• Авторизация


ТРИ БЕСЕДЫ С БОРИСОМ ПРЕОБРАЖЕНСКИМ 28-01-2008 22:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[350x280]

 

Беседа первая. ЦАРЬ БОРИС

«Казахстано-российская газета», октябрь 1995 г.

 - Борис Николаевич, примите поздравления! С какими мысля­ми встречаете юбилей театра?

- Ах…(протяжно) С мыслями, как бы собраться и не сорваться. Силы же уходят на "рытье окопов". Хотя это смешно, при моем жиз­ненном опыте обращать внимание на холостые выстрелы. Ужасно не хочется вовлекать во всю эту историю посторонних людей.

- А вам не надоело молчать и "проглатывать" оскорбления? Уже год, если не больше, продолжается эта свара. Лично вас, про­стите, "опускают", как хотят. Кто ваш главный враг, кому это вы­годно?

- Я знаю своих врагов фас, профиль, отпечатки пальцев (смеется). Но я не хочу никого обижать. Что же касается известных статей, то я не уверен, что бывший завхоз нашего театра Майя Конурбаева могла написать такое. Здесь люди с дипломом поработали. Я все ждал, когда эта «пчела Майя» возьмется за ремонт, а не за перо. И дождался! Решетки на детском театре - что может быть страшнее? А теперь еще этот ноч­ной клуб... И это делают люди, обвинявшие нас в разврате и беспро­будном пьянстве! Посудите сами: казахская труппа ТЮЗа не может на­вести порядок в собственном помещении из-за того, что Преображенс­кий пьет. Логика железная.

- Ваш знаменитый однофамилец профессор Преображенский сумел сделать из собаки человека, но перед Швондером был бес­силен. Вы ощущаете свою слабость перед "швондерами"?

- Ну, конечно. И все опять просто, все по Павлову: физиология. Я не умею драться. Не умею плести интриги, в известном смысле этого слова. У меня есть, конечно, позиция, когда "за" кого-то и наоборот. Мне часто говорят, вот, у вас есть любимчики. А как же! Я уважаю тружеников. А "швондеры" - это сложная система, И там схема "возьмем­ся за руки, друзья" срабатывает четко.

- Почему вас так не любят "наверху"?

- Это полная чушь. Я бываю иногда "наверху" и встречаю людей, которые мне симпатизируют. И даже помогут с юбилеем театра, я уве­рен  Другое дело, что я бываю слишком надоедлив и суетлив по-кома­риному. Характер менять поздно. Я же не могу вставить в себя другой мотор, так же, как это не мог сделать Карлсон.

- Вам интересно жить и творить в это время?

- Безусловно. Потому что у меня есть славная компания, которая мне доверяет. Я с одинаковой радостью работаю и с Димкой Скиртой, и с Химиной, и с Татьяной Николаевной Тарской, которую вообще люблю с первого дня. Я обожаю своих артистов за интеллигентность и бесшабашность. Если нет репетиции - для меня это кислый день. Очень важная вещь - стиль репетиции. В этом есть жизнь, динамика, она потом переходит на сцену и передается зрителям

- Вы никогда не жалели, что приехали в Алма-Ату?

- Разве я не ответил на ваш вопрос?

- Тогда вспоминайте, как это было.

- 26 августа 1986 года я находился в полулюксе какой-то барнауль­ской гостиницы. Раздался телефонный звонок: "С вами говорит дирек­тор алма-атинского ТЮЗа Бойченко, хотели бы вам предложить место главного режиссера". Я ответил, что не могу жениться на девушке, которая прислала фотографию. Мне нужны ее запахи, походка и т.д. Бойченко настаивал, приглашал на разведку. И тогда я подумал: почемубы не прокатиться за чужой счет в город, о котором ходят легенды, что там сплошные розы, а яблоки просто падают с неба. Знаете, когда я жил в гостинице "Алма-Ата и мне в номер залетали струи фонтан”, это было совершенно очаровательно.

