• Авторизация


История Нового Времени (1-8) 19-01-2011 03:32 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1. Общая характеристика новой истории (XVII-начало XIX вв.)
1. Понятие Новое время: известному итальянскому гуманисту XV в. Флавио Бьондо принадлежит сочинение «История от упадка Римской империи». Он ввел новую периодизацию истории: античность, средние века, новое время, XVII – ученик Бэкона Келлер повторяет это деление (Средние века – от Константина Великого до падения Константинополя, всё что до – древность, после – новое время), т.о в эпоху Ренессанса вырабатывается т.н трехчленное деление истории. Оно разрабатывается в эпоху просвещения, когда новое время противопоставляется Средним векам – времени варварства (имеется в виду уровень развитости обществ институтов и общ культ уровня людей), Новое время – господство разума. В XIX выдвигается принципиально новая концепция новой истории – марксистская, согласно этому учению, новая история – прежде всего время становления, утверждения, победы и начала упадка кап общ-эк формации
2. Периодизация: было принято с 1640 до 1917 (т.е первое фактич оформление кап-ма и его фактич поражение в ходе Окт революции в России)
3. Новое время – новый этап в развитии цивилизации: в экономике: демогр рост, появл централиз мануф-ра, а потом и фабрика, с/х уступает 1 место в валовом доходе промышленности, окончательно оформляется буржуазия; изменяется структура потребления человека (рацион, условия жизни и т.п.), полит: оконч становление нац гос-в, разв полит сис-мы (демокр респ), появление полит партий; научно-культ: секуляризация сознания, примат чел личности, разв-е науки и техники, научн открытия.

1. Периодизация. Её дискуссионность: Новое время – от Возрождения => например, в Италии – чуть ли не 15 в. Георг Хори, «История империй и королевств», 1666 и Кристофер Келлер, 1696 – впервые трёхчастное деление истории (410-1442). Стадиальный подход (не годится, т.к. нет синхронности). Ленин начинал Новую историю с 1789 (ея важность…), в 1950-х – с 1640. В Совке было принято делить период по 1871 (парижская коммуна), сейчас – 1815. «Большой 18 в.» - 1680-е – 1789. Итак, от 1640 (начало английской революции) до 1815 (конец наполеоновских войн).
2. Территория. Прежде всего – Европа и колонии (т.е. ИСАА и к В. от Эльбы – отдельно). Но и внутри этого массива – несинхронность, различия в периодизации.
3. Новая история – новый этап развития европейской цивилизации. В чём новости?
3.1. Экономика. Развитие капитализма от ремесленной мастерской к фабрике. Конец 18 в. – Промышленная революция (в Англии – см. билет № 22).
3.2. Социум. Урбанизация => анонимность. Постепенный отход от аграрного общества. Основное противоречие – буржуазия vs. пролетариат. Privacy.
3.3. Политика. Политика королей >>> политика народов.
3.4. Идеологии. Секуляризация сознания. Отделение церкви от государства де-факто. Индивидуализм => парламентаризм, общественный договор, пересмотр роли государства.
3.5. Стандартизация. Рост населения => лучше сделать много и некачественно, чем мало и качественно. Магазин готового платья. Ежедневная газета (1702, Лондон). Стандартные детали (револьверы Кольта).
3.6. Наука. Становится прикладной, т.е. смыкается с производством => большое влияние на экономику (паровой двигатель => Промышленный переворот).
3.7. Повседневная жизнь. Радикальные перемены: в начале периода – средневековье, в конце – современный человек. Современная модель семьи. Новый этикет.
3.8. Война. Мобильная артиллерия. Линейное построение пехоты. Роды войск. Воинские звания. «Новая модель» Оливера Кромвеля.
3.9. Революция. Новая форма массового народного движения. Различия английской бур. рев. сер. 17. в. и ВФР.
4. Кризис XVII в. Восстания: 1640 – Англия, Португалия, Каталония; 1647-1648 – Неаполитанское королевство; 1646-1650 – Россия; 1648-1653 – Фронда во Франции; 1648-1654 – Богдан Хмельницкий на Украине
5. Демография. После кризиса 17 в. – только рост (Бродель). Независимость от климата.
6. Экономика. Капитализм. См. № 3. Промышленный переворот (см. № 22).
7. Политические системы. Абсолютизм, просвещённый абсолютизм и парламентская монархия.

2. Кризис XVII в.
1-Начинается примерно с 1620, пик – 1640 – 1670 гг. Его конкретные проявления: восстания и революции - 1640 – Англия, 1648-53 – Фронда во Франции, 1648-54 – казацко-крестьянское восстание на Украине, 1647 – восстания в Неаполе и Палермо; уменьшение доходов предпринимателей в Голландии и Англии, затяжной экономический кризис в Италии; высокая смертность и эпидемии. Причины: рамки феодализма больше не позвол кап-му развиваться, если в XIV-XVI вв кап-м вписывался в рамки феодализма, то теперь он их ломает и выходит из них через структурный кризис; экологический аспект: достигнутый уровень развития средств производства тормозит экон развитие Европы (сведение лесов, истощение почв и морей, перенаселённость); политически – переход к абсолютной монархии приводит к коренному преобраз-ю старой структ управл-я, что требует денег и в случае их нехватки вызывает фин кризис. Кризис в целом приводит к концентрации экон мощи (земли, промышленности, населения, торговли, капитала, мощи централиз гос-ва).

