• Авторизация


НАСТРОЙЩИК АМИРХАНОВ ОТКРЫЛ ЗАКОН ГАРМОНИИ 01-02-2008 01:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Через руки и уши 76-летнего музыкального мастера прошли инструменты музыкантов самого высокого полета - Гилельса, Рихтера, Плетнева… Он утверждает, что единственный владеет магией звукоряда

 "НП", 30 апреля 1999 г.

 Юрий Амирханов четверть века проработал в Алма-Атинском (тогда еще) музыкальном училище имени Чайковского, имел собственный курс из восьми мастеров-настройщиков. Все они сейчас разъехались по миру - кто в Америке, кто в Израиле, кто в Дании… Амирханову тоже предлагали работу за границей, еще в годы перестройки. Евгений Ванглер, бывший ученик, а теперь профессор Берлинской консерватории, трижды звал в Германию, но безуспешно. Фронтовику, инвалиду войны и кавалеру орденов, Юрию Степановичу так и не удалось побороть в себе советскую ментальность. При этом он как человек глубоко религиозный полагает, что место жительства человека выбирает Бог.

Юрий Амирханов четверть века проработал в Алма-Атинском (тогда еще) музыкальном училище имени Чайковского, имел собственный курс из восьми мастеров-настройщиков. Все они сейчас разъехались по миру - кто в Америке, кто в Израиле, кто в Дании… Амирханову тоже предлагали работу за границей, еще в годы перестройки. Евгений Ванглер, бывший ученик, а теперь профессор Берлинской консерватории, трижды звал в Германию, но безуспешно. Фронтовику, инвалиду войны и кавалеру орденов, Юрию Степановичу так и не удалось побороть в себе советскую ментальность. При этом он как человек глубоко религиозный полагает, что место жительства человека выбирает Бог.

Юрий Амирханов четверть века проработал в Алма-Атинском (тогда еще) музыкальном училище имени Чайковского, имел собственный курс из восьми мастеров-настройщиков. Все они сейчас разъехались по миру - кто в Америке, кто в Израиле, кто в Дании… Амирханову тоже предлагали работу за границей, еще в годы перестройки. Евгений Ванглер, бывший ученик, а теперь профессор Берлинской консерватории, трижды звал в Германию, но безуспешно. Фронтовику, инвалиду войны и кавалеру орденов, Юрию Степановичу так и не удалось побороть в себе советскую ментальность. При этом он как человек глубоко религиозный полагает, что место жительства человека выбирает Бог.

- Сам я с Урала, - рассказывает Юрий Степанович, - родился не то в 1923, не то в 1924 году. Мой дедушка по маминой линии Александр Александрович Доронин был знаменитым гармонным мастером. Знал русский строй, немецкий, татарский, тальянки делать умел. Так вот он, верующий человек, буквально взял меня в охапку и оторвал от родителей, так я ему полюбился! Вот и не верь после этого в судьбу. Секреты ремесла передались мне от деда, я в совершенстве изучил музыкальную механику всех инструментов от скрипки до органа. Только электронику не знаю и не хочу знать. Не сочтите за бахвальство, но в своей области я совершил настоящие открытия.

- Должно быть, трудно излагать их в научно-популярной форме?

- Я расскажу, как умею, хотя это действительно очень специфичная область музыкальной науки. Есть, как вы знаете, хроматический темперированный строй, в котором 24 тональности. Как правило, две-три из них в консонансе не строят. Я же изобрел метод, с помощью которого все 12 мажорных и 12 минорных тональностей увязываются настолько вкусно, что пальчики оближешь! Никому в мире еще не удавалось этого достичь, можете сделать запрос, если не верите.

- Но вы же не будете утверждать, что это ваше, как сейчас говорят, ноу-хау работает в ста процентах случаев, без учета разницы в технологиях изготовления тех же фортепьянных инструментов, в марках производящих фирм?

- Вы говорите о материи настолько непредсказуемой… Парадокс: есть известные фирмы с раскрученной маркой, чьи музыкальные инструменты признаны в мире. И однажды фабрика «Беларусь» выпускает пианино, звучащее лучше, чем «Беккер». О достоинствах или недостатках инструмента можно говорить только после того, как источник звука обретет напряжение и упругость. Елочка - живой материал, и как она запоет, просчитывается всего на 45 процентов.

- Рояль «Стейнвей», который вы готовили к презентации новой столицы, - хороший инструмент?

- От природы - нет. Плохо то, что он совершенно новый, привезенный из Германии. Я 10 дней над ним бился, в результате его тембр улучшился процентов на тридцать.

- Что значит «улучшить тембр»? Вы же говорите, что все от елочки зависит.

- Настройка никакого отношения к тембру не имеет. Редкому мастеру по плечу утвердить тембр, для этого нужно в совершенстве овладеть искусством интонирования. Я этим искусством владею.

- А какое значение имеет возраст инструмента?

- Срок жизнеспособности фортепиано ограничен - не старше 85 лет, а здоровая жизнь длится не больше 50-60 лет. Адская физическая нагрузка - вот причина старения! Извлечение только одного звука вызывает нагрузку порядка 270 килограммов, умножьте-ка эту цифру на 85! Пианино, можно сказать, разрушается на молекулярном уровне, и в первую очередь изнашиваются «тряпочные» механизмы (так я в шутку называю войлочные детали, те же молоточки). Скрипка - более выносливое существо. Не зря же говорят, что женщины живут дольше. А вообще я вам должен открыть секрет: чем реже инструмент настраивается, тем он целее.

 

 ***

 - Неужели вам - мастеру, постигающему музыку изнутри, - не знакомо чувство зависти к успеху концертирующего пианиста?