В качестве эксперимента я выбрал известную пьесу «Ночная повесть". В процессе постановки на меня стали давить, чтобы я принимал театр Я очень долге не соглашался, но в игру дипломатично вступил прежний замминистра культуры Сигаев Потом я понял причину. Дело не в моей индивидуальности, а в приближающемся 70-летнем юбилее советской власти. Надо было показать, что во всех театрах есть глав­ные режиссеры В общем, я согласился.

И мне так много обещали… Я человек наивный, поверил. Частично Минкультуры выполнило очень многие мои условия. Во-первых, предо­ставили Новую сцену (спасибо Нуркадилову, Храпунову и Мансурову, нынешнему послу в России) Вспоминается одна милая история: Бойченко, как директор, отказался бороться за жилплощадь для семерых при­езжающих из Иркутска актеров. И когда я пришел в большой кабинет к одному значительному в то время лицу и после получасового скандала спросил, куда мне идти дальше, он завопил: «На х..!». На что я ответил: «А это единственное место, куда я могу пойти из вашего кабинета, поэтому я лучше сяду", -  и уселся в конце длинного стола. Он долго смотрел на меня, потом снял трубку, позвонил в общежитие, и мне дали две комнаты.

- Вернемся в настоящее. Кому же пришла в голову "гениаль­ная" мысль - впихнуть три разных театра под одну крышу? Теперь здание ТЮЗа напоминает трехголовую шипящую гидру.

- Я думаю, это ошибка, которую Министерство культуры очень ско­ро исправит. Мы с директором написали два письма, как стало известно, они дошли до министра.

- Не проще ли взять «Новую сцену» и делать на ней свой автор­ский театр?

- Идея в принципе неплохая, особенно когда наша популярность в связи с Новой сценой как-то выросла, и мы стали ощущать свою результативность. Но тогда будут обделены самые маленькие. Нет, я их бросить не могу.

- Чем все-таки обусловлен ваш выбор?

- ТЮЗ всегда предполагает молодежную аудиторию. А я старею, что совершенно естественно Пусть это эгоистично, но я должен заря жаться энергией Мне нужно, чтобы меня дразнили А молодежь дерз­ка. Это обязывает меня все время находиться в форме

- Значит, выбор связан больше с актерами, чем со зрителями?

- Вопрос в достаточной степени каверзный Когда началась вся эта. тенденциозность репертуара - Булгаков, Пастернак, - мне было бе­зумно интересно, как режиссеру и педагогу, как реагировали девяти­классники и что они потом писали в сочинениях Братцы, поколение изменилось категорически! Уже и газета моя любимая называется 'Но­вое поколение" (не знаю, правда, насколько оно новое, судя по газе­те).

- И у вас, стало быть, ощущение, что ТЮЗ взрослеет вместе со зрителем?

- Естественно! Но некоторые тянут его в тот размер коротких штанишек, который был в их детстве. Как меня миновала эта участь, сам удивляюсь

- В чем, по-вашему, секрет феноменального успеха "Белого Креста"?

- Мне это трудно объяснить Во-первых, мы не рыпались создать образ белогвардейца. Мы отказались от всех этих военных сцен, от Гетмана, Петлюры. Меня интересовало, как эта война происходит внутри одного человека. ''Перестройка под абажуром" говорил я своим на репетиции. И самое последнее, я обманул зрителя. Сначала была как бы комедия: Лариосик, то да се. А потом… Ужас.  Кстати, ставили мы спектакль как раз в дни путча, когда за окнами, как и в пьесе, царил ГКЧП Актеры, конечно, любят этот спектакль. Играют, правда, не всегда ровно. Слишком часто играют, поэтому не успевают соскучиться.

– Вы не увлекались авангардизмом?

- Бог миловал У меня не зря в кабинете висят портреты Станиславского и Немировича-Данченко Я на них иногда поглядываю, а они паль­чиком грозят «Не сметь». Хотя, с другой стороны, театр может быть только условным, потому что это не жизнь, а сочинение жизни, в основе которой, конечно, правда.

- Давайте немного отвлечемся и вспомним детство. Било ли какое-нибудь предзнаменование, перст, указующий на счастливую судьбу?

- Конечно В детском саду меня заставляли читать всякую ахинею Потом я занимался в драмкружке вместе с Сашей Демьяненко {Шурик) Первая роль в драмкружке была роль Лешего. Видимо, из за своего голоса хриплого я все время играл каких то сторожей.