Население Европы

1000 1600 1750 1800
49 млн. 89 млн 145 млн. 187 млн.

1. «Бунташный век» в России, аналог его в Европе. Структурный кризис => перестройка для выхода из него. Из кризиса Европа выходит обновлённой, после – только рост населения (Бродель).
2. Восстания:
2.1. 1640 – Англия, Португалия, Каталония;
2.2. 1647-1648 – Неаполитанское королевство;
2.3. 1646-1650 – Россия; 1648-1653 – Фронда во Франции;
2.4. 1648-1654 – Богдан Хмельницкий на Украине и т.д. (см. № 5)
3. Экономический кризис. Перегруппировка сил: те, кто раньше был крут, отдыхают. Англия, Франция, Голландия – на 1 план (хотя тоже тяжко), Испания, Потругалия, Срелизменоморье (деиндустриализация в Италии), С Европа, Польша, Ганза – на 2 план.
4. Кризис Европейской экспансии.
Известно % земной поверхности
1500 1600 1800
20 60 80
5. Демографический кризис. С 1620х, 1640-1670 – пик. Чума, оспа, тиф, туберкулёз, дезинтерия. 1666 – The Great Fire of London.
6. Мальтузианство. Томас Мальтус. "Опыт о законе народонаселения" (1798). Рост средств существования отстаёт от роста народонаселения => последнее должно регулироваться голодом и эпидемиями. Ругаем совковой историографией, принят на вооружение фашистами. Одна из динамических моделей в нашем курсе статистике носит его имя.
7. Причины кризиса.
7.1. Тридцатилетняя война 1618-1648.
7.2. Капитализм перерос систему, в которой зародился.
7.3. Абсолютные монархии и препятствия к централизации их власти. Пока ещё слаба бюрократия => борьба с аристократами-сепаратистами => нужна регулярная платная армия => $ кризис => восстания.
8. Выход из кризиса.
9. Кукуруза, картофель (Бродель: «культуры с чудесной урожайностью»), Орбит сочный арбуз. Вкусьна.
10. Продолжение европейской торговой экспансии. Колониализм (см. № 52). Каперство – пиратство под покровительством государства. Кофе, какао, табак, помидоры. Христианизация.

3. Капиталистические отношения в Западной Европе в XVII-начале XIX вв. Пути развития.
2-Kап производство – массовое производство, выпускающее продукцию на рынок с целью получения прибыли, реинвестируемой в производство
3-Предпосылки развития: лично свободный производитель, лишённый средств производства: в данном случае этот производитель – обезземеленный крестьянин, оставивший с/х добровольно или согнанный с земли силой => раб сила для промышленности – из деревни; для того, чтобы крестьянин стал рабочим, а не бродягой, нужны рабочие места (в Англии этот процесс как раз и начинается в XVII в: сгоняемые лендлордами с земли – ч-з огораживание или файны – копигольдеры переселяются в город, где исоставляют основу формир-я рабочего класса); наличие широкого рынка сбыта (увеличивается за счёт урбанизации, т.е того самого притока населения из деревни в город, также за счёт освоения новых рынков в колониях); готовность реинвестировать прибыль в производство ( ещё в XVI в имелись своб капиталы, но они уходят на непроизвод траты или на кредитование, узость рынка не позвол рассчитывать на прибыль), а здесь очень важен психологич аспект (человеку необходимо отказать себе в чём-то, что сэкономленные деньги вложить в производство).

