• Авторизация


ИСМАИЛ ИГИЛЬМАНОВ. ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ ПОСЛЕ БАЛКОНА 30-01-2008 00:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!


П", 16 октября 1998 г.

 Почти год я общался с исполнителем главной роли, никак не ассоциируя его с картиной. Знал только, что у коллеги есть друг Исма, который регулярно приезжал за ней на крутой машине. А недавно в той же компании сослуживцев смотрел "Балкон" и невинно поинтересовался: не родственник ли Исма персонажу фильма? Оказалось, я единственный не знал, что Исма и есть тот самый Игильманов из "Балкона". 

- Когда фильм только вышел в прокат, я не знал, куда спрятаться, - вспоминает Исмаил. - Почему-то было очень стыдно, когда люди тыкали пальцем и кричали: "Смотри, вон балкон пошел!". Пришлось срочно покупать машину, чтобы никто не доставал. И все равно просили дать автограф, а одна бабушка даже прослезилась…

 …Нашли меня буквально в телефонной будке, как чебурашку. Второй режиссер картины Галина Андреева предложила пройти на киностудии пробы, это было в августе 87-го. Я тогда только поступил в политехнический институт, сразу после школы. Неожиданно меня утвердили на главную роль. Представь, что это значило для шестнадцатилетнего пацана? Только спустя 10 лет я узнал, что покойный Костя Салыков был категорически против, чтобы я играл Айдара. А второй режиссер пошла на принцип: "Хоть увольняй меня, но играть будет он!".

 Все время, пока снималась картина, я почти не учился в институте, кипами писались справки в деканат с просьбами освободить студента Игильманова от занятий, сессий. Мне шли навстречу, но в результате я все равно остался на второй год и продолжил учебу уже после армии. Особенно ярких моментов съемок я не припомню. Сплошной праздник! Сравниваю то время с нынешним и прихожу к выводу: тогда было интереснее. Легче дышалось, веселее жилось. Просто общенародный настрой был выше. Картину мы сняли за шесть месяцев. В мае 88-го пленка ушла в проявку, а в июне я уже служил в армии. Как ни странно, "Балкон" сильно облегчил мою армейскую участь. Фильм попал в союзный прокат, и кто-то из одноклассников, тоже солдатов, писал, что видел мою физиономию на широком экране где-то в Бресте. По счастливой случайности, когда отрывок из фильма показывали в "Кинопанораме",  наша рота сидела у телевизора. Потом за мной "деды" гонялись по всей части, вынудили признаться, что это я снимался в кино. Сразу почувствовал другое, более уважительное отношение к себе.

 На премьере в кинотеатре "Родина" я не присутствовал. Сидел в своих ракетных войсках и мечтал, что Костя Салыков напишет письмо командиру части и вызовет в Алма-Ату хотя бы на неделю. Увы… Ко мне за все время службы даже мама ни разу не приехала. Но я  понимал ситуацию: семья большая, четверо детей. Младшая сестренка (у нас разница в 20 лет) родилась, когда я был в армии. После демобилизации приехал домой и увидел малышку, так папа огорошил известием - мол, принесла девушка сверток, сказала, что от тебя.  Я шутки не понял после армии.

Что было дальше? Продолжал учиться на машиностроительном факультете  в политехе. Специальность, конечно, не пригодилось. Хотя кто знает, не случись развал Союза, может, стоял бы у станка на каком-нибудь заводе Кирова. В школе, которую я закончил с серебряной медалью, меня видели великим математиком. Учительница, помню, ставила пятерки даже если не выполнял домашнее задание. А я еще с юности мечтал стать хирургом, причем это никак не связано с фильмом. Просто было огромное желание помогать людям. Но нужен очень тяжелый зад, чтобы зубрить всю эту латынь, иммунную систему…

 А с кино я решил больше не связываться, хотя тот же Салыков приглашал сняться в его следующей картине. Ее потом все равно закрыли. За участие в "Балконе" я получил гонорар что-то около полутора тысяч рублей. Почти все деньги отдал маме, оставив себе сотню на джинсы и рубашку. Деньги мне в те годы были не нужны.

