• Авторизация


Упаковка эпохи модерна 02-03-2009 00:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!



«Что остается, когда съедено все варенье?» Разумеется, банка. Мусор ли это, или вещь самодостаточная, определяет замысел дизайнера упаковки. Упаковка может стать предметом коллекционирования - и немудрено, ведь в истории упаковки - в том числе и в российской - есть множество случаев, когда она являла собой художественную ценность. Большинство имен художников, создававших эскизы для упаковки, история не сохранила, но точно известно, что в их числе были знаменитые мастера, например, Иван Билибин.
К концу XIX века развитие производства товаров массового потребления (особенно кондитерских, парфюмерных и табачных изделий) привело к тому, что упаковка и этикетка наряду с рекламой стали в значительной степени влиять на их рыночную «судьбу». Кондитерская упаковка как никакая другая всегда славилась разнообразием форм и материалов. Ведь конфеты, шоколад и печенье в то время были достаточно дороги и покупались в основном к радостным или торжественным событиям. Да мы и сейчас считаем конфеты в коробках атрибутами праздника! С каждым годом упаковка значительно хорошела, в ее оформлении стали использоваться наиболее выразительные средства графического дизайна, живопись, прикладное искусство.

[показать]

Художественный стиль, богатая цветовая гамма, шрифт, орнаментальные мотивы, репродукции известных картин, все служило одной цели — вызвать у покупателей желание приобрести товар. Так, с 1880-х годов, когда на жесть научились наносить цветную печать, преображавшую исходный материал до неузнаваемости, жестяные коробочки буквально заполонили кондитерский рынок России. В малых формах промышленной графики работали такие именитые художники, как Иван Билибин, Иван Ропет, Константин Сомов, Виктор и Апполинарий Васнецовы, Сергей Ягужинский, Борис Зворыкин, Евгений Лансере.


Баночка кондитерская, Фабрика Тов-во «Жорж Борман».
[показать]
Этикетка конфеты «Царь Петр Первый», Торговый дом «Г. и Е. Леновы»; коробка «В память 200-летия города С.-Петербурга».
[показать]

Первые кондитерские появились в Петербурге и Москве в XVIII в. Там изготавливали пирожные, нугу, конфеты, марципаны и вари­ли шоколадный напиток. Крупные фабричные производства кондитерских изделий возни­кают во второй половине XIX в. К 1913 г. в России были зарегистрированы 142 кондитер­ских предприятия, а общий выпуск продукции, включая и мелкое кустарное производство, составил 125 тыс. тонн. Из дореволюцион­ных кондитерских предприятий России наи­более известны фабрики «Эйнем» (ныне «Красный Октябрь») и «Сиу» (ныне «Больше­вик»), а также московская фабрика Абрикосова и фабрики Жоржа Бормана в Петербурге и Харькове.
В XIX веке в России практически не было собственного шоколадного производства, конфеты ввозили из-за границы. Григорий Борман решил воспользоваться этим шансом и в 1862 году, поднаторев в делах торговых, заводит новое дело «въ весьма скромныхъ размерахъ». На Невском проспекте, в Петербурге, он открывает небольшой магазин и при нем скромную мастерскую с ручной машиной для выделки шоколада. Поскольку дело заводит с мыслью о наследнике, то и название магазину дает в его честь – «Жорж Борман». Правда, некоторые историки утверждают, что «Григорий» (то есть Гриша) и «Жорж» - одно и то же, и что магазин купцом был назван своим именем.
Точный расчет и немецкая педантичность сделали свое дело. Уже через два года Григорий Борман на Английском проспекте построил фабричные корпуса специально для шоколадной фабрики.
Вслед за экономическим успехом пришло всероссийское и мировое признание. В 1870 году на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге продукция получила бронзовую медаль, а шесть лет спустя основатель фирмы Григорий Борман удостоился звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Столь высокая оценка деятельности фирмы способствовала расширению бизнеса и освоению дополнительных рынков сбыта.

[показать]

В XIX веке в России практически не было собственного шоколадного производства, конфеты ввозили из-за границы. Григорий Борман решил воспользоваться этим шансом и в 1862 году, поднаторев в делах торговых, заводит новое дело «въ весьма скромныхъ размерахъ». На Невском проспекте, в Петербурге, он открывает небольшой магазин и при нем скромную мастерскую с ручной машиной для выделки шоколада. Поскольку дело заводит с мыслью о наследнике, то и название магазину дает в его честь – «Жорж Борман». Правда, некоторые историки утверждают, что «Григорий» (то есть Гриша) и «Жорж» - одно и то же, и что магазин купцом был назван своим именем.
Точный расчет и немецкая педантичность сделали свое дело. Уже через два года Григорий Борман на Английском проспекте построил фабричные корпуса специально для шоколадной фабрики.
Вслед за экономическим успехом пришло всероссийское и мировое признание. В 1870 году на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге продукция получила бронзовую медаль, а шесть лет спустя основатель фирмы Григорий Борман удостоился звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Столь высокая оценка деятельности фирмы способствовала расширению бизнеса и освоению дополнительных рынков сбыта.

