• Авторизация


КАТЕГОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ В МОЁМ ОСМЫСЛЕНИИ 19-12-2007 13:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Наверное, самый главный и самый важный вопрос, который должен задавать (увы, не все этим озадачиваются) себе человек, когда он садится за написание чего-либо – это «зачем я пишу». Не все этим озадачиваются – тоже верно. Потому что, порой, беря в руки очередное красочное издание, понимаешь, что кроме, пожалуй, нескольких красиво завёрнутых фраз здесь нет ни-че-го!!! Я ведь тоже немного пишу. И, надо признаться, довольно безграмотно, бессмысленно и вообщем-то… да, безтемно. Что тоже самое, что и бессмысленно. Но я пишу. Зачем? Наверное, потому что сложив вместе два несовместимых слова получается такой забавный каламбур, что можно сломать мозги. Но, чёрт возьми, красиво!!!
Так вот, зачем люди пишут? Наверное, чтобы донести до рядового читателя ещё одну непрописную истину, открыть заново Америку, а может, сообщить что-то новое. А бывает такое, что просто хочется поделиться впечатлениями, воспоминаниями. А бывает и так, что просто наболело. Живёшь каждый день с одной и той же проблемой, а потом вдруг БАХ. Тогда берёшь ручку, бумагу или клавиатуру под мышку, усаживаешься удобненько на кухне (проверенный факт – лучшее место для писанины) и… не надо «и…» - как сказал Электроник в одноимённом фильме. Ну, вообщем-то процесс пошёл. И вот я сейчас села, чтобы написать «категория художественности в моём осмыслении». Ведь у меня были мысли, которые я хотела изложить, а меня, как всегда, понесло не туда. Хотя нет, наверное всё-таки туда. Я вообще постоянно спорю, разговариваю. Вот будто знаю, что ты, читатель, будешь со мной не соглашаться или соглашаться. Может, даже знаю, где именно и что ты скажешь. И не потому, что мы думаем одинаково, а потому, что мир человека, увы, устроен очень похоже. Но!!! Всё же я индивидуальна, ты индивидуален, поэтому, спорь со мной, не соглашайся, кивай, прищёлкивай пальцами, когда я угадываю твои мысли, остервенело мотай головой в знак протеста, но, пожалуйста, дочитай до конца.
И всё тот же вопрос – зачем человек пишет? Хотя нет, на этот вопрос мы уже ответили. Тогда следующий вопрос. Вот, бывает, берёшь в руки книгу, начинаешь читать. Интересно. Дочитал до конца. Интересно, чёрт возьми!!! А потом так подумаешь: А О ЧЁМ ОНА? Ведь зачем-то человек написал всё это. Зачем? Недостаточно применить массу красивых метафор, пословиц и прочее и прочее, чтобы произведение можно было назвать Произведением, а не произведением. Надо вложить душу, чтобы тот, кто возьмёт в руки книгу, понял то, что хочет автор сказать. А это, увы, не всем удаётся.
Но это всё пока что абстрактные вещи. Я хотела бы попробовать показать это на отдельно конкретном взятом примере. Вообще, у меня есть несколько любимых авторов, которые никогда не уменьшают моего читательского любопытства и всё больше и больше приобщают к расширению кругозора засчёт, наверное, не только их книг. У них что ни книга, то шедевр. Вот, Улицкую, к примеру, я уже всю перечитала. До дыр. Хотя нет, дыр ещё нет. Видимо, ещё раз десять прочитаю, будут дыры. Обалденный писатель Леон Юрис. И ещё хочу одного выделить, о котором речь пойдёт ниже – Эфраим Севела. Двоих последних объединяет тематика еврейства, которая стала близка мне с некоторых пор. Сама по себе я человек очень эмоциональный и довести до слёз от трагических или возвышенных событий, которые разворачиваются на страницах книг, да запросто. Поэтому я читаю эти книги и реву. Потому что не могу сдержаться. Потому что так писать могут только Б-гом одарённые люди.
Эфраим Севела. Небольшой ракурс в историю, если позволите. Постараюсь, тебя, мой читатель, не загружать, а коротко и лаконично. Как говорится, краткость – сестра таланта. Родился в Белоруссии, участвовал в диссидентском движении за выезд евреев из России в Израиль в 70-хх годах. За что сам был выслан в Израиль. Сейчас проживает в Москве. Многие его произведения пронизаны еврейством, но, как ни странно, Россию от любит больше Израиля, несмотря на то, что он еврей. Нежно и горячо. Очень сочувствует евреям Холокоста и евреям вообще, потому их не любят, не любили и никогда не будут любить. Увы… Я прочитала почти все его произведения. Равнодушным остаться просто невозможно. После таких сильных книг я стала избирательной при выборе читаемой литературы.
Но сейчас я хочу поговорить об одном небольшом, но очень сильном проивзедении. Оно называется «Почему нет рая на земле?» Уже само название – глубокий и риторический вопрос – задевает за живое. Хотя риторический ли он? Вот ты сам, читатель, можешь мне ответить, почему нет рая на земле? Ну, наверное, потому что люди грешат. Верно. Ещё? Ну, может, потому что не верят в Б-га. Тоже верна. А хочешь узнать, что по этому поводу думаешь Севела?
«Почему нет рая на земле?
Вы можете мне ответить на этот вопрос?
Не трудитесь. Бесполезно.
До вас уже несколько тысяч лет взрослые люди, поумней и пообразованней, сколько ни пыхтели, найти вразумительного ответа не смогли. <…>
И всё же я знаю, почему нет рая на земле
Потому что нет больше на земле маленького мальчика по имени Берэлэ Маца. Берэлэ – это его имя. Уменьшительно-ласкательное. Если бы он вырос и стал взрослым, его бы звали Борис. А Мац – это фамилия. Короткая и очень редкая. Я, например, с тех пор больше не встречал людей с такой фамилией.
Потому что Берэлэ Мац не стал взрослым и не оставил потомства.
Он слишком рано ушёл от нас.
И потом нет рая на земле»
Вся эта небольшая по объёму книжка повествует о детстве писателя, о котором он вспоминает очень нежно, с любовью, вспоминая и смакуя каждый отдельный эпизод. О его лучшем друге Берэлэ Маце, которого немцы убили в самом начале войны. О прекрасной душе этого ребёнка. Который так и не стал взрослым.
Севела пишет просто, но сильно. Он умеет подбирать подходящие, порой не совсем, может, литературные слова для усиления эффекта. И ему это удаётся. Каждая строчка дышит любовью к родине, к друзьям, к семье.

