (1895). Эго – особая группа нейронов, сцепленных друг с другом и обладающих постоянством. Это высокоорганизованная группа, которая работает как единая структура, мало подвержена изменениям и пребывает в энергетически связанном состоянии.
Свойства Эго по З. Фрейду:
· часть психического,
· организованность,
· целостность,
· способно накапливать приятные воспоминания,
· противостоять неприятным путем отделения восприятия от желания.
З. Фрейд приводит некоторые правила. «Защита (именно в этой работе введен термин) исходит от Эго, а неприятные для Эго представления подлежат вытеснению. К непременным функциям Эго относится способность накапливать негативный опыт вопреки первичному стремлению избегать неудовольствия. Происходит это через воспоминание о собственной реакции, о плаче. Это объясняет, почему именно негативный опыт больше всего способствует обособлению Эго от остальной психики и почему экспрессия, а в дальнейшем развитая речь участвует в деятельности Эго в качестве несомненных составляющих».
Постепенно затухающие болезненные воспоминания объясняются тем, что Эго постепенно усваивает их. Это и тезис о том, что мышление стремится достичь идентичности восприятия и воспоминания. Это посылка, из которой, возможно, вырастает синтезирующая функция Эго.
Позднее в центре комплекса Эго стоит уже не группа нейронов, группа представлений и понятие защиты («Этюды об истерии»). Защита, в понимании З. Фрейда, это оборонительное сооружение, которым наделено Эго.
Эго устанавливает связь с вытесненным представлением, интегрирует его в мыслительный акт. Это уравновешивающая работа Эго, которое способно к сглаживанию противоречий, свободному взаимодействию представлений.
З. Фрейд тщательно анализирует типы защит с помощью которых Эго избавляется от невыносимых переживаний (1894, «Защитные психоневрозы»:
· истерия – конверсия,
· невроз навязчивых состояний - отделение представления от аффекта и перенос его на другое представление,
· психоз – отрыв от реальности, изменение Я,
· паранойя – проекция.
Итак, в рассмотренных работах Эго понимается с позиции защиты, а личность в целом с позиции защищающегося Эго.
Обсуждение отношений между Эго и объектом.
1. Объект возникает на генитальной стадии.
2. Объектом на определенной стадии становится собственное тело (между аутоэротизмом и объектной любовью).
Следовательно, необходимо разделение сексуальных влечений и любви. «Любовь никогда не может быть выражена отдельным влечением, но всегда характеризует общее отношение Я к своему объекту». З. Фрейд пишет о постепенном включении сексуального влечения в Эго. В начале у человека имеются отдельные инстинктные побуждения, направленные на удовлетворение потребности в самосохранении и достижении удовольствия. Только там, где они объединяются, вступая в отношения с объектом, может возникать Эго. Следовательно, Эго является первым целостным объектом, т.к. Эго как с субъект, как единство влечений конституируется в качестве первого объекта.
Кроме того, З. Фрейд подчеркивает, что Эго это «резервуар», но с другой стороны его границы гибкие и форма крайне изменчива. Это основная черта нового понимания Эго. Границы Эго могут порой выходить за границы тела. Образы параноиков, которые воспринимают собственные мысли как голоса, звучащие вне их самих. З. Фрейд говорит о разрастании Эго вследствие отступления либидо от объектов и перетекания в Эго, что и является причиной исчезновения мира. То же самое может быть из-за оскудения Эго. Эго и мир больше не противостоят друг другу. Они совпадают. Следовательно, в нормальном развитии должно имеется раннее состояние, где Эго не делает различий между собой и другим человеком. Это первичное единство между матерью и ребенком (идея разрабатывалась М. Балинтом и Д. Винникоттом).
