• Авторизация


КОЖЕЕЗЕРСКИЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (автор фото: Сергей Чигалевский) 14-12-2006 11:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]Кожеезерский Богоявленский монастырь был основан в 60-х годах XVI в. В то время здесь, у оз. Коже, в полном уединении проживал пустынник-священноинок Нифонт. В 1565 г. к нему пришел Сергий, бывший пленный казанский царевич Турсас Ксангарович, обращенный в Православие. Сергий был пострижен в иночество с имененм Серапион. Слава о подвигах пустынников быстро распространялась и превлекла к ним других иноков, ревнующих о духовном совершенстве. Видя умножение братии, Нифонт поручил их Серапиону, а сам отправился в Москву для сбора пожертвований и для исходатайствования разрешения на устройство монастыря. Прибыв в Москву, Нифонт вскоре скончался и был погребен в одном из монастырей. После этого с просьбой об устроении монастыря и пожаловании ему земли в Москву отправился Серапион. В 1585 г. царь Феодор Иоаннович пожаловал монастырю грамоту об отводе земель, а митрополит Дионисий благословил устроение обители.

[показать]По возвращении из Москвы, Серапион с братией ревностно принялись за устроение обители. Но не больше двух веков блистала Кожеозерская обитель, где даже патриарх Никон пребывал некоторое время игуменом (а он превратил Кожеостров в полуостров, соединив с берегом земляной дамбой). Вскоре различные неустройства и особенно пожары привели монастырь в запустение. В 1758 году обитель приписали к Спасо-Преображенскому монастырю, а по учреждении штатов в 1764 вовсе упразднили в простой приход, да и тот потом приписали к Прилуцкому приходу. Возобновление Кожеезерского монастыря началось в 1851 г. По приказу Священного Синода он был сначала приписан к Николаевскому Корельскому монастырю, а затем в 1853 году стал самостоятельным, и в нем введен общежительный устав. Основной целью возобновления монастырской жизни была борьба с расколом, таким свободным на севере.

[показать]Храмов в обители было шесть. Один каменный в честь Успения Пресвятой Богородицы с двумя приделами. Второй каменный храм во имя св. Иоанна Предтечи, переделанный из часовни над гробницами прп. Серапиона и первого игумена монастыря Авраамия. Мощи их почивают под престолом Предтеченской церкви. Третий храм - деревянный в честь Богоявления Господня. Здесь под спудом покоятся нетленные мощи прп. Никодима Хозьюгского. Еще были храмы в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в честь Преображения Господня, и в честь Апостола и евангелиста Иоанно-Богослова.

В 1918 в монастырь вошли красные. Игумена Арсения и часть братии большевики убили. Но через несколько дней части белой армии стали отбивать монастырь. Красноармейцев всех расстреляли, а остатки братии ушли с белой армией за границу. Потом на месте монастыря была коммуна. Затем разместился тут поселок ссыльных - Кожпоселок, который в 1954 году расформировали. В 1998 году, пришли в монастырь из Оптиной пустыни двое монахов и послушник с ними. Хотели здесь остаться - жили же здесь как-то раньше. Только столько скорбей выпало на их долю, что не выдержали монахи, ушли. А послушник остался и живёт здесь до сих пор - сейчас он отец настоятель - иеромонах Михей. Летом этого года в монастыре постоянно живут иеромонах Елисей, иеродиакон Амвросий и послушник Андрей. Из всех остальных приходящих в монастырь монашествующих, пока ни один не смог выдержать тягот и лишений, выпадающих на их долю. Электричества - нет, центрального отопления - нет, до ближайшего поселка 84 км по бездорожью, одним словом - чуть ли не XVIII век.

ФОТОАЛЬБОМ



КАК ДОБРАТЬСЯ ДО МОНАСТЫРЯ

Адрес : 164874, Архангельская область, Онежский р-н, п. Шомокша, Богоявленский Кожеезерский монастырь.
Телефон /818-39/ 3-24-34


ВНИМАНИЕ! ЭТИМ ЛЕТОМ ПО НЕИЗВЕСТНОЙ ПРИЧИНИЕ ТРУДНИКИ И ПАЛОМНИКИ В МОНАСТЫРЕ НЕ ПРИНИМАЮТСЯ! ЗВОНИТЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ПО ПРИВЕДЕННОМУ ТЕЛЕФОНУ

Однако, для тех, кто желает просто добраться добраться до Кожозера , это можно сделать следующим образом.