Почему нет рая на земле?
Потому что наступила война.
Потому что люди перестают быть людьми.
«Когда его освободили из плена, никто его не похвалил за находчивость в России так не принято. Даже наоборот. Сталин считал, что плен – это позор и этот позор надо смыть кровью. Или быть убитым или хотя бы раненым. И тогда Родина простит»

Почему нет рая на земле?
Потому что люди становятся закомплексованными, жадными, эгоистичными.
Потому что всё плохо и может быть только хуже.
Потому что забывают улыбки дома.
«Берэлэ Мац обладал счастливым свойством – он был оптимист. На это вы скажете: мало ли на земле оптимистов. И что чаще всего этот их оптимизм не от большого ума. Это, возможно, и справедливо. Но не по отношению к Берэлэ Мацу.
Его оптимизм происходил от огромной силы таланта, причём таланта разностороннего, который бушевал в нём как огонь, в маленьком тельце под узким, заросшим волосами лобиком. Ему никогда не было грустно, даже в такие моменты, когда любой другой бы на его месте повесился. Сколько я его помню, он всегда скалил в улыбке свои крупные, квадратами, зубы, а в глазах плясами, как говорили женщины с нашей улицы, все тысячи чертей»

Почему нет рая на земле?
Потому что люди не доверяют друг другу.
Потому что думают только о себе.
Потому что Я – это, наверное, намного важнее чем ТЫ.
«Почему Берэлэ считали вором?
За его доброе сердце.
Да, он воровал. И воровал тонко, изобретательно. Но ведь не для себя он старался. Он хотел осчастливить человечество»

Почему нет рая на земле?
Потому что люди предпочитают продавать, а не дарить.
Потому что «за просто так» ничего не делается.
Потому что больше ценится выгода материальная, а не моральная.
«Берэлэ Мац не требовал от человечества благодарности. Он просто иначе жить не мог. Ему самому его поступки доставляли величайшее наслаждение»