З. Фрейд: «нарциссическая первозданность не могла бы развиться, если бы каждое отдельное существо не прошло через стадию беспомощности и опеки, когда его потребности удовлетворены извне». («Влечения и их судьба», 1915). З. Фрейд пишет: «ощущение противопоставления Я – не Я невольно возникает у индивида уже в раннем возрасте благодаря опыту, что он может усмирить внешние раздражители моторным актом, но перед импульсами влечений – он беззащитен».
Эго субъект в этот период связан с удовольствием, а внешний мир с равнодушием или является источником неприятных раздражений. Однако, инстинктные импульсы могут доставлять неудовольствие и, свои постоянством могут вызывать чувство беспомощности и бессилия, с которыми Я каждый раз борется интроецируя удовлетворение и доставляющие удовольствие объекты. Ощущая их помощь как свое могущество. Неприятное проецируется вовне, воспринимается как не Я.
Следовательно, некоторую «плохую» часть себя ребенок извергает во внешний мир. Т. е. субъективная динамика, в которой Эго и объект могут меняться местами и замещать друг друга. Это отношение увидел З. Фрейд в обращении влечения против себя и в механизмах идентификации и проекции.
В качестве сильнейшего мотива в гипотезе о нарциссизме З. Фрейд называет нарцисстический выбор объекта, в соответствии с которым человек любит то, чем он является, был или хотел бы быть. Или же человека, который является частью его личности. В таким случаях Эго уступает место объекту, любовь к которому равна по силе любви к себе. Обратный процесс - мазохизм и эксгибиционизм. Меланхолия работает по тому же принципу.
Одна часть Эго противопоставляется другой, критически его оценивает, превращая в объект. Эта инстанция отщеплена от Эго и может проявить свою самостоятельность. Это совесть – важнейший институт Эго, наряду с тестированием реальности и цензурой сознания. Т.о. Эго – совокупность различных организаций.
Структурная модель психики.
На основе заключений З. Фрейда можно сказать, что «ненависть, как отношение к объекту, древнее, чем любовь». Она способствует отторжению раздражающего внешнего мира со стороны нарциссического Эго. Т.е., для своего возникновения и сохранения Эго должно возненавидеть объект и от него отделиться; очерк «Я и Оно (1923) представляет структурную модель психики.
Эго – связная организация душевных процессов в личности. Эго связано с сознанием и имеет отношение к отводу возбуждений во внешний мир. Эта та душевная инстанция, которая контролирует все частные процессы, ночью отходит ко сну и все же руководит цензурой сновидений. От Эго исходит вытеснение.
Сознательное в Эго: чувственное восприятие, ответные внутренние чувства и ощущения.
Здесь у З. Фрейда исчезает тот нарцисстический объект, который изображался либо в качестве человека, заботящегося о ребенке, либо внешнего мира. Эго превращается из объекта в некий орган. Понятие вытесненного не относится к Эго. Эта часть З. Фрейдом называется Ид. Индивид теперь – психическое Ид, непознанное и бессознательное, на поверхности которого покоится Эго. Эти две инстанции не отделены строго друг от друга и частично сливаются. Ид – резервуар для либидо. Все либидинозные катексисы исходят из него. Первично они направлены на объекты и только вторично при вынужденном отступлении либидо - на Эго. Т. о. Эго – объект для Ид.
Стараясь привлечь к себе энергию влечений Ид, Эго десексуализирует ее и устремляет на новые цели.
Эго – центр восприятия и управления не границе между Ид и внешним миром и является по сути психическим репрезентантом тела и обладает известной независимостью от Ид. (Х. Хартманн развивал эту мысль в тезисе о первичной автономии Эго).
Эдипов конфликт. Возлюбленный родитель чем-то обижает ребенка (например: рождением сиблинга), а чинящий препятствие и враждебно воспринимаемый - вызывает восхищение и зависть. В норме притязания ребенка разбиваются о перевешивающие силы родителей (страх кастрации), но не исчезают полностью. Ребенок перенимает восхищающие качества ограничивающего родителя, пытаясь присвоить его силу и сохранить его любовь, налагая сам себе запрет на свои отвергнутые желания. Внешний конфликт становится внутренним. Эта модель для разрешения любого внутреннего конфликта. Это изменение Эго сохраняет свое особое положение, Ид противостоит содержанию Эго – идеал или Супер-эго.