1. Из Москвы (Ярославский вокзал) поезд Москва-Архангельск до станции Обозерская; поезд Архангельск-Онега или Вологда – Мурманск до станции Глазаниха или Вонгуда; автобус Глазаниха – Шомокша (отправление в 8.00 утра); мотовоз по узкоколейной железной дороге до остановки «По требованию»; лесом (около 40 км) по направлению вездеходной дороги (с ночевкой в лесной избушке).

2. Поезд Москва – Архангельск до ст. Обозерская; поезд Архангельск – Онега до ст. Порог; теплоход «Заря» до Усть-Кожи (отправление не каждый день, уточнить нужно в порту г. Онеги); 15 км пешком до д. Петровская; лесом около 60 км (2 ночевки в лесу без избы).

3. Поезд Москва – Архангельск до ст. Обозерская; поезд Архангельск – Малошуйка до ст. Нименьга; вахтовка до тропы в лесу (показать ее сможет не каждый) отправляется в 8.00 утра; лесом (около 30 км) через 6 км есть изба.

С собой в дорогу необходимо взять: сапоги резиновые до колена, запас продуктов на 1-2 дня, нож, спички, зажигалку, компас (уметь им пользоваться), карту Онежского района Архангельской области (можно найти в интернете: http://mapp37.narod.ru/map1/index.html Там есть карты листов Р37-27,28 (Вингозеро) и Р37-29,30 (Кожпоселок) - километровки.

Самый приемлемый путь летом - от ст. Нименьга. Километр - полтора пройти до автобазы (перейти через рельсы, потом - направо). Там - либо лесовозом, либо вахтовкой километров 80 в район вырубок. Принято платить водителю 100 рублей "с носа" но можно договориться и дешевле. Тропу сейчас знают все водители, тем более, от самого начала, возле самой лесовозной дороги, тропа размечена ярко-красной краской на деревьях. Заблудиться почти невозможно. Направление - строго на юг.

Через 6 км - избушка у Виленьгского озера. Через 8 километров от нее - еще одна избушка на живописном берегу Вингозера. Еще через 6 км, следуя в восточном направлении по той же четко обозначенной красными метками тропе, вы выходите на берег Кожозера к избушке лесников. Вряд ли удастся их уговорить перевезти вас на моторке к монастырю (он еще вне прямой видимости), километра 4. Деньги их мало интересуют. На вес золота в тех глухих местах - бензин. Может их, на худой конец, заинтересовать какая-нибудь просто добротная вещь, вроде хорошего ножа, например. В любом случае, остается пройти немного - по вполне приличной дороге километра 4.

Вы попадаете на живописный мыс Шуйский, откуда уже видны постройки обители. Остается разжечь костер, чтобы оттуда вас увидели и перевезли на лодке к монастырю (громкий крик тоже хорошо слышен).

Рекомендуется не слишком расслабляться в пути на привалах, чтобы застать насельников еще бодрствующими, иначе придется провести на мысе до утра. Сильно гнать тоже не стоит - времени вполне достаточно. Для людей не слишком тренированных не рекомендуется набивать рюкзак более 10-12 килограммов. Воду (она очень чистая, хотя часто имеет коричневатый оттенок) можно пить как из речек, ручьев и даже озер. Кстати, вода в тех местах мягкая, бедна солями, напиться бывает сложно, если погода жаркая; по этому рекомендуется умеренность, во избежание излишней нагрузки на ваш организм. Не помешает накомарник и весь арсенал противокомарных средств. Резиновые сапоги - обычные до колена (некоторые, в том числе местные лесники, рекомендуют идти в кроссовках с последующей их просушкой).

Если принесете с собой что-нибудь вкусное, например, конфеты, сгущенку, в монастыре вашим гостинцам обрадуются. А так запасы основной еды там имеются: завозятся зимой на снегоходах, как правило, пекут хлеб, есть огороды, всегда в избытке рыба.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
ДНЕВНИК ПАЛОМНИЧЕСТВA В САМЫЙ ТРУДНОДОСТУПНЫЙ МОНАСТЫРЬ
(июль 2005 года).

автор Дмитрий Фомичев.
фото Сергея Чигалевского.

13 июля. Нименьга.
6.35 утра. Добрались до автобазы. Но тут нам сообщили, что с транспортом возможны проблемы - все сейчас на тушении пожара…

9.53 Нименьгская вахта. Лесовоз высадил нас у начала тропинки до монастыря. Она помечена красными метками, так что, надеюсь, не заблудимся.

3.00 ночи. Слава Богу, дошли. Шли вдвое дольше обычного, т.к. пришлось сделать три больших привала. Самое тяжелое было идти через болота, когда под собственным весом и весом рюкзака проваливаешься по щиколотку или по колено. Через несколько минут такой ходьбы ноги буквально отваливались. Часам к одиннадцати ночи вышли к перешейку. Я был буквально поражен размерами озера - несколько километров в ширину и десятка два - в длину.