- А что, голос таков с детства?

- Да, я в роддоме «мама» сказал вот этим голосом, за что меня быстро выписали. У меня было прекрасное детство! Сегодня смотрю на некоторых чад, мне небезразличных, и вижу, как у них отсутствует цель. А у меня была цель - Дворец пионеров. Я мчался туда, как только родительский глаз начинал засыпать над газетой «Уральский рабочий». Это уже после были разные метания, то во ВГИК рвался, дурында… Спасибо первому учителю Владимиру Мотылю ("Белое солнце пустыни"), который благословил "Учиться - только в Ленинград!».

- Вы официально считаетесь учеником Георгия Александрови­ча Товстоногова. Но ведь позже были высшие режиссерские кур­сы у Гончарова. Кто из них оказал на вас большее влияние?

- Гончаров - талантище, а Товстоногов - редкий ум. Но я хочу ока­зать о Розе Абрамовне Сироте. Мне жаль, что журналисты пропускают это короткое имя. В то время как Гога на третьем курсе грозился выкинуть меня из института, как котенка, за "формализм и глупость", эта легендарная женщина, воспитавшая целое поколение актеров - Смок­туновский, Доронина, Басилашвили, Сережа Юрский, наш комсорг - однажды похвалила один из моих экзаменационных отрывков, боже, как я был окрылен! Впоследствии, когда я совершил очень дерзкий поступок - будучи практикантом в БДТ, втайне от Товстоногова напро­сился к Розе Абрамовне на ассистентскую практику, – мы подружились, Каждый день по дороге в институт мы заходили в пирожковую на углу Пестеля и Литейного, и Роза Абрамовна всегда покупала мне два пирожка. А когда в институте я пытался подавать ей пальто, она всегда говорила брезгливо: « Я не женщина, Преображенский, я режиссер". Однажды она пришла на нашу репетицию со Смоктуновским, с кото­рым репетировала Гамлета. Таким он мне и запомнился: тихий, скром­ный человек в кожаном пиджаке.

– Что за история была у вас с постановкой "Моцарта и Салье­ри" в католическом храме?

- О, это песня! Костел, в котором я ставил Пушкина, находился в Иркутске, под самым носом у обкома партии. Отдел культуры знал о моем замысле и всячески старался помешать. Не все их беспардонные вылазки я всегда отвечал; вы же гинеколога не будете учить, как де­лать аборт. Тогда эта тетенька с шиньоном вызвала мою молодую жену, ведущую актрису, и ''по-товарищески" просила расстаться со мной, обе­щая нашему сыну детский садик от обкома партии.

- Как складываются теперь ваши отношения с актерами, поки­нувшими театр? С каким сердцем отпускаете их?

- С очень тяжелым, но всегда были аргументы. Разве я мог не отпустить любимого мною Андрюшу Григорьева в Ленинград - город, в котором я шесть лет проучился? Я прекрасно понимал, что Андрюша - очень одаренный человек, и его ждут более богатые перспективы. Еще один любимый ученик Коля Дубаков уехал в Россию. Здесь, понимае­те, не та ситуация, когда насильно мил не будешь. Я знаю, что я мил! Мы по-прежнему как-то общаемся, перезваниваемся. Больно читать в прессе: от Преображенского бегут. Почему не пишут, что уходят из-за более высокой зарплаты? Правда, есть люди, об уходе которых я со­вершенно не жалею. Эти бездарные, невоспитанные студенты с курсов. Какое счастье, что они ушли! Можно лежать в луже, но это не значит, что ты опустился. И можно сидеть в кресле кожаной обивки, иметь большую зарплату и быть совершенно безнравственным.

- Вам знакомо состояние, когда "ни слов, ни музыки, ни сил" – сплош­ная немота?

- Сколько угодно! Особенно когда был этот жуткий режим обяза­тельств - поставить спектакль к Дню Парижской коммуны, Дню первого лепестка . И все-таки мы, режиссеры, хитрили. Ставили "Тартюфа" и рассказывали о том, что кое-что подгнило в датском королевстве.

- А как с сомнениями у вас?                           