 Многие до сих пор восхищаются, как классно я сыграл в "Балконе". Странно это слышать. Никакого актерского мастерства я не проявлял, просто увидел в герое схожие черты характера. Трудности случались лишь в те моменты, когда нужно было немедленно заплакать, поиграть желваками. Во всяком случае общее нервное состояние я попытался выразить. Не помню, чтобы на съемках было больше двух дублей. Голос в картине чужой, даже не знаю, кто озвучил. Почему-то по телевидению демонстрируют исключительно казахский вариант. Очень много друзей-неказахов фильм так и не видели. Последний раз на русском языке "Балкон" показали сразу после гибели Кости Салыкова. Очень неграмотно поступили, вырезали фронтальную сцену в операционной, без которой суть фильма понять сложно.

 Самый смешной случай, связанный с изнанкой популярности, произошел на автостраде под Семипалатинском. Я ехал на машине к другу и увлекся скоростью. Когда инспектор ГАИ махнул палочкой, я уже знал, что нарушил правила, честно приготовился платить штраф. А инспектор вдруг говорит: "Исма, все нормально!". Первая мысль: "Балкон!". Поднимаю глаза - стоит мой бывший сокурсник.

 … Сейчас работаю в арт-центре Есета Косубаева, в оргкомитете кинофестиваля "Евразия". Вновь столкнулся с  миром, с которым простился 10 лет назад. Как будто и не было этого промежутка! Идешь по киностудии - все тебе улыбаются, замечают, как вырос, возмужал… Есть предложение сняться в кино у Рустема Абдрашева. Мне почти 30 лет, я в состоянии обеспечить себя и девушку, которую люблю. Мама все чаще намекает, что неплохо бы ей обзавестись внучкой. А я почему-то не тороплюсь. Есть еще годик-полтора…

 Картина  Кости Салыкова "Балкон" вышла  на экраны 10 лет назад. Примерно в это же время эстет Сокуров поставил на национальном кинематографе жирный имперский крест. Императивная статьярежиссера-альтернативщика задавалась вопросом, а целесообразно ли вообще финансировать "Казахфильм" и ему подобные студии? Посмотрев "Балкон", я от души возненавидел Сокурова еще и потому, что его "Скорбное бесчувствие" рождало эмоции сродни названию, зато примитивный казахский "Балкон" так  расцарапал душу, что лик главного героя преследовал по ночам.

 

 

"Балкон" - девятый вал перед "новой волной" в кино. Было ли что-то лучшее после?

 

 

 