От монастыря нас разделяла водная гладь шириной почти в километр. Разожгли сигнальный костер, но, похоже, братия в это время уже отдыхает, и мы решили переночевать у костра, но потом поняли, что это почти не реально - заедят комары, которые, уже не обращают внимания на репелленты. Часа в два ночи заметили туристов из Иваново, сплавляющихся на некотором подобии надувного катамарана. Они согласились нас перевезти, но не до самого монастыря, а на полуостров. Что же, спасибо и за это. Потом еще где-то полчаса пробирались через заросли. Келейный корпус оказался закрыт, но мы достучались, и нам открыл иеродиакон Амвросий. Он напоил нас травяным чаем и угостил оладьями, после чего мы буквально провались в сон.

14 июля.
13.45. На следующий день нас разбудил иеромонах Елисей, потом вместе с о. Амвросием готовили обед. Наверное, впервые резал живую рыбу. Только ее здесь вдоволь в любое время года. Даже потом как-то во время разговора про то, какие здесь фрукты о. Амвросий отшутился, что основные фрукты здесь - это сиги, налимы и лещи. Остальные продукты завозят зимой на снегоходах.

19.05. О. Елисей определил мне послушание - в трапезной. В принципе, это не очень сложно - готовить на пять человек. Тем более, что еду уже готовят не на печи, а на газовой плите - баллоны с газом сюда тоже завозят по зимнику. Еще во время трапезы время от времени приходилось вставать из-за стола и прогонять лошадей, которые заходили в келейный корпус, чтобы спастись от вводов. Гораздо сложнее было мыть посуду, особенно вечером. Если выходишь к озеру, то тебя облепляет несколько десятков мелких мошек и начинают по тебе ползать. Но ничего, к этому быстро привыкаешь. Братия, например, уже не пользуется репеллентами…

15 июля.
22.30 Завтра престольный праздник обители - день памяти преп. Никодима Кожеезерского. По этому поводу сварили овощной суп (для разнообразия) из картофеля, геркулеса, горошка, маслин и зелени. Потом служили Вечерню. Пели на клиросе мы с о. Амвросием. Очень обрадовался, что и в этом монастыри сохранились лучшие традиции знаменного распева. Отец Амвросий сам уже не молодой - ему где-то за пятьдесят, но голос у него по-прежнему высокий и чистый, потому очень легко с ним было петь в унисон.

16 июля.
19.05. Утреню провели с о. Амвросием, а на Литургии пел один - отец Амвросий служил. Вначале ужасно волновался, поэтому немного фальшивил. Очень пожалел, что не прихватил с собою нот Валаамской Литургии. После обеда так вымотался, что уснул и проспал Вечерню. Обидно… Читаю митрополита Антония Сурожского "Человек перед Богом". О вере в человека.

17 июля.
21.20. Сегодня приплыл на лодке Владимир с супругой Галиной. Они живут на другой стороне озера уже года полтора, раньше в Москве жили. Почему переехали в такую глушь, где ближайший населенный пункт находится за 90 км? Загадка… Тяжело им здесь, особенно зимой, когда морозы доходят до 40 градусов, но живут же…

20 июля.
Сегодня помогал о. Амвросию печь хлеб. Довольно занимательное занятие, оказывается, не так уж и сложно. Пекли в печи в келье Сергея. Она отделена от нашей кельи тонкой фанерной перегородкой, так что у нас стоит запах свежего пшенично-ржаного хлеба. Здорово.

23 июля.
В четверг покинули монастырь. Попрощались с о. Амвросием, потом о. Елисей перевез на моторке прямо к домику лесником, сократив нам путь на 4 км. Странно, но идти обратно оказалось гораздо легче, наверное, потому, что рюкзак весил уже не 25 кг, а около 20. Переночевать решили в избушке и Виленьгского озера. Она очень маленькая - где-то 2 на 3 метра, причем большую ее часть занимает лежанка, но очень уютная и теплая, так что охотники ночуют там даже в морозы. А самое главное - там не было комаров. Утром вышли к дороге и легко договорились с водителем МАЗа. Но в самой Нименьге нас ждало разочарование - расписание поездов в Интернете оказалось неправильным, так что ждать поезда до Обозерской пришлось двенадцать часов. Единственно, что скрасило наше ожидание, это два интересных случая. А местном магазине мне разрешили позвонить в Петербург, причем не взяли с меня ни копейки, хотя, понятное дело, из такой глухомани звонить - удовольствие не дешевое. И второе - когда я шел обратно от поселка к станции, то рядом со мною остановился УАЗик с пожилой четой супругов и предложили подкинуть до станции. Жаль, что такие люди остались только в глухих деревнях и поселках. Но, наверное, в этом и заключается необыкновенная красота и открытость русской души.
ПОДВИЖНИКИ КОЖЕЕЗЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ
автор М. Л. Рягузова (Каргополь).