 - Для меня самое страшное - первая репетиция. Я не умею смотреть свои спектакли, как это умел Юрии Петрович Любимов. Я жив только сомнениями. Другое депо, что в нашей профессии неизбежен момент, когда нужно перестать сомневаться. Когда нужно идти напро­лом. Режиссура - профессия хамская. Все время приходится с кем-то бороться. Я знаю, только одно свято: настоящий артист простит режис­серу все - пьянство, романы, но он не простит отсутствия в его актерс­кой деятельности успеха.

- А чего вы никогда не сможете простить актеру?

- Предательства.

- А как вы смотрите на то, что ваши ведущие актеры уходят в режиссуру?

- Нормально. Это заболевание такое же, как и грипп, ангина. Не дай Бог, сифилис.

- Осталось ли в жизни хоть что-то, способное вас удивить?

- Во-первых, артисты. Они меня восхищают и удивляют каждый день. И, конечно, маразм политической платформы.

- Выбор тем тесно был связан с жизненными обстоятельства­ми?

- Конечно. Вспомните 'Моцарта и Сальери": "Нас мало, избран­ных". Я убежден в этом.

- Вас не тяготит доступность?

- Моя? Иногда смертельно тяготит. Я же постоянно в зале. Подхо­дит учительница и начинает кричать: "У вас неправильный репертуар! Красная шапочка должна быть не в красном, а в голубом, потому как Красная Шапочка - это ее имя и фамилия". Кто и что только не советуют режиссеру! Им, видите ли, кажется. Гамлет говорил: «Мне «кажется» неведомо».

- Что вы сейчас читаете?

- Аполлона Григорьева, письма Мейерхольда, Немировича-Данченко, Диккенса, стихи Абая и сонеты Шекспира. Я не могу читать одну книгу.

- Как Ленин?

- Не знаю, как Ленин. Он ничего не сказал мне по этому поводу и не оставил завещания.

- Ваши пристрастия в поэзии?

- Пушкин. Пастернак, конечно, гениальный поэт, но... с поворотом. Хотя есть мысли простые: "Быть знаменитым некрасиво". Действитель­но, некрасиво.

- Вы не пробовали писать? Дневники, мемуары.

- Лень раньше меня родилась. В свои 57 лет я имею не так уж и много. Славу скандального человека и несколько приличных спектаклей.

- Ну, это кокетство... А многолетний опыт? Кстати, он вам не мешает?

- Не-а. Так же, как и моя правая больная нога.

- А есть чувство удовлетворения, осознания пути?

- Безусловно. Но мне не так много осталось жить, чтобы позволить себе спад. Я пока не поставил "Ревизора", "Орленка" Ростана. И потом, вы же понимаете, о смене надо думать. Сейчас для меня главная задача - обратить молодых в свою веру, гражданскую и художественную.

- Ваш последний эксперимент...

- Нет, ни слова больше! Это страшная тайна. Потерпите, 8 ноября вы обо всем узнаете.

- Договорились. Продолжим разговор после праздника.

 

                           Беседа вторая.  Из-за "Гамлета" я завтра окажусь "на дне"

 

 

"Экспресс К", 24 ноября 1995 г.

- Как настроение, Борис Николаевич? Хотя с моей стороны глупо об этом спрашивать. У вас на лице все написано.  После пышного юбилея, который вы забабахали на основной сцене ТЮЗа, после "Гамлета", на которого не прорваться, остается только "напиться и забыться"...

- Ах... С одной стороны, конечно. ваша правда. Труппа издергалась, умаялась, всем нужна передышка.  Вчера мы устраивали маленький сабантуй на Новой сцене, провожали друзей, приехавших на юбилей из ближнего и дальнего зарубежья. Такие люди собрались - Саша Портнов из Израиля, Коля Дубаков, ученик мой из Иркутска, Андрюшка Григорьев из Питера! Такие нежные слова они говорили в адрес театра, как будто домой вернулись после долгой разлуки. Прятно до слез. Что касется юбилея - это безусловная победа театра. Ее можно расценить как угодно, хотя опять скажут, что преображенский куражится. Но разве не повод для ликования. что впервые в бывшем Союзе детский театр детский театр стал академическим? Ведь это самое важное, не видеокамеры и прочие подарки и премии (за что, конечно, тоже огромное спасибо).