Итак, З. Фрейд рассматривает отношение Эго, Ид, Супер-эго. З. Фрейд предпочитал работать с бессознательным. Техника работы с Эго не была разработана. У Х. Хартманна ставится акцент на отношениях Эго и внешнего мира с точки зрения приспособления.
Характеристики Эго по З. Фрейду:
· доступно непосредственному исследованию,
· структурировано,
· частично осознано,
· определяет временную последовательность существования человека.
Вклад А. Фрейд в психологию эго.
Биография.
ФРЕЙД, АННА (Freud, Anna) (1895–1982), британский психоаналитик австрийского происхождения, дочь и преемница Зигмунда Фрейда, основательница детского психоанализа, систематизировавшая и разрабатывавшая психоаналитическую теорию в таких произведениях, как Введение в психоанализ для педагогов (Einführung in die Psychoanalyse für Pädagogen, 1926) и Эго и механизмы защиты (Das Ich und die Abwehrmechanismen, 1936); внесла значительный вклад в теорию и практику психоанализа в трудах Психоаналитическое лечение детей (The Psychoanalytic Treatment of Children, 1946) и Нормальное и патологическое в детстве: оценка развития (Normality and Pathology in Childhood: Assessment of Development, 1965).
Анна Фрейд родилась 3 декабря 1895 в Вене и была младшей из шести детей Зигмунда Фрейда и его жены Марты. Вдохновляемая педагогическими идеями Марии Монтессори, преподавала в начальной школе. После Первой мировой войны она в качестве секретаря отца, его компаньонки и сиделки полностью погрузилась в разработку психоанализа. В 1938 аншлюс Австрии побудил семью перебраться в Лондон. В последние годы жизни она работала в Йельском университете, занимаясь вопросами семейного права, что отразилось в публикации трудов: По ту сторону главных интересов ребенка (Beyond the Best Interests of the Child, 1973) и Перед главными интересами ребенка (Before the Best Interests of the Child, 1979), написанных в соавторстве с Дж.Гольштейном и А.Солнитом. Умерла Анна Фрейд в Лондоне 9 октября 1982.
Анна Фрейд сделала значительный вклад в психоанализ. Во-первых, она систематизировала и уточнила теорию функционирования Эго, особенно его защитных механизмов, а также инстинктивных побуждений, значительно прояснив роль агрессии. Во-вторых, Анна Фрейд нашла способы психоаналитического лечения детей, раскрывающие их внутреннюю эмоциональную и интеллектуальную жизнь. В-третьих, разработала методы применения психоаналитической теории для помощи детям и родителям. В 1947 Анна Фрейд основала в Лондоне Хэмпстедскую клинику – крупнейший в мире детский психоаналитический лечебный и учебный центр.
Развитие теории психических защит.
А. Фрейд утверждала, что задача психоанализа - получить максимально полное знание о всех трех инстанциях психики, изучить их отношения между собой и с внешним миром. По отношению к Эго – исследование его содержания, границ, функций, прослеживание его истории. Эго – поле нашего наблюдения, через которое можно получить представление о Супер-эго, Ид.
Хронология возникновения защитных механизмов.
Наиболее ранние.
· Регрессия,
· Обращение,
· Борьба против себя.
Не зависят от уровня развития, достигнутого психической структурой и являются столь же древними, как инстинкты.
· Избегание,
· Расщепление,
· Отрицание.
Поздние.
· Идентификация с агрессором,
· Обращение пассивного в активное,
· Проекция,
· Реактивное образование.
Возникают на этапе Эдипова комплекса.
· Подавление,
· Вытеснение,
· Сублимация.