Кожеозерский Богоявленский мужской монастырь находится в нижнем течении Онеги. Чем больше изучаешь его историю, тем больше возникает вопросов. Первые сведения о нем имеются в купчей от местного крестьянина Максима Павлова на приобретение у него монахами земли: "...отдал я Максим все те три полянки священнику Нифонту да строителю старцу Серапиону Богоявленского монастыря по своих родителех впоминовение вечно. А у сей даной свидетели сидели добрые люди Пиельской волости (следуют имена- М. Р.) даную писал... прилуцкой дьячок церковной Еремко Онфимов лета 7071 мсца мая в 4 ден". Следовательно, 4 мая 1563 г. была уже обитель.

Немало историков и краеведов, церковных деятелей XIX в. посвятили этой обители свои исследования, среди которых: А. Ивановский, В. Ключевский, А. Кононов, Н. Таушев, М. Толстой, В. Челмогорский, В. Зверинский, М. Правоторов, И. Яхонтов. К. А. Докучаев-Басков в подробностях осветил непростую монашескую жизнь братии в правление каждого из 18 игуменов.

Несмотря на то, что история монастыря достаточно хорошо изучена, он продолжает волновать и притягивать новых исследователей. Одна из причин в неразгаданности страниц его истории. Первый вопрос в уникальности и загадочности места. Вот уж поистине пустынь, окруженная лесом, водой и болотами! Трудно поверить, что строители ее мечтали о крупном монастыре. Очень долгое время обитель не имела даже подъездных путей из-за многих болот и добраться до нее можно было только зимой. До сих пор непонятно, где изначально возникла обитель - на острове или полуострове? К. А. Докучаев-Басков пишет, что монастырь возник на острове, в озере Коже. Никон, будучи игуменом Кожеозерского монастыря с 1643 по 1646 гг., перевел монастырь с материка на остров Лопский. О том, что монастырь изначально расположен на острове говорит в своих исследованиях памятников Каргополья московский архитектор Г. В. Алферова. Но, в архивных источниках XVII-XVIII вв. говорится о полуострове Лопском. На наш взгляд, это не противоречит представлению об островном положении Кожеозерского монастыря. Глядя на карту местности, где расположен он, видим очень узкий перешеек, связанный с сушей и напоминающий искусственную насыпь - дамбу, как и считала Г. В. Алферова. Так или иначе, но монастырь окружен со всех сторон водой и подобно крупнейшим религиозным центрам на севере Руси являлся островом духовности среди безбрежного океана лесов и болот. Особой строкой выделяются сведения об основателях и строителях монастыря, существующие во многих списках, в том числе и в Архангельском патерике, составленном в 1901 г. епископом Никодимом.

Опять возникает вопрос: почему отшельническая жизнь приобретала столь быструю и всеобщую славу? Уходили от мира, но, достигнув духовного совершенства, подвижники оказывались в центре мира. Постепенно мирские люди селились поближе к обители, приходили богомольцы. Жизнь подвижника воздействовала на окружающий мир, на земледельца-труженика, знавшего цену труду на скупых северных землях. Таким образом, иноки решали задачу государственной важности: православная вера и русский язык были тем главным, что соединяло обширные земли в единое централизованное русское государство в конце XV - начале XVI в.

Еще одна загадка. В святцах упоминаются 12 каргопольских святых и 7 из них - подвижники Кожеозерского монастыря. Мы остановимся лишь на некоторых личностях, прославивших эту обитель не только силой духа, но и многогранной предприимчивостью и трудом. Это Нифонт, Серапион, Никодим и Никон.

О первом иноке Кожеозерской обители сведения очень скупы, известно только, что он происходил из Ошевенского монастыря, по имени Нифонт-иероманах. Он удалился на озеро Кожу, построил там часовенку и одиноко подвизался, проводя время в трудах и молитвах - и тем положил начало Кожеозерской обители. Вскоре здесь появились и первые строители, которые своими стараниями превратили маленькую пустынь в известный монастырь. Наиболее прославившиеся из них Серапион, а затем Никодим Кожеозерские.