1) главная фигура – личносвободный производитель без средств производства (в руках у владельца предприятия). Рынок труда
2) проникновение в производство рыночных отношений. Товарность.
3) самая высокая степень разделения труда (апогей - конвеер), применение машин.
4) растёт значимость денег как средства обмена и фунционированния экономики.
5) определяющая роль рынка во всём (колеблющееся отношение спроса и предложения). Перманентное развитие предприятий. Глобализация.
6) Кроме собственно экономич. определения, ещё и состояние умов. «Этика капитализма» Прибыльная мотивация.
Условия возникновения реального капитализма:
1) Складывание рынка труда. Из деревни. Особенно – после кризиса 17 в.
2) Широкий рынок сбыта. До 17 в. невелик. Востоку не нужна промышленность, а самой Европе пока хватает всего своего. Потом – демографич. скачок.
3) Возможность инвестиций и реинвестиций => Первоначальное накопление капитала. Вопрос в его физическом наличии. Чтобы появился – грабят Америку, в основном. Торговый капитал. К 17 в. уже что-то есть, но пока деньги копят (роскошь), вкладывают в землю, но не для извлечения прибыли, а для нобилизации (Англия).
4) Поворот в мозгах. Тут – по Веберу, хотя и не такая жесткая связь. Никаких комплексов по поводу богатства. Деньги нужно вкладывать, а не тратить на фигню.
Процесс в динамике. Ростки К ещё до НВ (Итальянские республики и пр.), но до тех пор явление не массовое. В раннем НВ капитализм ещё проникает в с/х. Его развитие – только в торговле (ещё давно) и производстве (теперь). В целом капитализм в классическом виде возникает только к 18 в. В 17 в. есть только одна страна «победившего капитализма». Нидерланды – см. билет 37.
Производство. Подъём с 1450. Сначала сказывается на городах, к 16 в. ощущается и в с/х. До 17 в. подъём – в основном, в ремесленных мастерских, потом мануфактуры (рассеянные, т.к. вдали от городов, где от СВ ещё живут цехи). На рубеже 17-18 в. возникают централизованные М в городе. К концу 18 – фабрики. С середины 18 – промышленный переворот (см. билет 22).
Торговля.
1) Изменения количественные/формальные. До конца 15 в. в основном на рынках. С 16 – ярмарки (с конца века - международные). 17 в. - ярмарки не в моде, «век лавок». С конца 18 в. раскручивается заморская торговля
2) Параллельно изменения качественные. В 15 в. торгует крестьянин, непосредственный производитель. С 16 и дальше – развивается цепочка между производителем и потребителем. Чем дальше, тем больше, тем эффективней.
Пути развития.
1) Нидерланды. Билет 37. С открытия Америки до 18 века – главная торговая держава. ПНК не требуется. По максимуму все ресурсы. Капитализм в торговле (с 16 в. в 17 – разветвлённая торговая сеть, посредническая торговля, просчёт рынков, свободное фрахтование судов, борьба с пиратством), производстве (товарное судостроение, централизованные мануфактуры - текстиль), с/х (в основном, технические культуры, урожайность сам-8, ротация культур, тюльпаны). Урбанизация – 50%. Почти с самого начала – острый недостаток рабочих рук и ресурсов. Чуваки – со всей Европы. Ресурсы – со всего мира. Абсолютно свободный рынок. Отсюда – упадок в 18 веке. Деньги уходили в чужую промышленность. «Барыш – их единственный компас».
2) Англия. Билеты 13, 21, 22. Более сбалансированный вариант. То же проникновение капитализма в с/х, хотя немного позже, но зато намного сильнее. С торговлей и промышленностью – всё как везде, но круче (искл - НДЛ). Протекционизм, свои ресурсы, свой рынок труда. Огораживания и пр. Потому и выиграли в конечном счёте конкуренцию с НДЛ.
3) Испания. Билет 38. Пока была торговля и золото – всё было ничего. Начали даже развиваться рыночные отношения в производстве, но 2/2 16 в. и 17 в. – крах.
4) Восточный вариант. Насаждение капитализма сверху. Большие сложности. В деревне – «второе издание крепостничества»

4. Агарная эволюция европейских стран в XVII-XVIII вв.
1. Общие черты: с/х по-прежнему явл осн статьёй нац дохода евр стран, 85-90 % населения живёт в деревнях, частые неурожаи (16 раз во Франции в XVIII).С XVII начинается процесс урбанизации => рост спроса на с/х продукты. В это же время в Европ деревню начинает проникать капитализм: медленно, приводит в отмене или видоизменению сеньориального порядка, упразднению или ограничению крест вольностей, расширение обмена, рац ведение хоз-ва, наёмн труд; внедрению кап-ма сопротивляется крестьянство (они против новаций). 2 агр зоны в Европе: по линии Гамбург-Вена-Венеция
2. Западная: лично своб кр-нин, мелкое крест хоз-во, тенденция к преобладанию ден платежей; здесь видоизменяется сеньор порядок и проникают кап элементы. Франция: лично своб кр-нин (6 % в серваже), преоблад личн мелк крест хоз-во (- для развития кап-ма); земля: благородная (феод) – с неё не платится талья и цензива облагаемая тальей - цензитарий обладает правом наследств держания, относит свободно распоряж землёй, но по прежнему находится в сеньор зависимости (право охоты сеньра, право суда и полиции, баналитеты, пошлины, смешные права); с проникновением в деревню тов-ден отн сеньоры пытаются собр земли в ед домен => начин процесс сгона кр-н (Сев Франция); т.о во Франции сосущ различн формы землевлад и ренты (серваж, натур, ден), кр-не платят гос налоги (габель, эд) => они начинают исходить из дер в город. Дворяне в убытке из-за фиксир ценза
3. Вост зона: крестьянин прикреплён к земле, утрачивает возм-ть выкупиться за деньги, продаётся без земли – второе издание крепостного права (в XVI – ден рента, а в XVII – барщина), преобладают крупные помещ хоз-ва, пик этого процесса – 1760-е. Причины: ёмкий зап рынок требует с/х продукты => вост помещики выжимают из кр-н зерно ч-з феод ренту или барщину; ввиду низкой урожайности этот процесс осуществляется в крупном поместье; условия такой сис-мы – слабый город, гос-во закрепл зависимость кр-н и заним-ся сыском беглых; восточноевроп помещик не привык вкладывать в землю и при этом получать прибыль => нет стимула к внедрению кап-ма, кроме того агр общ-во не готово к переходу на кап рельсы; барщина использ-ся широко. Т.о геогр разделение труда в Европе => Вост зона – оборотная сторона Европ кап-ма.

