Я сижу за столом. Передо мной лежат клочки резины, так удивительно похожие на
человеческие лица. Сам Локи позавидовал бы гримасам, созданным на них.
Подпираю тяжёлую голову рукой. Когда же это началось? Пять лет назад? Десять? Когда?
Может и не было "начала" как такового. Может от рождения дремлющее стремление в определённый
момент решило о себе заявить? В какой момент? Когда? Тупик.
Сегодня у меня важная встреча. По крайней мере, такой смысл я в неё вкладываю. На самом
деле это может быть сущим пустяком. Субъективное и объективное - так вроде называются эти
философские категории. Непостижимая, безграничная, бездонная наука, занимаясь которой даже всю
жизнь, ни на шаг не продвигаешься к истине. Хотя, к какой ещё истине? Само понятие введено
философией. Парадокс.
Сегодня я встречаюсь с человеком, очень для меня важным. С человеком, который оказал
большое влияние на мою жизнь. Или не оказал? Опять субъективное восприятие. Ладно, времени не
так уж много, над этим можно поразмышлять и в другой раз. Пора выбрать маску.
Она - единственный человек, который помнит, как я выгляжу без маски.
Много раз я менялся. Очень много. Перемены в мировосприятии порой были разительными,
порой незаметными. И каждый раз менялось лицо. С фанатизмом душевнобольного я делал слепки и
пополнял эту коллекцию временно мёртвых лиц. Так, на всякий случай. Может, сгодятся на что.
И внезапно я понял, что у меня нет лица.
Нет лица на самом деле МОЕГО. Такого, каким оно должно бы быть без моего вмешательства.
Я настолько привык носить старые и новые маски, что кожа стала слишком чувствительной. Надо же
было компенсировать потерю ощущений через толщу эластичного, но чуждого материала. Кожа тонка,
бледна и ранима. Лёгкое прикосновение к ней вызывает ноющую боль. Вот и сейчас всего-то
сквозняк. Но я чувствую пронизывающий ветер, и губы готовы растрескаться от недостатка влаги. Я
погружаю губы и мысли в стакан с вином. Теперь немного легче. Что ж, пора.
Снятая пять минут назад маска лежит на полу. Я не отношусь к ней так бережно, как к
другим. Это повседневная заплатка - такой себе среднестатистический человек с совершенно
неприметным лицом. Она ничего не стоит и ничего в себе не несёт. Таких можно делать по десять
штук в день и каждый час надевать новую. Зато от неё никогда не устаёт кожа.
Беру крайнюю в ряду передо мной. Она очень старая, материал местами огрубел, но она ещё
может сослужить какую-никакую службу. Я даже не помню, как она выглядит. В последний раз я
содрал её с себя, и она свернулась лицом внутрь. Ладно, сейчас вспомню. Набираю побольше воздуха
в лёгкие, задерживаю дыхание, жду секунду и ныряю в темноту. Сжимаю зубы, уж больно груб
материал. Через несколько секунд всё проходит. Медленно поднимаю глаза.
Из зеркала ухмыляется рожа старшеклассника. Наглая, небритая. Да, как давно это было.
Опыт изготовления масок у меня уже имелся, но работа получилась топорная. Кривой подбородок,
массивные надбровные дуги, орлиный нос - экспрессионизм хренов. Рожа в зеркале откидывает голову
назад и издаёт громкую отрыжку. Чёрт, это ещё что такое? Где он этому научился? Не может же
кусок резины обладать способностью к саморазвитию! В любом случае сегодня - не его день.
Снимаю маску и отправляю её в ящик стола. Мало ли, понадобится. "Кто не помнит своего
прошлого - не достоин своего будущего",- приходят на ум чьи-то слова.
Так, что тут у нас дальше? Каждая последующая маска сливается с телом гораздо лучше
предыдущей. Рубаха-парень. Душа компании. Весельчак. Нет, не то. В ящик.
Сосредоточенное лицо. Морщины на лбу конрастируют со стеклянными глазами. Это маска для
лекций. В ней очень хорошо думается о чём-то левом в то время как рука автоматом пишет конспект.
В ящик.
Презрительная усмешка. Это циник. Плюсквамперфект, хотя когда-то он был в ходу. Времена
меняются. В ящик.
Перерываю кучу старья. Скептики и идеалисты, интеллигенты и вандалы перемешаны в
беспорядке. Неужели нет ничего подходящего?
Внезапно замечаю под ворохом старья потёртый клочок. Аккуратно достаю из груды
неиспользуемого чёрт знает сколько времени барахла. Как ты сюда попал? Задерживаю дыхание чуть
дольше обычного, предвкушая встречу со старым знакомым. Сердце начинает биться чуть быстрее, а
затем замирает.
Здравствуй, Рагнар.
Из зеркала на меня смотрит парень лет двадцати. Длинные волосы собраны в хвост. Серые
глаза смотрят беспристрастно. Губы сжаты. Под кожей на скулах едва заметно перекатываются
желваки. Он оценивает меня. Мы давно не виделись.
Здравствуй, Рагнар.
Он едва заметно кивает и отводит взгляд в сторону. Он не хочет покидать свой собственный
мир. Мир, который подарил ему я. Мир, где логика не пребывает в конфликте с эмоциями. Мир
неосквернённого Знания. Мир силы и красоты. Мир, в котором он сам является себе и хозяином, и
слугой.
Через секунду мой взгляд падает на одинокую маску в самом углу ящика. Вот она. Первая.
Пожалуй, не было больше более точной копии. Последний Романтик. Совсем как у Ремарка. Глядящий
на мир широко раскрытыми глазами. Безнадёжный оптимист, считающий всех людей прекрасными и
совершенными. Мечтатель. Сама наивность.
Держу его в руках минут пять. Сколько я пережил за то короткое время, что носил тебя!
Любовь, предательство, дружбу, ненависть... Прости, я больше не смогу тебя одеть. Твоя кожа
слишком тонка, это может убить. Отсутствие защиты от окружающей среды опасно. Жаль. Сейчас ты
был бы очень кстати.
Бережно кладу Последнего Романтика на самое дно. Сверху в кучу сваливаю всех остальных и
запираю стол. Выбора нет, надо идти в том, что есть.
Гляжу в зеркало. Отражение коротко пожимает плечами и равнодушно отворачивается. Да,
дружище, ты в меру толстокож, это может пригодиться.
Разглаживаю последние морщинки. Уже не чувствуется разницы между кожей и маской. Сейчас
мы окончательно сольёмся и станем одним человеком. До встречи достаточно времени, мы успеем. Я
успею.
Она узнает Рагнара.
Она узнает МЕНЯ.