Удивительна и загадочна судьба преподобного Серапиона (+1611). Он был из знатной татарской семьи царства Казанского - Турсас Ксангарович. После завоевания Казани в 1552 г. Иваном Грозным, он был вывезен вместе с родственниками в Москву, и стал жить в доме боярина Захарии Ивановича Плещеева, который приходился родственником юному пленнику по линии жены. Здесь он был крещен под именем Сергия в честь преподобного Сергия Радонежского. Приняв православную веру, Сергий возгорел желанием высшего совершенства. Земная слава и богатство не прельщали его, падение родины говорило ему о тленности всего земного. Он оставил родных, Москву и стал странствовать по святым местам русским. После пяти лет странствий Сергий пришел на берега озера Кожи, где в дремучем лесу уже несколько лет жил упомянутый пустынник Нифонт. От него же Сергий принял монашество с именем Серапион. У Нифонта он нашел тот желанный покой, которого так давно искала душа. Слава о подвигах пустынников распространилась. Мало-помалу образовалось значительное общежитие, наполненное заботами о монастырском хозяйстве.

И опять возникает вопрос. Каким образом плененному татарскому царевичу во времена Ивана Грозного удалось уйти странствовать? Не было ли это бегством от суровой и кровавой действительности? К сожалению, житие преподобного Серапиона не дает ответа на этот вопрос. Да и монастырь был официально зарегистрирован только при приемнике Ивана Грозного - его сыне Федоре Иоанновиче.

Нифонт умер в Москве в 1564 г., отправившись туда просить дозволения у царя устроить монастырь. После его смерти все заботы об устроении монастыря легли на плечи Серапиона. При нем в 1585 г. под монастырь был отведен полуостров Лопский, озеро Коже и вокруг его "матерой земли по четыре версты", а также выделены денежные пожертвования, на которые возводятся две церкви - Богоявленская и Благовещенская, обе деревянные.

Снова вопрос - почему монастырь сразу стал пользоваться пристальным вниманием русских царей. Борис Годунов жалует обители места для ловли рыбы на Белом море и четыре деревни по реке Онеге. С начала XVII в. монастырь используется царями и как место ссылки. Так, еще Годунов ссылает в монастырь князя Ивана Сицкого. Ссылка в Кожеозерский монастырь была куда горше ссылки в Антониев-Сийский и Соловецкий монастыри. При Серапионе и приемнике его иеромонахе Авраамии (+1634) собралось до сорока человек братии, монастырь еще более расширил свои владения, развил хозяйственную деятельность.

В смутное время удаленность монастыря обернулась ему во благо: шайки польских интервентов и "русских воров", разорявшие обители Поонежья, до Кожеозера не дошли. В эти годы, ища тишины и уединения на взбудораженной русской земле, на Кожеозеро уходит чудовский постриженник Никодим, который прославился святостью своей жизни и многими чудесами. На Кожеозеро он приходит в 1607 г. и поселяется поодаль от монастыря на реке Хозьюге, которая после смерти Никодима в 1640 г. была названа Никодимкой. Там он и прожил в одиночестве более тридцати лет.

Никодим Кожеозерский (или Хозьюгский) (+1640) является самым известным святым Кожеозерского монастыря и небесным его покровителем. В 1662 г. он был причислен клику православных святых. Его мощи находились в монастырском храме Богоявления Господня и привлекали большое количество верующих. В христианском мире народное почитание подвижника как правило предшествует церковной канонизации. Основанием для нее были и остаются: жизнь и подвиги святого и чудеса. Монахи старались сохранить память о подвижнике. К этому их побуждали и экономические причины. Чем большая известность была у местного святого, тем больше был наплыв богомольцев, и, следовательно, увеличивался размер пожертвований в монастырь. Сведения о жизни Никодима довольно подробно изложены в житии, составленном его учеником Иваном Дятлевым, в монашестве Иоаковом, который "описал подробно жизнь и чудеса преподобного Никодима - языком славянским".

Житие Никодима Кожеозерского интересно местным северорусским колоритом, стремлением отразить психологию героев повествования. Оно содержит в себе четыре основных раздела: 1. Жизнь в мире. 2. Жизнь в Чудовой и Кожеозерской обителях. 3. Жизнь в Хозьюгской пустыни. 4. Кончина преподобного Никодима. Начало повествования очень похоже на житие Сергия Радонежского. Так же как и Варфоломею, отроку Никите было видение в поле. Когда он пас стадо, то услышал голос: "Никодим! Никодим!". Оглянувшись и никого не видя, Никита понял, что это был голос божественный, обращенный именно к нему, и устрашился. Никита рано потерял родителей, претерпел много тяжелых испытаний, мытарств в миру. Однажды на трапезе он случайно "вкусил отравы", приготовленной для хозяина злодейкой женой и только чудом остался жив. Божественное призвание привело Никиту в Чудов монастырь. После сорокадневного поста и многих послушаний, архимандрит Пафнутий "облек его в ангельский образ и назвал Никодимом в честь преподобного Никодима, просфорника Печерского". Это произошло 31 октября 1595 г. - тогда исполнился голос, пророчески назвавший Никиту Никодимом!