1. Преамбула. 75-90% живут в деревне. До 17 в. с СВ почти никаких изменений. Нередки голода 11 раз в 17 в., 16 – в 18 в. Велика роль церкви. Колокольным звоном разгоняют тучи. «Крестьянство не изменилось со времён неолита» (Брунер – 17в.).
2. Проникновение капитализма. 17-18 в. урбанизация, рост населения в городах. => Необходимость снабжать. Отсюда.
1) Высокие цены на хлеб. Именно они, а не зарплата, определяют уровень жизни.
2) Рост производства, успехи в науке. Есть возможность и необходимость интенсифицировать с/х. Даже выращивание хлеба можно превратить в очень выгодное занятие (до этого в основном технические культуры и пастбища и в основном в Англии (огораживания особенно круты с 16 в.)).
3) Земля постепенно перестаёт быть просто престижным владением (раньше деньги на неё тратили только ради нобилизации – пережиток феодализма) – см. бил. 3. Теперь земля – источник дохода. Но всё равно относятся к ней пока трепетно.
3. Итак, 17-18 приход капитализма. Изначально на приобретённых землях хозяйство не ведётся сурово капиталистически, но:
1) отмена или видоизменение сеньориальных порядков
2) упразднение или ограничение крестьянских вольностей
3) увеличение радиуса обмена => разделение труда на локальном уровне
4) образуется свой пролетариат => переход в деревне на денежные отношения.
4. Восток и запад. Чёткое разделение. Линия – Гамбург-Вена-Венеция.
1) Запад. Личная свобода крестьян, мелкое крестьянское хозяйство, доминанта денежных платежей. Тут впереди планеты всей Англия и Голландия. Но они исключение. В основном же – между феод и кап. Куча земель различного статуса, куча косвенных налогов, сеньориальные штуки и пр. Самый типичный пример – Франция.
Здесь – давно личная свобода, 6% в поземельном серваже (а-ля КП). Только 2,5% собственно господской земли, это – предмет гордости. Крестьянское держание – цензива. Близко к собственности, но за наследование платят сеньору. Крестьяне на гос. землях платят талью – поземельный налог. На господских – оброк шампар. Среди прав сеньора: охота, леса, носить оружие, назначение судей, полицейские функции, баналитеты, пошлины, натповинности, откуп, «смешные» права (первая ночь и пр.) – всё это первая мишень ВФР. Итого – крестьяне зависимы поземельно, есть аренда, но она не капиталистическая (50/50). Земли не так много, так что в 18 в. с вторжением капитализма крестьян начинают сгонять с земель. Сопротивление нововведениям. Местный вариант огораживаний. Куча бродяг – в города. => Пролетарии.
2) Восток. В триаде помещик-государство-город последний очень слаб, первый – супермен. Государство обслуживает помещика. Характерные черты: утрата крестьянами свободы премещения, невозможность выкупа повинности, потеря личной свободы. Сюда приходит КП (в первый раз, так что «второе издание крепостинчества» - по соотношению с остальной Е-пой). Тенденция к закрепощению вызваны тем же, что на западе привело к освобождению. Высокие цены на хлеб на западе => выгоден вывоз его отсюда => барщина (лучше чем оброк, т.к. проще контролировать + на своём поле помещик может вести интенсивное хозяйство). Она чем дальше – тем больше. Крупные помещичьи хозяйства.
5. В итоге: начало проникновения капитализма, георазделение труда, складывание единой системы на всю Европу. Восточная феодальная экономика становится частью западной капиталистической. Один минус – на востоке никто е покупает западных товаров.