Банка "Т-во Жорж Борман". Жесть. Россия, 1896 год
[показать]

Созданные известными мастерами маленькие произведения искусства прошли испытание временем — разве нужны конфетам «Мишка косолапый», «Мишка на Севере», «Раковая шейка», «Василек» дополнительные рекомендации? Видишь обертку и сразу ощущаешь знакомый вкус конфеты. В кондитерской упаковке всегда использовались дорогие материалы. В XIX и XX веках это были жесть, стекло и дерево, ткани — бархат, шелк, муар — и лучшие сорта бумаги. В наше время с развитием технологий и объемов производства кондитерские изделия обычно помещают в картон и полимеры. Сейчас это точно просчитанный дизайн, научно обоснованные цветовые сочетания, совершенная полиграфия и высокотехнологичные материалы, способные обеспечить максимальную сохранность вкусовых качеств и более длительный срок хранения. Возможно, именно поэтому «рукотворные» фантики и коробки прошлых столетий снова становятся так притягательны.

Коробка "Жорж Борман". Жесть. Россия, начало ХХ века
[показать] [показать] [показать]

К основным событиям в истории российского государства известные кондитерские фабрики выпускали специальные серии упаковки. И, нужно отметить, кондитеры подходили к этому вопросу с нескрываемым патриотизмом и настоящей книжной глубиной. Художественное исполнение заказывали у известных художников, в коробку вкладывали небольшие листочки с краткими историческими справками и описанием особенно значимых моментов. Так, до нас дошли «исторические» конфетные серии, посвященные отмене крепостного права в России в 1861 году, 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года, 300-летнему юбилею Дома Романовых, многочисленным победам российских полководцев, героям отечественной и мировой истории. Чего стоят только названия карамели, шоколада и печенья — «Реформа», «Воля», «Освобождение крестьян», «Сусанин», «Пожар Москвы 1812 года», «Юбилейные», «Нельсон», «Бисмарк». На коробках и этикетках кондитерской серии «Дом Романовых», выпущенной к юбилею царской династии в 1913 году фабрикой «Эйнемъ» («Красный Октябрь»), и на упаковке других крупных кондитерских предприятий была представлена в картинках вся история Романовых: от избрания на царство Михаила Федоровича в 1613 году до здравствующего в то время Николая II.

Коробочка "Монпансье. Фабрика им. Бабаева". Жесть. СССР, первая треть XX века
[показать] [показать] [показать]

Традицию отражать на кондитерских упаковках исторические события продолжили и в эпоху социализма. Только сами события стали другими — покорение Арктики, полеты в космос, 6-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, многочисленные партийные съезды, праздничные даты —1 Мая, 8 Марта, День Конституции, День Пионерии, 7 Ноября и, конечно, Новый год. Своеобразная графика «эти кеточного» жанра ввела моду на коллекционирование кондитерской упаковки. Фантики, этикетки и рекламные плакаты собирали в специальные альбомы. Красивые ларцы и коробки из-под конфет и печенья подолгу хранили в семьях и использовали в качестве шкатулок для писем, фотографий и рукоделия.

Коробка. Жесть. Россия, фабрика Ахвердова, начало ХХ века
[показать] [показать] [показать]

Даже на относительно круп­ных предприятиях,таких как Жорж Борман и Эйнем производство носило полу­кустарный характер. Применялись варочные огневые печи, ручные прессы, открытые вароч­ные котлы с ручными мешалками, изделия за­вертывались вручную. Ассортимент, выпуска­вшийся на рубеже XIX и XX вв., включал в себя практически все известные сегодня виды сла­стей: конфеты, печенье, пастилу, нугу, мар­мелад, пряники, мороженое, шоколад.
Говоря современным языком, произ­водители решали и задачи брендинга: при­думывали названия сортам изделий, разра­батывали виды обертки и упаковки. Одни и те же виды продукции могли продаваться россыпью или быть расфасованы.