 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
22-12-2011-03:46 удалить
Достоинства этого фильма вполне исчерпывающе перечислил предыдущий коментатор. Но мне хотелось бы немножко дополнить его мысли. «Балкон» - непросто фильм. Это эпоха. Наверно, любое настоящее кино – всегда больше чем кино. Это лучший казахский фильм, из всех казахских картин он наиболее «кинематографичен». Остается только жалеть о том, что это было лишь однажды. Думаю, что сегодня среди казахов (быть может, я ошибаюсь) бытует немножко слепое, преувеличенное преклонение перед стариками (Ш. Айманов), как впрочем и у нас (Океев-Шамшиев). Да простят меня классики. С точки зрения национального быта – это вполне оправдано, но существует мировой кинематограф: со своей спецификой, своими почти неумолимыми законами и традициями. Естественно, это не предполагает, что все картины, отвечающие этим требованиям одного уровня. Отнюдь. Но это другая история… «Балкон» - вполне справедливо будет отнести в ряды картин, отвечающих вышеназванным требованиям. В этом смысле, наше именуемое «киргизское чудо» - больше настроенческое, нежели действительное. Конечно, на провинциальном (в хорошем смысле этого слова) уровне, это название более чем точное, но у этого «чуда», - у истоков которого стоит творчество Айтматова, - нет надрыва. У нас была только Динара Асанова, - реализовавшаяся в Ленинграде (Питере), - чье творчество, я бы осмелился сопоставить с творениями «новой волны», и нового немецкого кино. Разумеется, в «техническом» плане оно может уступать последним. Но по энергетике, по драматизму, по размаху не уступает их лучшим произведениям. Есть две причины, по которым я пишу все это. Первое. Какое-никакое, но у нас (у казахов и киргизов) было «кино». Печально, что немного по количеству, но этим могут похвастаться не все. А второе. У нас была «городская культура» (Фрунзе, Алма-Ата). Вот в чем важность для нас «Балкона». Если тематикой произведений Асановой, в основном, были - социальные проблемы глубоко-психологического характера, то «Балкон» - своего рода «песнь о современной городской культуре». В нем дыхание того времени. И сегодня, когда происходит тотальная провинциализация, возврат к мертвой «архаике» с одной стороны, и образование безкультурной буржуазии с другой, для нас присутствие такой «жемчужины» очень важно. Бесспорно, та эпоха прошла безвозвратно, да и мы родились в постсоветское время, но, «видимо что-то в крови» (БГ). Сюда нельзя впутывать политику. То, о чем я говорю вне политики, вне системы. Я прочитал, что художник в «Балконе» - это прототип некого Сергея Калмыкова. Это мне ужасно напомнило нашего фрунзенского старого «городского сумасшедшего» поэта - Рамиса Рыскулова. Незаурядных историй связанных с ним, тоже очень много. К примеру, мне рассказали, что однажды обнаружили его на улице с ведром на голове. Когда спросили его: «Рамис Рыскулович, Вы зачем на голову ведро надели, Вы же ничего не видите!», он преспокойно ответил: «Потому что я рыцарь». Симпатичная история не правда ли? Не менее интересно и его творчество. Приведу пару строчек из его стихотворения: «… дворник встающий до восхода солнца, и подметающий пыль с лица галактики…» Не закономерно ли и то, что с умершвлением города, этот человек превратился из «символа города», в анекдотичную фигуру, в карикатуру. И кстати, странно и печально, что оставили этот фильм («Балкон») без внимания и комментариев. Наверно это закономерности сегодняшних обстоятельств, или признаки нынешнего времени. Сегодня, можно сказать, нету культурной связи между городами, того же Алма-Ата с Бишкеком, и их же двух с «передовой глушью»- Москвой. Экономическое положение Алма-Ата и Бишкека прямо противоположное. Первый, хотя бы внешне напоминает город, в отличие от второго, в котором ничего нет. За 20 лет не было построено ни одного серьезного архитектурного сооружения, а старые дома обросли бурьяном. Плюс к этому бездарные застройки самозахватчиков, которые никак не вписываются в городской быт. А основным населением являются – бомжи и машины. Бишкек, сегодня – город без достоинств, «город-мусор». И в этом нет ничего смешного. Это наша трагедия. Но, мы должны понимать, что наличие города – это не только урбанистический вид. Город в нас, город – это мы сами. В этом смысле, мы гораздо ближе к реальности, чем Астана – «карточный домик». Мы трезво понимаем, что мы больны, знаем диагноз, и что нужно лечиться. У нас с Вами общее будущее, общая судьба, одна дорога на всех, но в ней миллион возможностей. Я искренно скорблю насчет того, что происходит сегодня в Казахстане (моей второй родине), и всей душой желаю мира этой земле, этому народу. Лишь это имеет ценность, все остальное бред и смута. Мир в ваш дом! Я с Вами! С любовью, бишкекчанин, - которому небезразлична судьба казахского народа, - Улук Уракунов.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ИСМАИЛ ИГИЛЬМАНОВ. ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ ПОСЛЕ БАЛКОНА | Nokturn13 - Дневник Nokturn13 | Лента друзей Nokturn13 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»