5. Социальные движения в странах Западной Европы в XVII – начале XIX вв.
1. О чём говорить. Обо всём, кроме английской буржуазной и ВФР. Много врать, т.к. ничего нет ни по 18, ни по 19 в.
2. Фронда 1648-1653 во Франции при Людовике XIV Великом (1643-1715). «Широкое антиналоговое движение народных масс».
2.1. Причины. Разруха 30 летней войны, слабость регентши Анны Австрийской, возвращение изгнанных при Ришелье аристократов-оппозиционеров (в оппозицию Мазарини). Повод – ущемление «дворянства мантии» отменой полетты (сбор). Леттр де каше.
2.2. «Парламентская фронда» 1648-1649 под предводительством Парижского парламента против произвола финансистов. Собрались и заседают («27 статей»). Непоследовательность Мазарини: то уступки, то (испугался) – арест лидеров 26 августа 1648. Париж в баррикадах. 22 октября 1648 – Анна подписала 27 статей, но Мазарини против => войска к Парижу, блокада. Это уже война. Но 30 января 1649 – казнь Карла I в Англии => 1 апреля – мир. Ненависть к Мазарини.
2.3. «Фронда принцев» 1650-1653 под предводительством аристократии для своей пользы. 18 января 1650 посажен принц Конде и принц Конти (а как же 27 статей!) => война (кондеянцы – в Бордо). Мазарини всех достал, 7 февраля 1651 бежал, короля не пустили. Конде хочет власть, собирает ГШ, но – «здесь нас никто не любит…». Но тут – Мазарини из Германии войной на Париж, Конде – защищает, герой, но под конец – неудачно. Мазарини рассосался, а король призывает всех идти на Конде (настроения благоприятствуют). 1652 Конде – из Парижа, туда – король, амнистия всем, кроме ярых. 3 февраля 1653 вернулся Мазарини. Теперь – добить Бордо (там – чуть ли не демократия, собираются под вязом («орм») => Ормэ), что и сделали.
3. Каталонское и португальское восстания 1640. При Филиппе IV 1621-1665. С 17 в. Испания в кризисе. 30-летняя война, с Каталонии дерут три шкуры (первый министр Гаспар де Гусман Оливарес), 1639 – особо бездарная военная кампания => взрыв. Сначала в апреле – Санта-Колома-де-Фарнес, 22 мая взятие Барселоны. Короля любят, во всём виноват Оливарес. 1 декабря – перекинулось и на Португалию (под Испанией с 1580, и от этого не в восторге), где уже не только крестьяне, но и дворяне. Отделение Португалии. 1643 – отставка Оливареса.
4. Восстание в Неаполитанском королевстве 1647-1648. При Филиппе IV 1621-1665. Томазо Аньелло. Королевство – под Испанией. Как и везде – 30летняя война, кризис, жопа. Крестьяне разоряются, бегут в город. Повод – «налог на фрукты». Восстание подавлено испанскими войсками.
5. Восстание Д. Шейса в Америке 1786.
6. Национально-освободительнео движение в Венгрии 17-18 вв.
7. Народное движение в Трансильвании в конце 18 в.
8. Восстание Тупак Амару в Перу. Тупак Амару (1544-1572). Индейцы за восстановление государства инков. Во время войны за независимость США 1775-1783 состоялось крупнейшее восстание индейцев (1780-1783), лидер которого – Кондорканки Х.Г. – принял имя Тупак Амару.
9. Движение комунерос в Новой Гранаде 1816-1819. Борьба испанских колоний в Америке за независимость. С. Боливара. К 1826 под испанцами остались только Пуэрто-Рико и Куба.
10. Революция негров-рабов на Гаити.
11. Бунты в России сер. 17 в.
12. Восстание фермеров Вирджинии 1676 за свободу землепользования (Бэкон).
13. Восстание Лейслера в Нью-Йорке 1689.
14. Бунт в Сардинском королевстве 1794-1796.
15. Волнения в Италии 1799 против французов-феодалов и восстановления роялистами абсолютизма.
16. Деятельность карбонариев против французов 1807-1814. 1805 – Итальянское королевство под Наполеоном => восстания.
17. Восстание индейцев на Юкатане 1761.
18. Восстания 1799 в Италии.
19. Восстания в Испании после ВФР.
20. Республика Пальмарес 1630-1690.
21. Восстание камизаров во Франции 1702-1705.
22. Бунт 1607 в Англии против огораживаний. Здесь впервые (хотя пока только название) – диггеры.
23. Ирландская проблема (ещё с похода Кромвеля 1652, а с присоединения Ирландии к GB 1801 – остро).
24. Капитализм и рабочие движения в Англии. Буржуазия vs. пролетариат.