- Я увидел портрет Высоцкого на стене в вашей комнате и невольно вспомнил строчки его последнего стихотворения: "... я знаю, что сказать, представ перед Всевышним, мне есть чем оправдаться перед ним"...

- Я понимаю, о чем вы. Все мои поступки так или иначе связаны со спектаклями, остальное никому не интересно. У меня было несколько приличных постановок - "Тартюф" в Иркутске, "Братья Карамазовы", "Мальчики" по пьесе Розова.  Но все это давнее. С алматинской труппой мне повезло больше, вы посмотрите, какая драматургия: Пушкин, Булгаков, Пастернак, Мопассан, теперь вот Шекспир... Такого плодотворного десятилетия у меня не было ни в одном театре. Во многом это связано с Новой сценой. Я всем задаю вопрос, что было бы с ТЮЗом, созданным Наталией Ильиничной Сац в 1945 победном году, какие творческие победы могло принести существование  двух театров на 100 лет не ремонтируемой площадке, если бы в свое время мне не попала вожжа под мантию?  Если бы мне не помогли серьезные люди - Нуркадилов, Храпунов, Джанибеков, Мансуров... Я им бесконечно благодарен. Даже не я, зритель и наши артисты.

- "Грубый век, грубые нраву, романтизму нет", - как говаривал один персонаж. А вы еще умудряетесь создавать какие-то шедевры. Как вам это удается?

- Во-первых, вы преувеличиваете наши достижения. Мне кажется. все дело в том, как отнесется художник к той или иной задаче, перед ним поставленной. Я все время думаю, ведь можно было, скажем, к юбилею Абая отнестись "номенклатурно". Мы же ставили когда-то "детские" спектакли - к юбилею Леониду Ильича, к дню рождения его жены... Но если я отношусь к своей профессии серьезно, я просто обязан "выковыривать" из скорлупы, в которую нас загнали жизненные обстоятельства, лицо истины.

- Меня всегда очень трогали ваши взаимоотношения с артистами театра, при всем при том, что в околотеатральных кругах вы слывете Карабасом-Барабасом...

- Мои артисты восхищают и удивляют меня каждый день. Иогда я ору на них, срываюсь и даже хамлю. Но как-то все забывается, прощается. Я знаю одно: режиссеру простят все - пьянство, романы, грубость. провальные спектакли. Но если актер по моей вине будет обделен самым главным для него - успехом, не простят никогда.

 Знаете, я почему столько лет работаю в ТЮЗе? Детские театры всегда предполагают молодежную труппу, она невольно тянет к своим грустным берегам или каким-то еще, веселым. И тогда ты понимаешь, чем они живут, начинаешь чувствовать их стиль. Наверно, я старею и нуждаюсь в подобной "подзарядке". И дело, как вы понимаете, не в биологическом возрасте. Сегодня я смотрю на подрастающее поколение, мне небезразличное, и понимаю, "как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок". Седина-то уже не возрастная, а от количества ошибок и выводов. Впереди не так много времени, чтобы позволить себе расслабиться. Мне осталось поставить с этой труппой "Ревизора", "Три сестры", "Маленькие трагедии", ну есть еще один планчик...

- И все?!

- Нет, ну я говорю про вершины. Как бы тут только не случились дни рождения... собачки дворника, чтоб ласкова была.

 - "Гамлет" в юбилейной афише - рискуете, Борис Николаевич...