Почему нет рая на земле?
Потому что, со сколькими бы людьми мы ни общались, назвать другом, увы, мы можем одного-двух.
Потому что в нашей сумашедшей жизни часто нет времени на друзей.
Потому что настоящих друзей как вымерших мамонтов.
«Не знаю, каким человеком я бы вырос, не будь в детстве рядом со мной такого товарища. Я был бы злее и нетерпимей к людям. Я был бы сухим человеком. Я был бы… Не знаю, каким я был бы. Но одно знаю твёрдо: что был бы намного хуже, чем я есть. Ни учителя в школе, ни родители дома не оказали на меня такого влияния, как мой маленький друг с оттопыренными ушами и с полным ртом квадратных зубов <…>»

Почему нет рая на земле?
Потому что люди часто долго помнят обиды.
Потому что разучились прощать.
Потому что прощать – это тяжело.
«Теперь, став взрослым, я понимаю, что мой друг Берэлэ Мац обладал удивительным даром понимать людей и прощать им ошибки»

Почему нет рая на земле?
Потому что люди закомплексованы и бояться быть самими собой.
Потому что стыдно показаться слабыми и беззащитными.
Потому что слабость – это поражение?
« - Слушай, - засопел Берэлэ, отводя глаза, - Ты поплачь… Не стесняйся.
- Не могу, - прошептал я.
- Надо, - сказал Берэлэ. – Когда плачут, легче. Иногда и мужчины плачут»

Почему нет рая на земле?
Потому что люди не привыкли делать что-то просто так.
Потому что просто так – это глупо и не награждается.
Потому что делать просто так да ещё незнакомым людям – это… это… ну просто нет слов.
«Берэлэ, которого она (Маруся) два дня тому назад совсем не знала, был готов на всё, чтобы вылечить Марусю и сделать её зрячей, как все остальные люди»

Почему нет рая на земле?
Потому что все таланты, увы, живут мало. Но вносят в этот мир за свою короткую жизнь больше, чем человек, который трудится на благо отечества от и до. Ведь у каждого человека своё «от и до».
«<…> что он величайший человек на земле, а я рядом с ним – ничтожество, недостойное не только его дружбы, но даже взгляда, брошенного мельком. Его и нет в живых потому, что великие личности рано покидают этот мир, а я живу и копчу небо до сих пор, потому что… вы сами понимаете… что тут объяснять?»

Почему нет рая на земле?
Наверное, потому что в раю живут ангелы, а не люди.
А кто такие ангелы?
Возможно, это… дети…
Чем ребёнок отличается от взрослого, не считая умственного развития и опыта? Ты, читатель, мне, конечно, скажешь, что у взрослого намного больше преимуществ. Возможно, ты окажешься прав.
Кто такой ребёнок? Это маленькое существо, наивное до беспредела, которое всему верит, ничто не ставит под сомнение, которое рассуждает по-своему, порой непонятно нам, взрослым людям. У которого свои ценности и понятия. Которое ещё не успело ожесточиться в битвах за деньги, за работу, за уважение. Которому, в принципе, уважение не нужно. Ему не надо доказывать, зачем его любить. Его просто любят за то, что он есть. Этот ребёнок ещё не погряз в будничной суете, его не мучают взрослые проблемы. Он любит всех и не понимает, почему люди ссорятся по любому поводу. Это безупречно чистое, непосредственное существо. И оно перестаёт им быть, когда становится взрослым.
Вот поэтому и нет рая на земле.
Потому что люди теряют детство.
Детство… Наверное, человек становится взрослым, когда перестает быть ребенком. Взрослость – это не приобретение чего-то, это потеря детства.

Мне кажется, что Севеле не просто удалось раскрыть тему, он затронул такие струнки в душе, во всяком случае моей, что невольно задумываешься, а как так сделать, чтобы не потерять то детское, что не позволит погрязнуть в суете, что не ожесточит, чтобы смотреть на мир глазами ребёнка. Как сделать так, чтобы приблизить этот рай. Чуть-чуть.
На это я могу сказать вот что: ЛЮДИ, НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УЛЫБКИ ДОМА!!!
А ещё я подумала, что в мире взрослых дядь и тёть я хотела бы остаться любимой героиней детской сказки. И вовсе не потому, что я ещё ребёнок (а в чём это действительно так), а потому, что, не теряя кусочки детства, можно оставаться добрым взрослым. Но как же это сложно!!!







вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник КАТЕГОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ В МОЁМ ОСМЫСЛЕНИИ | varezhka13 - http://varezhka.blog.ru/ | Лента друзей varezhka13 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»