• Авторизация


Нереализованность в музыке 02-08-2020 12:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Четвертые сутки пылают страницы на тему, не поверите, необходимости музыкальной теории простым пользователям. Штука в том, что если элементарной теории нет, они так и не становятся пользователями, остаются в роли наблюдателей. Это как ложка к обеду - без нее только смотреть на суп. И по сложности ничуть не сложнее ложки. Проблема в том, что ложку надо инсталлировать в себя, вырастить в своем мозгу. Люди делают куда более сложные вещи - изучают иностранные языки, языки программирования, устройство и вождение автомобиля. Потому что без этого жить не смогут. А без музыки вроде как не инвалид. Вот и волочится годами за человечеством нереализованность в музыке. Простейшие вещи люди не могут освоить, не хотят и боятся малейшего усилия. Вот сколько иностранных слов вы в день запоминаете, когда язык учите? Десять? Двадцать? Запомните слова "тоника", "доминанта", "субдоминанта" - и музыкальная жизнь ваша станет на порядок осмысленнее.
Но люди страдают, мучаются, громоздят суррогатные системы, лишь бы не изучить случайно материал первого месяца первого класса муз. школы (грамоту) и простейшие принципы гармонии. Их дают почему-то не в школе, и это большой недостаток обучения.
Изучение теории сравнимо с тем, что человек получает вместо рыбы удочку. Которой можно наловить сколько угодно своей рыбы. Я считаю теорию музыки интереснейшей и вовсе не сложной областью знаний. Если человек музыку слышит и чувствует, для него осознание, что "вот это" ощущение - доминантовое, а "вот это" - доминантсептаккорд - равно долгожданной радости ориентации в любимом городе. До сих пор вслепую водили, ориентировался по слуху, нюху и числу поворотов после арки. А тут увидел, что город состоит из стритов и авеню, узнал, сколько их, и почувствовал радость и свободу осмысленных перемещений. Познакомился с соседними районами, куда не заглядывал потому что боялся - а там все классно и тоже просто.
На мой взгляд, ошибка устаревшего музыкального образования - в том, что детям не объясняли теорию, а годами заставляли зубрить произведения, которые непонятно как образовались и непонятно как запомнить. Так как это еще и не те произведения, которые они выбрали бы сами, а чуждые и нелюбимые, да все еще и происходит из-под палки, в итоге получили страну с одной стороны музыкально неграмотных, с другой травмированных музыкальным обучением людей. Музыка ассоциируется не с наслаждением и восторгом, а со злой училкой и родительским насилием. В итоге многие так ничего и не поняли в изучаемом материале. Не смогут ни проанализировать произведение, ни написать другое свое такого типа.
Надо начинать сразу с теории, она вообще несложная, не сложнее математики за третий класс. Сложность только в том, что она привязана к музыкальным ощущениям, которые у большого процента людей в зачаточном состоянии. Соответственно, теория для них - абсолютно бессмысленная абстракция, а не долгожданная карта любимого города. Города у них нет, и любить они его не научились.
Но, что интересно, музыку они потребляют, и любимые песенки у них есть. Которые они даже пытаются напевать.
По моему мнению, начинать надо с любимых песенок. Пытаться их пропеть точно, а не как попало, сыграть к ним простой аккомпанемент аккордами. Уж три-пять аккордов любой выучит. И далее испытывающему счастье овладения человеку уже объяснять, что это за аккорды, и как они появились. Для многих уровень, когда они могут подобрать мелодию и сыграть по цифровке аккорды - предельный. Но это уже уровень, при котором мы бы имели вокруг несколько других людей.
Да, кстати, система относительных ступеней позволяет на стадии первичной грамоты уже петь осмысленные слоги, а не абстрактные ноты. Вместо До Ре Ми Фа Соль Ля Си петь отвязанные от тональности и знаков при ключе, неизменные во всех тональностях Ё Ле Ви На Зо Ра Ти. А там уже легко говорить будет про тонику, субдоминанту и доминанту. Это будут не мельтешащие в глазах номера ступеней (I, IV, V), а простые слоги Ё, На, Зо.

Ну и приглашу уж тогда на свои музыкальные занятия, которые бывают раз в год, пока явно не чаще. Четыре воскресных встречи в августе в Питере

https://olga-arefieva.livejournal.com/664825.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Нереализованность в музыке | lj_olga_arefieva - Журнал Ольги Арефьевой | Лента друзей lj_olga_arefieva / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»