Коробка жестяная "Тульские пряники". Тула, 20-е годы XX века
[показать] [показать] [показать]

Первоначально кондитерские изделия упаковывались в простую бумагу, в ящички, шкатулочки, стеклянные, фарфоро­вые и прочие коробки. Из французско­го языка в русский пришло слово для обозначения коробки для различных сладостей и конфет - бонбоньерка (bonboniere, от bonbon - конфета). В конди­терских хрупкие шоколадные конфеты укла­дывали в один ряд, иногда в дополнитель­ной обертке, в плоские картонные коробки без каких-либо элементов украшения.
Кон­феты, продававшиеся россыпью, чаще всего помещали в деревянные или металлические коробки в форме куба или сундучка. В коробки той же формы, что и для конфет, могли быть расфасованы печенье и пряники, халва, пас­тила и т.п. Печенье насыпали в коробку рос­сыпью или укладывали слоями с бумажной прокладкой. Магазин, который обращался на фабрику с заказом на определенное количе­ство товара, мог заказать размер упаковки - чаще всего один, полтора или два фунта.

[показать] [показать]

Первая специализированная упаковка с рекламными надписями и указанием фирмы производителя продукции появляется в на­чале XIX в. До нас дошли отдельные образ­цы такой бумажной упаковки. На упаковке помимо декоративных элементов и рекламы продукции, зачастую размещалась информация просветительского характера. Для привлечения покупателей кондитеры заказывали упаковку, которая составляла серии или наборы.
С 1880-х гг., когда был разработан способ нанесения изо­бражения на жесть методом хромолитогра­фии (металлохромии), появляется и быстро становится популярной жестяная упаковка. К концу XIX в. производство кондитерской упаковки приобрело промышленные масштабы. Поразительное разнообразие форм жестя­ных коробок, красочность их оформления делали еще более притягательными упако­ванные в них кондитерские товары и давали возможность производителю выделить свой товар. Кроме того, «жестянки», как их тогда называли, более надежно защищали товар, боящийся сырости: бисквиты, пряники, кара­мель, монпансье и пр.

[показать]

Упаковку для своей продукции кондитеры заказывали на специальных производствах. Наиболее известными в России произво­дителями упаковки были акционерное общество «В. В. Бонакер», печатня «А. Жако и Ко», фабричное жестяное издательство Торгового дома «Жестянка», хромолитогра­фия по жести фабричного торгового Това­рищества «Н. С. Растеряев», а также фабрика металлических коробок Генерального обще­ства французской ваксы в Москве.
Обычно форму коробки и эскиз оформления разраба­тывали на упаковочном произ­водстве. Коробки - жестяные (паянные или завальцованные) и картонные на клею - быва­ли самыми разнообразных форм и размеров: прямо­угольные, прямоугольные со скругленными краями, круг­лые, фигурные, в виде корзи­нок, саквояжей, сундучков и т.п. Крыш­ки могли быть откидные или съемные. Образцы тары рас­сылались по кондитерским фабрикам, а кондитер делал выбор и заказывал надпечатку собственного дизайна для своей марки и сорта конфет.

[показать]

При использовании одной и той же коробки для различных видов продукции дополни­тельно наклеивали бумажную ленту-бандероль с указанием содержимого. Наряду с данными об изготовителе продук­та на коробке иногда имелось указание и на производителя упаковки. В качестве короб­ки для конфет могли использовать неспециа­лизированную «тару». Например, в прейску­ранте фирмы Ж. Бормана за 1912 г. есть указание, что для трех сортов шоколадных конфет - «Сакай», «Бунго» и «Мияки» - исполь­зовали лаковые японские шкатулки. На такого рода упаковке дополнительно помещался только фирменный знак производителя кон­фет. В данном случае на внутренней стороне крышке вручную было нанесено название фирмы.
Некоторые кондитерские фабрики имели собственные мастерские по производству упаковки. На фабрике Абрикосова был цех по изготовлению коробок из жести и карто­на под управлением «живописца Федора Шемякина»; при этом Абрикосов покупал упаковку и на других производствах. Жестяные коробки собственного производ­ства использовали и на фабри­ке «Блигкен и Робинсон».

[показать]

Мы знаем имена лишь не­скольких художников, работав­ших над эскизами к коробкам. Однако были среди них и из­вестные живописцы. Так, Иван Билибин подготовил эскизы для серии упаковки в «русском стиле»; коробки по его эскизам использовали различные кон­дитерские фабрики, по его образцам изготовлялись ко­робки с готовым напечатанным рисунком, где было оставлено место для надпечатывания на­звания фабрики или сорта кон­фет. В отдельных случаях художники исполь­зовали при подготовке рисун­ков готовые образцы орнамен­тов и сюжетных сценок, которые публиковались в специальных художественных изданиях.
По своему предназначению среди коробок выделялись витринные и рекламные. Примером этому может служить рекламная же­стяная коробка фирмы «Эйнем» со специаль­но утяжеленным дном: в ее крышке имеется прорезь с резаком, а на стенках расположе­ны изображения рекламных плакатов фир­мы. Внутри коробки помещался шпагат, ко­торый использовался для перевязывания пакетов с покупками.