- Вы задали интереснейший вопрос. Я не только не считаю себя беднее исполнителей, но смею думать, что в чем-то я даже богаче их. Не имея специального музыкального образования, я никому не уступлю в своих познаниях. Я, если хотите, скорее физик-механик. Или химик, поскольку имею дело с лаками и красителями. Какую гармонию почувствует музыкант, играющий на разбитом корыте? Через мои руки и мои уши прошел весь мир, все музыканты высокого полета. Я с ними сражался и всегда побеждал. Да, да! Рихтеру, угодить - все равно, что на Луну слетать, а он меня обнимал. Они все помнят меня, и на том и на этом свете. Михаил Плетнев всегда справляется: "Как там Юрий Степанович, жив, здоров? Тогда приеду!». Когда года три назад к нам с концертами приезжал профессор из Германии Фридрих Херике, я был поражен его структурой кисти. Где эти тонкие нервные пальцы пианиста? Медвежьи лапы! Я, честно говоря, испугался за рояль. Но на концерте эти могучие лапищи превратились в ангельские крылья. Сами знаете, какой техникой, какой бездонной музыкальностью нужно обладать, чтобы исполнять произведения Чайковского или Шопена. До выступления он минут сорок «щупал» клавиатуру, а после концерта подошел ко мне и такое почтение выразил через переводчика! Вы, говорит, утвердили звучание инструмента, какого я не встречал в целом мире. А через пару месяцев нежданно-негаданно пришла посылка из Германии. В ящике - комплект басовых струн и молотков к концертному роялю «Стейнвей». Стоит это богатство не меньше четырех тысяч долларов.

- Вы не боитесь, что статью прочитают бандиты?

- Да что вы! Их и продать-то невозможно. Да и вообще, не бандиты угрожают моей жизни, а музыканты.

- В каком смысле?

- Владимир Крайнев - тот недавно чуть не отправил меня на тот свет.

- ???

- Вы, когда экзамены сдавали в школе или институте, волновались? Так и я - пока три дня инструмент ему готовил, перенервничал и слег с сердечным приступом, а мог и помереть. Мой труд - он адский с точки зрения ответственности. Крайнев ведь последний из могикан, таких мало на планете осталось. Вот ему и подавай идеальный рояль, чтобы форте звучало беспредельно и все такое. Но экзамен этот я сдал на отлично.

***

Обладая врожденным умением испытывать острое наслаждение музыкой и всемогуществом исполнителя, от которого порой захватывает дух, Юрий Степанович готов оценить и не менее редкий талант слушателя. И порой, вооружившись биноклем, наблюдает из какого-нибудь укромного уголка за сценой реакцию публики.

- Это ведь иногда интереснее, чем следить за игрой музыканта. В зале встречаешь такие глаза, что понимаешь: душа в эти минуты выходит из берегов и живет на лице! Выше музыки, выше этого чуда человечество еще ничего не изобрело. Космический корабль, несмотря на всю свою начинку, не сравнится со скрипкой. Хотя искусство, несмотря на всю свою добродетельность, может хладнокровно убивать, ни один палач не сравнится в жестокости с искусством.  Не ради красного словца ведь говорят, что  искусство требует жертв.

- Зачем же вам, творческим людям, такие испытания посылаются?

- Нет, как говорится, худа без добра. Жизнь должна пройти с испытаниями - это наши учителя, наша школа, и воспринимать это надо именно в таком содержании.  Я раньше тоже думал, что испытания - плод ошибки, но в процессе своей житейской практики убеждаюсь, что все правильно устроено. Вы чаще заглядывайте в Ветхий завет, какие глобальные, какие бесконечно мудрые мысли!  Как это здорово, как это интересно. Мы же божественные, божественные во всем. Вот вы думаете, я углубился в философию, а это как раз связано с моей профессией. Что такое рояль? Неодушевленная конструкция, ящик, в общем-то. Спрашивается, зачем его доводить до такого бесподобного совершенства? Это все божья сила вершит. Она зовет человека к тому, чтобы он нравственную, духовную сферу питал, чтобы не оскотинился. Для святого искусства существует этот инструмент.

- У вас, должно быть, отбоя нет от заказчиков. Богатеев нынче много, что им стоит настроить пианино «от Амирханова»?

Я всем отказываю. Разве что когда Жания Аубакирова, моя милая, попросит. А зачем мне это? Времени нет, да и пенсия хорошая, не бедствую. Нас мирская жизнь настолько задавила в буквальном смысле этого слова. Мы любить не умеем - людей, природу. В лучшем случае терпим. А ведь в нашей жизни и в окружающем нас мире ничего не существует неважного. Так что, родные мои, не допускайте в душу суеты, живите просто, живите сегодняшним днем. Не захламляйте сами себя.

 

 @ Алексей Гостев, @ Ксения Евдокименко

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
12-05-2010-16:22 удалить
Давно уже ищу Евгения Ванглера. Он раньше жил в Лейпциге, потом переехал в Берлин. Евгений - органист. Кажется, сейчас в берлинской консерватории преподает. ПОмогите, если что-то знаете о нем. Спасибо заранее. Татьяна
17-09-2010-12:38 удалить
Имел счастье, учась в муз. училище Алма-Аты соприкоснуться с личностью Юрия Степановича, удивительнейший человек, Учитель. Очень многие жизненные базовые понятия, выручающие меня сегодня, заложены благодаря ему.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник НАСТРОЙЩИК АМИРХАНОВ ОТКРЫЛ ЗАКОН ГАРМОНИИ | Nokturn13 - Дневник Nokturn13 | Лента друзей Nokturn13 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»