6. Религиозное сознание в XVII-XVIII вв.
1. Фигура дьявола: В XVII в идёт наступление науки на катол модель мира, однако несмотря на это религ чувство масс не ослабевает, а даже усиливается. Сохр вера в сверхъестественное и в дьявола. Миф о падении ангелов (сатана – сомневающийся ангел). Дьявол силён и поэтому потребовалось искуп жертва Иисуса Христа за первородный грех. Он вербует сторонников, пользуясь слабостями человека, искушая его, заставляя его грешить (сомневаться, роскошь, нечестивые развлечения) => дьявола нужно бояться и не поддаваться искушению, т.к искушение никогда не превосходит сил искушаемого. Дьявол мучает праведников. Дьявол представлялся как горбл, худое, чёрное существо с горящими глазами, хвостом оканч змеиным жалом. Он – владыка ада (Вельзевул), где вся иерархия демонов проработана до мелочей (напомин феод лестницу). Дьявол – искусный ремесленник и строитель (Стена между Англией и Шотландией, мост через Дунай). Дьявол и вообще демоны обладают сверхъест способн: ведают прошлое и будущее, знают тайны природы, что не знают – узнают с помощью науки (дьявол – учёный, чернокнижник). Протестанты не только не отказ-ся от образа дьявола, но ещё более украшают его. Цель всего этого – загнать людей в лоно церкви
2. Борьба с колдунами и ведьмами: человек, заключивш дог-р с дьяволом и получивш от него магич силу – ведьма или колдун. В это верили, а с XV в офиц церковь объявила борьбу против ведьм (1484 – по папской булле Шпренгер и Инсисторис борются с ведьмами в Германии, «Молот ведьм»). Отриц ведьм – ересь. Возник и разрабатыв целая организация ведьм: он имеют тайный орден во главе с дьяволом, их цель – принести дьяволу как можно больше сторонников, собираются на шабаши (г. Брокен), где поклоняются дьяволу. Для борьбы с ведьмами изд рук-ва. Процессы над ведьмами с использ пыток и показаний односельчан. К охоте подключ самые образ люди эпохи (Яков I). Причины охоты на ведьм: несколько объяснений: ареал охоты – горы, там бедность, пережитки, язычества, разряж воздух; охота – рез-тат варварства и предрассудков средневековья, либо пережитки культа дьявола. Вероятн объяснение троично: церковь борется против индивида, подавляет самостоят личности => применение против индивидуализма методов террора, с секуляризацией сознания в XVIII охота прекращается, кроме того индивид психопатич отклонения укладыв в образ ведьмы; сельское общество расслаивается, богатых или бедных объявл ведьмами; в этот процесс вмешивается государство (абсолютизм в дух жизнь деревни).

1. Расколы, научная революция многое меняют. Но при этом сохраняется вера в чудесное, сверхъестественное. Религиозное чувство растёт
2. Дьяволиада от Бовыкина: Истоки прослеживаются где угодно. Сатана – ещё еврейский корень «ставящий препятствие». Идея – сатана в нужном значении появляется когда возникает знак равенства Бог=добро (ВЗ Бог не таков). Происхождение – миф о падении ангелов. В СВ придумывается биография. Про д. известно всё. Внешность (архетипичный образ. В виде человека порядком смахивает на еврея). Средний дьявол умней среднего человека. А так – глуп. Искушает, но никогда искушение не сильнее воли человека. Проникает в душу через ересь, книгу, науку. В принципе, имеет право на человека (первородный грех). Любит архитектуру (Чёртов мост в Авиньоне). Но силён только ночью. Есть государство – 80 биллионов дьяволов в воздухе и преисподнии, глава – Вельзевул. В итоге с 16 в. дьявола боятся больше, чем любят Б. Боятся всюду.
3. Магия. Взвинченный страх перед дьяволом, повсюду бесы => в 17 в. костров больше всего. Рост паники – с конца 15 в. 1486 – «МВ». Ведьмы не действуют в одиночку - целая организация. Во главе – Доктор Зло. Про шабаши и пр. – см. Молот. Ведьмы накладывают заклятия. Единственный способ избавиться – убить ведьму. Инквизиция – ведовской процесс, «МВ». В 17 в. пик (с 1630 – 30 тыс. человек, но ведь число ведьм только растёт). Их боятся все – «Демонология» Якова I Стюарта. Инквизитор Реми. Маршал д’Анкр. В 18 в. – уже предрассудок (хотя в деревнях судят и убивают за это даже в 19 в).
Исторические корни. Начинается с альбигойских войн. Основное распространение по Альпам и др. горам. Потом спускается в равнины. С «отрезвлением» долго ещё держится в горах (тут слишком хорошо держится язычество, не было феодального общества). ОнВ как феномен подавления несоциализировавшихся элементов. Социальная нетерпимость. Та же ситуация – с евреями (дьявол в образе еврея). В Испании евреев и мавров начали гонять после ведьм, в Германии – наоборот
4. Вокруг ведовства и дьявола – демонология. В неё верят. При этом она, скорее всего, почти целиком выстраивается в 15-16 вв. инквизиторами на основе показаний пытуемых. «Сумма демонологии». Но создать единую демонологию позволяет одна странность – показания в различных частях Европы сходны. Можно объяснить единым вопросником, но очень хлипко. Можно – массовыми предрассудками. Но тоже как-то некруто. Бовыкинский вариант: ведовство как искуственно, но неосознано, созданная ересь (из архетипов, языческих верований) борющейся с индивидуализмом и протестантимом церкви. Эта «ересь» воспринимается в сельской округе, куда теперь приходит капитализм (=> расслоение и борьба бедных-богатых) и судебная власть. Она входит в головы настолько, что любое помешательство – и человек уже видит шабаш, дьявола и пр.
5. На спад все эти штуки идут с 1650-х до конца 17 в. – череда запрещений ОнВ
6. Буквальность восприятия ада до 18 в. и абстрактность его в 19. Семилетняя война – последний раз (да и то хило) религиозные мотивы.
7. Религиозное сознание Просвещения.
1) усиление тенденции к атеизму и материализму. Вера несовместима с разумом. Утрата веры в чудесное.
2) Ещё большее отдаление от церкви
3) Познаваемость и к ней прикладывающийся деизм (Б создал мир и отстранился)
Идея Б как «вещи в себе»

