Посетив Алматы, праотец «Кинотавра» дал эксклюзивное интервью «Новому поколению»
«НП», 12.06.98 (совместно с Денисом Куклиным)
Намедни в закусочных и питейных заведениях южной столицы был замечен Марк Рудинштейн. В буфете бывшего Минсельхоза, где его поймали с поличным корреспонденты «НП», он уничтожал самсу.
Намедни в закусочных и питейных заведениях южной столицы был замечен Марк Рудинштейн. В буфете бывшего Минсельхоза, где его поймали с поличным корреспонденты «НП», он уничтожал самсу.Самое удивительное обстоятельство этого конфуза – как легко президент международного кинофестиваля «Кинотавр» согласился на интервью.
- Будь вы московскими журналистами, я бы вас послал дальше Мытищ и Мухосранска, - заявил сотрапезникам жующий кинобосс. – После записок этой дряни Асламовой в «СПИД-инфо» я больше не даю интервью.
Когда товарищ убедился, что мы не дряни, а приличные люди, завязалась душевная беседа.
… В последний раз пята Рудинштейна ступала по казахстанской земле года три назад. В то время «Кинотавр» разъезжал по городам и весям, как тамбовский хор в картине Рязанова. На сей раз преуспевающий бизнесмен приехал действительно по делам. На студии Сергея Дуванова проходили съемки крутого шоу «Мужская игра». Публично «стреляться» перед камерами вызвались «певец» Сорбулака Мэлс Елеусизов и арт-директор фестиваля «Приз традиций» Дюсен Накипов. Фактурному Рудинштейну было предложено сменить колоритного Панкратова-Черного в роли ведущего. Марк Григорьевич согласился. Без особого, впрочем, рвения.
- Деньги, как и люди, имеют право на исповедь. Что плохого в том, что люди нажили капиталы, может быть, нечестным путем, и теперь пытаются их отмыть? Хотя из-за этой передачи я друга потерял. Олега Янковского. Он процитировал Раневскую: «Деньги истратишь – стыд останется». Теперь не кланяемся.
На вопрос, не надоело ли Рудинштейну выступать в роли свадебных генералов на бесконечных фуршетах и презентациях, он овтетил, что чувствует себя нормальным мужчиной, у которого все в порядке с честолюбием. Просто человека очень часто не выпускали дальше Мытищ и (см. выше). Зато теперь г-н Рудинштейн может позволить себе отдыхать на островах, куда не ступала нога человека. При этом он абсолютно не чувствует себя жуирующим прохиндеем. Он живет в обычной «хрущевке», не имеет дач и машин, которые нужно охранять. «Никогда Иполлит Воробьянинов не просил милостыню!» Никогда Марк Рудинштейн не открывал бары, рестораны. Ни на каких раутах, кроме своих, не светился.
- Погуляйте со мной по городу дня три, вы не увидите рядом со мной ни одного «випа». Все знакомства VIP заканчиваются банкетом. Приянл Аким Алматы, два-три комплимента его дочке – все! Некому позвонить, даже девушки красивой знакомой нет. Так что никакой я не светский, - закончил Марк речь, дожевал самсу и пригласил в апартаменты отеля «Казахстан» для более содержательного диалога.
- Живой такой, веселый Рудинштейн отбивает всякую охоту занудствовать на культурологические темы. Давайте поговорим о последних скандалах в кинематографической среде. Что вы с Гусманом-то не поделили? Неужели «Нику»?
- Знаете, я только что вернулся из «Баку». Оказывается, я страшно популярен там за счет конфликта с Гусманом. Юлик сказал мне классическую фразу: «Я 10 лет становился Гусманом, а вы за какие-то два года стали Рудинштейном». По-человечески это понятно: человек считал себя законодателем мод в кино, а тут появился еще один еврей, который вертится под ногами.
- В свое время я был аккредитован на Смоленском кинофестивале «Созвездие-91». Кажется, именно там произошли крестины Марка Рудинштейна. Для богемы это была диковинка: некто без рода без племени, лысый, не то прохиндей, не то мафиози. Откуда он взялся, заморский фрукт?
- Да нет, я местного розлива, с Малой Арнаутской. Начинал работать на эстраде с Мишей Жванецким. Дошутился, что вызвали в военкомат и спросили: «Вы почему до сих пор строем не ходите?». Пришлось выучить стихотворение и даже научиться плясать «Яблочко», чтобы попасть в ансамбль песни и пляски. Руководитель оказался мужиком с понятием: толкнул меня в ГИТИС, используя какие-то знакомства. Вы не представляете, до какой степени я был невежественным мальчиком. Откуда образованию-то взяться? Папа – убежденный коммунист, всю жизнь читал Устав КПСС. Это только сейчас я узнал, что были еще на Руси поэты, кроме Пушкина.