http://kn.sobaka.ru/n43/04.html

http://www.packet.by/history/jest.html

www.upakovano.ru/design/articles/1669.php


http://kharkov.mycityua.com/articles/history_kharkov/2008/10/23/145943.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (20):
NADYNROM 02-03-2009-12:33 удалить
Спасибо за великолепный материал=))
А я вот до сих пор способна купиться именно на красивую упаковку, если вкус содержимомго мне до этого не был известен.
Arin_Levindor 02-03-2009-13:48 удалить
NADYNROM, я тоже могу из-за баночки приобрести.Знаешь,как индейцы- падкая на все яркое и блестящее,когда их американские колонизаторы за жестянку с чаем и бусы покупали вместе с гектарами земли :)
shokolady 02-03-2009-14:41 удалить
всегда с интересом читаю ваши подборки и записи в дневнике.... столько всего интересного узнаю... спасибо огромное!!!
Arin_Levindor 02-03-2009-15:50 удалить
shokolady, не за что. Пожалуйста :)
NADYNROM 02-03-2009-16:42 удалить
Arin_Levindor, а еще такие баночки легко приспосабливаются под всякую ерунду - нитки, пуговрицы, лекарство и пр.
Arin_Levindor, замечательнейший пост, сейчас прочла его в цитатнике у NADYNROM, получила массу удовольствия, спасибо!
Arin_Levindor 02-03-2009-22:21 удалить
NADYNROM, вот ! вижу единомышленника :) я под чай еще ,если баночка высокая.

АлфавитныйУказатель, спасибо за отзыв
La_belle_epoque 03-03-2009-21:44 удалить
Arin_Levindor, отличный пост, спасибо!

Нашла сейчас блог в ЖЖ, владелец которого тягает твои посты и добавляет к ним рекламные ссылки: http://introdldv.livejournal.com/ (особенно в записях с меткой "модерн")!
Arin_Levindor 03-03-2009-22:25 удалить
La_belle_epoque, ааа....этого красавца я уже видела ! :)
Там,мне показалось,еще и твои посты есть.
Не пойду ругаться наверное. Ну его.Ущербный человек,если мозгов скудных хватает только на механическое перетаскивание чужого.
Неандерталец какой-то :)
La_belle_epoque 03-03-2009-22:32 удалить
Arin_Levindor, да нет, это же не для удовольствия, а для индексации оплаченных рекламных ссылок или для того, чтобы человек, пришедший по поисковому запросу, кликнул на них.
Arin_Levindor 03-03-2009-22:34 удалить
La_belle_epoque, и что это ему дает ? Я что-то не сильна в интернет-рекламе :)
La_belle_epoque 03-03-2009-22:44 удалить
Ответ на комментарий Arin_Levindor # Есть интернет-агентства, которые берутся за раскрутку сайтов, оплативших эту услугу. Работники агентств должны расставить по Интернету немало ссылок на нужные сайты (у них большой список), я так понимаю.
Arin_Levindor 03-03-2009-22:57 удалить
La_belle_epoque, т.е.,ты думаешь,что кто-то этого кадра раскручивает. и он за мой счет рейтинг себе подымает по посещаемости ресурса ?
La_belle_epoque 03-03-2009-23:05 удалить
Ответ на комментарий Arin_Levindor # Не этого кадра, а этот кадр пытается раскручивать тех рекламодателей, ссылки на чьи ресурсы добавляет в понатасканные посты. Но это не очень-то эффективное средство продвижения.
La_belle_epoque 03-03-2009-23:07 удалить
Arin_Levindor, а скажи, пожалуйста, где нашлись такие большие-красивые фотографии коробок "Эйнем"?
Arnusha 03-03-2009-23:15 удалить
Это наша история,спасибо!С интересом просмотрела и прочитала!
Arin_Levindor 03-03-2009-23:33 удалить
La_belle_epoque, Эйнем по-моему,я утащила на сайте museum.ru (там о выставке шоколада было что-то)

Arnusha, пожалуйста !
Vladislav_K 04-03-2009-14:24 удалить
Огромное спасибо за очень интересный пост!
OPetry 04-03-2009-16:39 удалить
А мне вот такая понравилась-от сигарет.
[400x300]
20-08-2009-21:25 удалить
здесь Лик Стража Смерти
слабонервным делать нечего
в глаза не смотреть !
Сильнейший гипноз


Комментарии (20): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Упаковка эпохи модерна | Arin_Levindor - Дневник Arin_Levindor | Лента друзей Arin_Levindor / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»