Повседневная жизнь в XVII – начале XIX в. Общая характеристика изменений. Отношение к смерти. Город в Новое время.
Общий пафос – индивидуализация, появление понятия о privacy.
Отношение к смерти. Перенос центра внимания с мёртвых (СВ) на живых.
Индивидуализм. Индивидуальная яма на кладбище. С 18 в. Исчезают безымянные могилы, появляются наивные эпитафии, надгробия, мемориалы. Нет больше представления о замене одного человека другим. Вместе с тем – демократизация: со 2 пол. 18 в. знать хоронят не в церкви, а на общем кладбище.
Изживание веры в Божественную волю. Она есть, но с рубежа 17-18 в. представление о ней отходит на второй план.
Вынесение кладбища за городскую черту. Живые отделяются от мёртвых. Ранее кладбище – место прогулок, торговли.
Госконтроль за погребениями. Стоя и вниз головой больше не хоронят. Не подселяют в чужую могилу.
На кладбище можно проявлять скорбь. В других местах начиная с 17 в. этого делать не принято.
Абстрагирование от мыслей о смерти. В 19 в. о смерти уже не думают постоянно (!). Загробный мир как отдохновение от жизни. Лирический (романтический), героический образ смерти.
1600 1700 1750 1800
Лондон 200 000 575 000 675 000 948 000
Париж 300 000 570 000 570 000 550 000
Рим 135 000 158 000 158 000 153 000

Город в Новое время. Крупнейшие – Париж и Лондон. Но у Лондона конкурентов нет. Новшества, но во многом – ещё средневековье.
Теснота и анонимность. Только с конца 18 в. – более-менее широкие улицы и площади (в Америке – изначально).
Свет и освещение. Из-за частой застройки и узких улочек света мало даже днём (=> преступность - !). Только с 18 в. – уличное освещение и таблички с названием улиц.
Преступность. Процветает из-за отсутствия освещения и полиции (до 19 в.), а также из-за того, что город – место возможностей, где тусуют различные деклассированные элементы и лишенцы. Поэтому в темноте без большой дубины не ходят.
Грязь и шум. Помои – на улицу. Высокие сапоги и короткие штаны. С 17 в. – кареты, с 18 в. – наёмные экипажи.
Нищета и болезни. Грязь, отсутствие водопровода и канализации.
Ежедневная газета. 1702 – первая в Лондоне.
Дома. 3-5 этажей, тесные, деревянные (после 1666 в Лондоне – каменные). Бедняки как жили в 17 в., так и жили до 19 в. А у богатых – изменения.
Публичность и приватность.
17 в.: богатые – всю жизнь на публике => постоянно принимают кого-нибудь дома и сами ходят в гости => дом – проходной двор: слуги (их много – репрезентативная f), приказчики, друзья, клиенты. Нет привычки к уединению. В доме – анфилады, галереи, разборная мебель, сундуки.
18 в. – стремление отгородиться от внешнего мира. Мой дом – моя крепость. Тяжёлый неразборный кровать с балдахином. Деление дома на части. Коридор вместо анфилады. Встречи в пабах и кофейнях (1652 – первая в Лондоне), а не дома. Сокращение штата слуг, вызов их колокольчиком. Не ходят в гости по утрам (без предупреждения).

Повседневная жизнь в XVII-нач XIX вв. Семья, образование и воспитание.
1. Семья: до нач XVII очень большая детская смертность (20-40 % детей умирают до 7 лет) => отношение родителей к ребёнку совсем не похоже на современное – стараются морально к нему не привязываться, избавиться от эмоц составляющей во внутрисемейных отн (в случае смерти ребёнка не будет больно); семья в современном понимании отсутствует, к ребёнку относятся скорее как к дом животному (умрёт – плохо, конечно, но убиваться никто не будет). С XVII в детская смертность резко падает, смерть ребёнка становится для родителей огр личным переживанием; изменяется отношение к ребёнку в семье: он становится объектом внимания, проводит много времени в семье, появл семья в современном смысле слова (семейн портреты).
2. Образование и воспитание: средняя школа: до XVIII в знач степени ориентирована на древн языки, ученики носят оружие, агрессивны и распущенны, учителя неграмотны, сущ принцип самоупр-я школяров. К сер XVII происходит ряд изменений: школа получает своё здание, вводится деление на классы; хотя учителя по-прежнему остаются малооплачиваемыми, школьн образ-е цивилизируется. Параллельно вводятся телесн наказания для учеников, появл закрытые привлегир школы (public schools) – с появлением образа джентельмена-воина и администратора. Высшая школа: специализ высш уч заведения – практич обучение, университеты – научное; распространяется грамотность (в гор 70 %), распростр газеты, книга становится доступна.