- А в кино как попали?
- Да влюбился! Голову потерял. Что не помешало мне жениться, но кино в то время было единственной страстью провинциального мальчишки. Все было в моей жизни – и сума, и тюрьма. Когда случился знаменитый процесс Росконцерта, мне дали шесть лет. (Рудинштейн в свое время работал директором группы «Машина времени. – А. Г.) Потом оправдали и даже выплатили компенсацию за моральный ущерб. Свою первую машину я купил на казенные деньги.
- А взятка от государства компенсировала обиду на страну?
- Не мешайте Божий дар с яичницей! Родина – от слова «родинка». Это ваши маленькие интимные ощущения, где вы впервые поцеловали женщину и получили по морде. Одесса, залитые мочой подворотни Дерибасовской – это Родина, Чукотка, извините, чужая сторона. В этом смысле наиболее показательный пример квартального мышления – американцы. Они живут на Манхеттене и не знают номера улиц на Брайтон-бич. Если вы обратили внимание, многие наши как бы патриотичные ведущие очень часто применяют словосочетание «в этой стране». Это взгляд со стороны – равнодушный, холодный, тупой.
- Те, кто хоронят российское кино, кричат с трибун о кризисе, тоже попадают в эту категорию?
- Это беда журналистов, да и вообще страны. Советская система, которую я ненавижу, убила в людях достоинство. За последние 10 лет отечественное кино получило призов на международных фестивалях больше, чем за 70 лет советской власти. Представьте себе обывателя, который сидит у телевизора, а ему с экрана говорят: «Российское кино погибло». Человек думает: «Нуи хрен с ним!» и перестает это кино искать. Прав Никита Михалков: американцы спасли нацию, потому что вовремя изобрели идеологию. А у нас, в России, этот стержень отсутствует. Кстати, уместнее говорить о кризисе американского кино, которое все больше переходит в жанр клиповости. Тот же «Пятый элемент» - никакое это не кино, а добротная красивая компьютерная игрушка. Когда я смотрю боевик «Ромео и Джульетта», все эти педерасты, экшн-экшн, взрывы бензоколонок меня не задевают. Зато когда мальчик с девочкой остаются одни – я рыдаю.
- А что вы думаете о «Титанике»?
- Я называю этот фильм «Унесенные морем». Лучше бы Камерон сделал его скромнее, хотя это как раз пример того, что нация начинает выздоравливать. В прошлом году «Оскара» взял чешский фильм «Коля» - это же мировая революция! В российском кино тоже начинаются интересные процессы. В этом году запущено в производство 100 картин, меня это очень даже обнадеживает. Мы наконец-то научились рассказывать истории, как они есть. Кино на уровне «Брата», «Вора», «Времени танцора» - очень классное кино. А кино, на мой взгляд, бывает только хорошим, плохим и индийским.
- Сочинский фестиваль «Кинотавр», он ведь тоже мастодонт. Не боитесь, что завтра придет «молодая шпана и сотрет вас с лица земли»?
- Почему возник «Кинотавр»? Я увидел, что коммуняки хотят заполнить полки кинопроката американским дерьмом. Возникла естественная пауза – «Кинотавр» ее заполнил. Откровенно говоря, меня уже тошнит от «Кинотавра». Обычно спрашивают: что нового будет на фестивале в этом году? Ничего! Только кино, сплошное кино. И моя задача, чтобы у всех в этой стране отшибло память, чтобы никто не вспомнил фамилию человека, который организовал «Кинотавр».
- В этой, говорите, стране?
- Ах, ну что вы цепляетесь к словам!
- Ну хорошо, тогда совсем о вечном. Вы ведь счастливый отец и даже дедушка?
- Верите ли, пока моей дочери не исполнилось три года, я не воспринимал себя в качестве отца. Первое осмысленное чувство – чувство глубокой вины перед мамой ребенка. С этого началось воспитание дочери. Вырос очень неплохой человечек, внучку мне подарила. Правда, вижу я ее раз в два месяца, не чаще. Первое время девочка меня страшно боялась, зато теперь, когда видит по телевизору, машет рукой, приговаривая: «Дедушку люблю!».Мужчина в жизни ребенка должен появляться тогда, когда ребенок начинает что-то осознавать.
- В интервью «Собеседнику» вы признались, что мечтаете пережить хотя бы еще одну вспышку любви…
- И не одну! Это наша с вами мускулатура. Я называю это «ощущением СВ», когда вы представляете себе, как покупаете билет на поезд, в спальный вагон, а там – красивая девушка. Ожидание любви – главное чувство на земле, ради этого мы с вами живем и работаем. Я часто думаю, что мы умеем влюбляться, но так и не научились выходить из этого состояния.
@ Алексей Гостев, Денис Куклин