В житие передаются черты эпохи "смутного времени", касающиеся самозванца Лжедмитрия - Григория Отрепьева, жившего одно время в Чудовом монастыре среди братства. Когда, в силу обстоятельств, он взошел на Российский престол, то, чтобы избавить себя от опасности быть узнанным, "велел удалить многих чудовских иноков в пустынные обители". Коснулось ли это распоряжение преподобного Никодима, инока строгой жизни и неуклонной правдивости, неизвестно, но архимандрит Пафнутий благословил его иконой Владимирской Божией Матери. С этой иконой преподобный пришел в Кожеозерскую обитель в 1607 г. и был с любовью принят преподобными Серапионом и Авраамием. А затем, избегая славы и почета, удалился дальше от монастыря на реку Хозьюгу.

Значительную часть в житии занимает описание чудес святого. Чудеса являются главным основанием для канонизации, поэтому они получали значение только в определенных обстоятельствах, их старались записать точнее и при наличии свидетелей. Так, по указу св. Синода в 1745 г. "по высочайшему повелению императрицы Елизаветы" из Кожеозерского монастыря требовались справки относительно мощей и чудес преподобного. Но прежде, чем стать чудотворцем, Никодим претерпел тяжелую борьбу со страстями.

В Евангелии дикие, необитаемые места представляются местопребыванием злых духов. Поэтому "духовная брань", которую выдерживали подвижники в пустыни, считалась самой тяжелой. Кроме борьбы с плотскими страстями, преподобному Никодиму пришлось выдержать духовную брань с дьяволом. Однажды взору преподобного представилась женщина, лежащая на берегу речки, в красном одеянии. Сотворив молитву, он ударил жезлом по женщине. Вместо женщины оказалось гнилое дерево! Силою молитвы и смирением перед Богом преподобный поборол и другие нападки дьявола. В воспоминании духовной брани преподобного Никодима сохранилась до нашего времени его "Молитва от соблазна".

За свои духовные подвиги преподобный Никодим уже при жизни удостоился даров прозрения, исцеления от недугов и силы духом являться на помощь его призывающим. Так, он несколько раз предостерегал своего ученика Ивана Дятлева, являлся терпящим бедствие в Белом море и спасал их от гибели, исцелял от зубной, глазной и других болезней. Незадолго до своей кончины преподобному было видение митрополита Московского Алексея с Дионисием - архимандритом монастыря Св. Троицы. Небесные вестники сообщили ему о скорой кончине, которая произошла 3 июля 1640 г. Гробница святого находилась в Богоявленском храме монастыря, в так называемой "пещере". На ней было изображение преподобного с вышеназванными святыми. Степень прославленности святых, как правило, отражалась и в изобразительном искусстве. В иконографии чаще встречается образ Никодима Кожеозерского. Агиографическим и историческим источником для написания икон прежде всего являлось составленное грамотным монахом житие. Вполне вероятно, что первые иконы с местночтимыми святыми писали в самих монастырях, отрабатывая тем самым канонический образ. В монастыре работали в основном по найму приезжие иконописцы. Например: "6 июня. 1741 г. В расходе. Того числа Пияльской волости иконописцу Петру Ортемонову за письмо Богородично и двух Никодимовых образов и за дело рамок плачено девяносто копеек". Иконы находились и на фасадах некоторых зданий в монастыре. Так, в документе за 1707 г. говорится: "На святых вратах под колокольней иконы писаны красками. В 1707 г. на писание икон на сих вратах подряжен был иконописец Иван Павлов". Известно, что в Кожеозерском монастыре работал в 1745 г. Иван Иванов Богданов-Карбатовский, в дальнейшем известный онежский иконописец.