 - А разве не было риска, когда я ставил "Доктора Живаго", "Горе от ума"? Я анчал репетировать Шекспира 6 авугста, то есть решил поставить "Гамлета" в условиях провинциального театра, в условиях безденежья.  Сейчас все позади, премьера состоялась. А поначалу сколько было воплей: какое кощунство, негодяй Преображенский замахнулся на такую пьесу! А что, собственно? Пьеса, написанная человеком, знающим театр изнутри, почему бы не разгадать, что он в ней такого написал? У меня не было установки: так, товарищи, история Принца Датского начинается с моего спектакля. Боже упаси! Я ставил свою версию, и есть ли смысл определять цель и сверхзадачу этого спектакля? "Быть или не быть - вот в чем вопрос". Вы поймите: решить убить брата с целью завладеть любимой женщиной - поступок не из легких. Почему Клавдий мучается, совершив все это? Он что, не понимает, что Гамлет может отомстить? Прекрасно понимает, он же не идиот. Он человек, поднявший руку на короля. Ну-ка, давайте-ка сейчас убьем кого-нибудь из "королей" (я не буду называть фамилий, потому что вы их все арвно вычеркнете). Это можно на Диму Холодова поднять руку, на Листьева. А эти... Когда они приходят в театр - бронежилет из живых людей. А Гамлет, ведь ему папа намекнул, что отомстить за него - мероприятие не очень простое, не демонстрация или голодовка у парламента. Это ли не сегодняшний вопрос? Есть у мея совесть или нет? Что мне мешает совершить гадкий поступок? Что-то останавливает меня, какие-то внутренние барьеры. или уже ничего не останавливает пойти с кинжалом против другого человека?

"Гамлет, мысливший пугливыми шагами" - это Мандельштам. Гамлет правду говорит со своим упрямством. Он все время говорит с Богом. А много у нас людей, которые разговаривают с Богом, имеют на это право? Видите, как все просто и непросто.

 Это всех, вероятно, удивит, но я сейчас о какой пьесе думаю? От "Гамлета" еще не остыл, а на столе лежит книга: великий пролетарский писатель, основоположник социалистического реализма А. М. Пешков. Пьеса "На дне". Что может быть современнее? Когда Толик Марковский, будущий Сатин. скажет: "Человек - это звучит гордо?!", и все отрепья общества будут хохотать, то рядом со спектаклем "Гамлет", когда Димка Скирта на коленях провозглашает человека венцом всего живого... неплохая получится композиция.

 - Борис Николаевич, в вашей квартире так много Пушкина. Портреты, скульптуры, фолианты. Это святое?

 - Да. Я с малолетства ни в один учебник не верил, а в этот верю. Он позволяет мне время от времени находить ответы на разные странные вопросы, посещающие мою голову. Пушкин, кстати, сказал гениальную фразу: "Художника можно судить только по законам, им самим над собой признанным". Не для себя. а над собой. Все эту фразу знают, но мало кто ее блюдет. Что интересно, ученики, как ни странно, положительно воспринимают наш спектакль по Пушкину "Прими собранье пестрых глав". Учителя, правда,  долго до антракта ворчат, и в антракте тоже, а после спектакля они уже какие-то... нормальные.

 У нас на Новой сцене есть книга отзывов. там была страшная запись, я запомнил ее дословно: "Я хотел сегодня по окончании спектакля покончить жизнь самоубийством, но, посмотрев ваш спектакль, я решил жить". В этом все наше назначение. В принципе я понимаю, что театр - не "скорая помощь". Но когда он исцеляет человека от каких-то душевных потрясений - это самое главное для художника.

Беседа третья. Мы ничего не понимаем в Пушкине, и Борис Николаевич тоже

  "НП", 4 июня 1999 г.

- Борис Николаевич, не трудно ли вам в ваши шестьдесят находить общий язык с молодым человеком? Все-таки Пушкину, когда он погиб, исполнилось всего 37.

- То, что он в свои тридцать семь был умнее меня, шестидесятилетнего, - это совершенно очевидно. Хотя бы то обстоятельство, что «Бориса Годунова»  он написал в двадцать пять. Вообще же в нашем театре любовь к Пушкину какая-то неформальная, и слава Богу! В школе его преподают как классика, а вспомните, что писал Маяковский:

 «Я люблю вас, но живого, а не мумию.

Навели хрестоматийный глянец».

 Отмывание позолоты с живого чела - в этом, как мне кажется, задача каждого художника, кто общается с Пушкиным, с его литературой грандиозной.  Великой не потому, что в золоте переплет, а потому что подробности человеческой души такие гениальные. Я могу его сравнить только с Чеховым и Толстым, которые могли все эти тонкости- переливы,  все гадости душевные так отобразить в строчках, что для нас это становилось откровением.  Вы думаете, работа над Пушкиным, даже над его сказками, не сделала моих артистов квалифицированней? Сделала.  Потому что проникнуть в замысел - это одно, главнее - передать это так, чтобы поняли сидящие в зале тетя с дядей или молодой человек с девушкой.