Ареал распространения образов Кожеозерских святых - Поонежье и Каргополь. Во многих храмах этого региона имелись иконы с местночтимыми святыми. В Каргопольском музее хранятся две иконы с образом преподобного Никодима: одна небольшая (31,5х27), датируется второй половиной XVII в., другая больших размеров (102,5х43) - вторая половина XVII в., происходит из Никольской церкви Павловского погоста, что рядом с Каргополем. Святой представлен в полный рост в одеянии монаха-схимника с воздетыми к небу руками, на "небесах", в сегменте изображение И. Христа, либо Богоматери, как на другой иконе начала XVIII в. из местного ряда придела Усекновения главы Иоанна Предтечи Преображенской церкви (1786) с. Турчасово Онежского района Архангельской области. Иконы выполнены в традициях северного иконописания конца XVII - нач. XVIII в. Одним из центров, где хранились и развивались эти традиции был, Антониев-Сийский монастырь. Иконописцы этого монастыря создали свод иконографических образцов с разных святынь не только XVII в., но и более древних. Называется этот свод "Сийский иконописный подлинник" и датируется второй половиной XVII в. В этом документе имеется образец письма и нашего святого в паре с другим местным святым Пахомием Кенским. Описание святого следующее: "Никодим худощавый старец в схиме, с небольшой бородою и молитвенно воздетыми руками", "Власы с чернарусы, впроседь, пустынник Хозьюгский монастырь Кожеозерский, соборная церковь Богоявления Господня". В другом месте так же читаем: "Подобием надсед, брада черна, продолговата, не широка, ризы преподобническия и в схиме". Иконография святого не отличается разнообразием. Только на литографиях начала XX в. появляются его изображения с видом монастыря и других подвижников этой обители - преподобных Серапиона и Авраамия.

В ряду личностей, оставивших свой след в истории монастыря, а затем и всей России, стоит патриарх Никон. Его роль и отношение к Поонежью и Каргополю до сих пор не изучена. Прежде чем попасть в Кожеозерский монастырь, монах Никон подвизался в Троицком скиту на острове Анзер Соловецкого монастыря, но в 1639 г. покидает его. Что заставило его это сделать? На лодке он направляется по Белому морю к устью р. Онега. Буря застигает его у берегов Кийского архипелага и выбрасывает на один из небольших островов с южной стороны главного острова. Здесь Никон в благодарность о своем спасении ставит крест, на месте которого впоследствии, будучи патриархом, построит Кийский Крестный монастырь. Перебравшись на материк, он приходит в Кожеозерский монастырь. Почему он выбрал именно этот монастырь? Может потому, что эти места были более глухими, пустынными, или может быть имя святого, недавно почившего - Никодима, притягивало? Звали Никона в миру так же как и Никодима - Никитой. Так или иначе, Никон поселился на одном из островов озера Коже.

Стремление к преобразованиям и творчеству у Никона проявилась и в этом монастыре, здесь началась ранняя строительная деятельность будущего патриарха, любовь к возведению построек: "Он же намеренного своего острова дошед и на нем келию своими руками устроив, наче жити чином Анзерской пустыни".

С 1643 по 1646 г. Никон возглавляет монастырь, став его игуменом. В эти годы обитель расцветает, число братии достигает ста человек. За счет чего такой стремительный рост? Никон обладал незаурядными организаторскими способностями. Возможно, он имел далеко идущие планы, осуществить. которые пробовал в этом монастыре. Мысль о Соловецком монастыре не покидала Никона. Несогласие с Анзерским старцем Елеазаром, который не мог ужиться с творчески ярким и деятельным Никоном имела более глубокие корни - были и расхождения догматического плана. За время жизни на Соловках у Никона сформировался взгляд на взаимоотношения церкви и государства. Он видел, что в Соловецком монастыре уже давно оседали опальные силы. Нужно было найти такую силу, которую можно было бы противопоставить могучему Соловецкому монастырю. Это он и пытался осуществить, будучи игуменом Кожеозерского монастыря. Но затем перед Никоном открылись широчайшие возможности, вследствие которых Кожеозерский монастырь был покинут им. Будучи по делам монастыря в Москве Никон встречается с царем Алексеем Михайловичем, вскоре после этого он становится "собинным другом" царя, а с 1652 г. патриархом всея Руси.

С уходом Никона монастырь постепенно возвращается в свое прежнее состояние, число братии уменьшается, а живет он за счет трудов на своих владениях, подаяний от богомольцев и вкладов. Вклады имелись от царей, патриархов и бояр московских. В том числе от Никона и царя Алексея Михайловича: "от Алексея Михайловича-колокол во 100 пудов и 50 рублей, Иоанн и Петр Алексеевичи в 1684 г. деньгами 50 рублей, царевны Татьяны Михайловны -6 рублей, 60 полотенцев, евангелисты серебряные с таковыми же застежками и 9 вершков бархата на Евангелие, государыни великой старицы Марфы Ивановны -в колокол 100 рублей, царевны Марфы Алексеевны - ризы и стихарь камки белой и 15 рублей... от патриарха Никона-50 рублей в 1653 г. и от него же в 1642 г., когда поступил игуменом, приложены "херувимы и серафимы" риза кутнянная, киндяк лимонной и 20 рублей" и т.д.

Как видно из вкладов и описей монастырского имущества, монастырь жил в относительном достатке: "Что касается до утвари и ризницы, то они хотя достаточны были для церковных потребностей, но не дорогой цены". А иноки всегда содержались "одними неоплатными доходами как-то: от подаяния мирских людей в церковную кружку, от записки в синодик, от продажи лошадей, рогатого скота, масла, сена и всякого хлеба, с помола на мельницах и с рыбной ловли... и от провозных денег за поставку в казну на продажу в Каргополь вываренной в монастырских варницах соли".

Посещал ли патриарх Никон Кожеозерский монастырь в сане патриарха - не известно. Деятельность Никона оставила глубокий след на севере России. Строительство монастыря на Кий-острове было тесно связано не только с личными вкусами и желаниями патриарха, но и всей политикой Русского государства середины XVII в. Церковная реформа, проводившаяся Никоном по настоянию боярства и правительства, была вызвана необходимостью подчинения церкви государству. Никоновская реформа, расколовшая русскую церковь на старую и новую веру, имела под собой глубокие социальные корни. Борьба этих двух течений особенно ярко проявилась на Севере. Соловецкий монастырь отпал к старообрядчеству и открыто заявил о своей независимости. Потребовалось немало лет, чтобы никоновские реформы прижились в Соловецком монастыре, а монахи, так и не принявшие эти реформы, уходили в глухие места и создавали старообрядческие пустыни. Особенно крепко старообрядчество укоренилось в Каргопольском уезде. Может быть поэтому не осталось народной памяти о Никоне на Каргополье. Напротив, в документах наблюдается неоднократное обращение Никона к Каргополю. Одно из них касается строительства Кийского Крестного монастыря, изложенного в указе Алексея Михайловича от 13 июля 1656 г. и направленного Каргопольскому воеводе Малыгину о высылке рабочих на Кий-остров для начала там строительства. Второе, существенное обращение к Каргополю было в то время, когда Никон перевозил святые мощи митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву через Каргополь. В память об этом событии к главному Христорождественскому собору г. Каргополя был пристроен придел в честь Алексея - человека Божия (патрона царя Алексея Михайловича).

А Кожеозерский монастырь, забытый во времена церковных реформ и значительных строек на Севере, был окончательно упразднен в 1764 г. после издания Екатериной II нового штата монастырей. С 1784 г. земли его находятся в составе Архангельской губернии. Возобновлен же только в 1851 г. Обитель должна была служить "благонадежным оплотом от распространяющегося раскола по соседству Онежского уезда, где она находится, с уездом Пудожским и Каргопольским Олонецкой епархии, в которых проживает весьма много раскольников". В связи с этим опять вопрос. Почему для борьбы со старообрядчеством нужно было возрождать закрытый монастырь и почему он не справился с этой задачей?

Итак, история Кожеозерского Богоявленского мужского монастыря глубока и таинственна. Одно понятно: небесные покровители монастыря благословили это место, так как он вновь возрождается. Образы кожео-зерских святых в числе каргопольских вновь появляются на иконах. Можно надеяться, что его тайны будут раскрыты.
Прочитала, и так захотелось побывать там. Комары только отпугивают, меня они едят страшно. Жаль не с кем поехать, мы с мужем в таких походах никогда не были, да и дети еще маленькие.
А вы поете в храме? Мне почему-то мечтается, что когда я начну ходить в храм, я тож однажды запою. )
Mechta_ya 15-12-2006-12:14 удалить
Помудрушка, да, места красивые. Единственно, женщин на территорию не пускают :( Такие здесь правила. Можно остановиться где-нибудь рядом. Однако нужно обязательно перед поездкой позвонить по куазанному телефону и согласовать все вопросы.
У меня знакомый этой весной туда один поехал - заблудился в лесу, до монастыря не дошел. Слава Богу живой вернулся... Но все-равно очтался очень доволен - очень ему люди понравились, в наших местах, говорит, таких уж и нет.
06-06-2013-17:55 удалить
Я собираюсь в августе. Есть желающие?


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник КОЖЕЕЗЕРСКИЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (автор фото: Сергей Чигалевский) | МОНАСТЫРИ - МОНАСТЫРИ.ru | Лента друзей МОНАСТЫРИ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»