 - Стало быть, для вас Александр Сергеевич - открытая книга?

- До того, как я сел  писать инсценировку «Онегина», никак не предполагал, что Пушкин (автор) расстанется со своим другом НА-ВСЕГ-ДА. Он так переживал и дергался по поводу его поведения, защищал его, и расстался с ним. Это для меня было, как бросок Карениной под поезд.

 Взять Татьяну - деревенская дура. «Ей рано нравились романы, они ей заменяли все» - это что, случайная фраза у Александра Сергеевича?  В баню не ходила, ничего не ела, только читала? В том-то и дело, что так!  Но как она себя потом перестроила, переделала все эти романы в другую жизнь от встречи с Онегиным, в романах-то отказов не было! Несчастье сделало ее умной.

 А Онегин? «Лишний человек» - что за ерунда?! Кому он лишний? Как человек может быть лишним? Себе он лишний - это другой вопрос. Придумал себе  маску, носился с ней, а когда маска растрескалась,  помчался со всех ног, а там: «Но я другому отдана», оба рыдают (по крайней мере, в моем спектакле).  Может, кто-то не согласен с решением, но у меня не гастроном, где на витринах все, что пожелаете.

 И ведь как поют партию Онегина оперные певцы: «Вы мне писа-али, не отпира-айтесь!» Говнюк? Ничего подобного! «Мне ваша искренность мила» - он же мучается. Это выяснилось, когда я с артистами стал выискивать на пушкинских страницах  партитуру поведения героя. Ничего придумывать не надо, если внимательно прочесть роман. Не скажу, что я каждые пять минут питаюсь какой-то строчкой поэта, но закладок в книгах очень много. Иной раз по ночам бужу жену: «Люся, ты только посмотри, что он написал!».

 Я просто убежден, что мы ничего не понимаем в Пушкине, в том числе и я. Все время думаю: почему он написал именно «Маленькие трагедии»? Не потому же, что там трагедии маленькие произошли, отнюдь. Но почему-то Пушкин избрал форму одноактной пьесы. Неужели фантазии не хватило? Чушь, он гоголям сюжеты дарил.  Тогда почему? И еще: почему пьеса «Борис Годунов» живет только на бумаге и в партитуре Мусоргского, а театральные режиссеры - Ефремов и прочие - сколько ни бились, все без пользы!  Просто пьесу писал не театральный человек. Вот Шекспир вышел из театра, Чехов тоже - спал с Книппер и дружил с Немировичем долгие годы. А Пушкин понятие не имел, что такое театр, вот и приходится режиссерам выдумывать за него конфликтную драматургию. Я очень хорошо понимаю и Любимова, и Шнитке, которые все переделывали, за что им от всех и доставалось. С названиями у Пушкина также была полная «напряженка». Что за название дурацкое - «Моцарт и Сальери», о чем это? Или «Скупой рыцарь» - можно подумать, что пьеса про жмотяру. Мне могут возразить: Чехов тоже вынес в заголовок дядю Ваню, но у него дядя - это решение.

 Да, Пушкин неоднозначен, но это же не умаляет его достоинств. Другая природа таланта. Полная, абсолютная стихия. Не писать долгое время, потом уехать в Болдино и отмочить такую шутку! Это что за энергия такая, что за бочки винные! (Почитайте, кстати говоря, стихи лицейского периода - почти все стихотворенья про вино, это поразительно!)

 - Ну да, любовь к вину и женщинам вас несколько роднит. А смогли бы вы подружиться с Пушкиным, приди он к вам живым, без глянца?

 - Для первых десяти минут у нас бы нашлась тема разговора. Я бы объяснил ему, где он ошибся в «Борисе Годунове».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ТРИ БЕСЕДЫ С БОРИСОМ ПРЕОБРАЖЕНСКИМ | Nokturn13 - Дневник Nokturn13 | Лента друзей Nokturn13 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»