1. Семья. Растёт средний брачный возраст. И при этом принято хранить девственность до свадьбы (28-30, и это при среднем возрасте ок. 45 лет!). «Отсроченный брак». Причины этого неясны, связывают прежде всего с тем, что теперь обзаводится семьёй принято, достигнув экономической самостоятельности. Велика власть главы семьи (чем выше по соц., тем больше).
2. Дети. В среднем по 5 в семье. Среди младенцев и детей до 7 очень высока смертность: 20-30%. Плоха гигиена, множество несчастных случаев, преднамеренные и непреднамеренные детоубийства. Это ведёт к представлению о том, что человек – только взрослый. Нет детской одежды. Доктора лечат всех от 7 до 70. Отношение к детям меняется с 18 в. Больше детей выживает => смерть – трагедия. Потом – иезуиты, просвещение (осознанное разумное воспитание, чтоб был достойный член общества). Назидательная литература для детей – с 2/2 17в. С 18 в. – детские дома.
3. Воспитание. По статистике на 1780 – меньше 1% детей вскармливают собственные матери. Отдают на воспитание кормилице в деревню. Затем – в другую семью. Основной метод – порка. Становится меньше только к 18 веку. Детей контролируют во всю, запугивают всеми возможными кошмарами. Демонстрациями трупов прививают философское отношение к жизни. К 19 веку идеал воспитания – интернат (то же отделение).
4. Образование. Начиная с позднего Средневековья – традиции колледжей. Должен быть буфер между детством и взрослостью. Долгое время в школах детей не делят по возрастам, не воспитывают. Особый подход – только с иезуитов 17го века – психологизм, методики воспитания. Главное отличие от СВ – дисциплина, теперь она жёстче. Растёт срок обучения: 4-5 лет. 2 ветви: коллеж, лицей (среднее образование для знати), школа для простолюдинов (начальное). 2 концепции образования: «универсальная» (подходит всем) и «личностный подход». Остаётся где-то «короткое детство» - дети без школ сразу прыгают во взрослую жизнь (после 7-10 лет).

7. Научная революция.
1. Общие черты: осн положения миропонимания нового времени: мир познаваем разумом, мир имеет единые и познаваемые законы, в осн познания лежит наука, а в осн науки – эксперимент, соединение науки с практикой (учёные работают в прикладных сферах). Отсюда основы научной революции: в основе познания – разум, в осн познания – наблюдение и опыт (опыт: случайный и эксперимент – Бэкон), новое познание требует пересмотра античного и средневекового восприятия мира
2. Астрономия: Аристотель (шаровидн вечн космос с подлун и надлун частями, звёзды – внешн сфера, вращающ вокруг земли, всего сфер – 55), Птолемей (дополнил арист схему положением о том, что все планеты вращаются вокруг Земли). В сер XV в связи с началом ВГО эта система начин проверяться. Учёные отнюдь не стремились спорить с догматами хр-ва, для них было важно, чтобы их концепции не противоречили хр-ву. 1543 – Н. Коперник, «О вращении небесных сфер» (все сферы движутся вокруг солнца, земля вращается вокруг своей оси, центр земли – центр тяготения и лунной орбиты). Коперника критикуют и католики, и протестанты (считать, что Солнце – центр мира – ересь, земля – не центр – заблуждение); кон XVI в – Тихон Браге замечает рождение сверхновой звезды. его помощник – И. Кеплер – «Гармония мира» в 4 сферах – астрология, астрономия, геометрия, музыка, планеты движ по эллипсу с разн скоростью; телескоп – Ханс Липерсхейм (Голландия), 1610 – Галилей использ телескоп с 30-кратным увеличением (пятна на Солнце, кратеры на Луне, кольца Сатурна).
3. Построение альтерн сис-м мироздания: к нач XVII концепция Птолемея устарела, её необх изменить, опираясь на достиж-я науки, но эти достижения необх совместить с сущ Бога: Декарт – осн вопрос «почему?», в мире нет пустоты, он наполнен материей, отд части к-рой меняются под влиянием законов природы, за Богом – первый толчок, приведший материю в движение. Ньютон – единство законов Земли и Неба. Закон всемирного тяготения. Кеплер – гармония мира в 4 сферах – музыка, астрономия, астрология и геометрия.
4. Механика: ответ на вопрос «что такое движение?». Аристотель – любое тело стремится к центру Вселенной. Галилей – закон падения тел, Бенедетти – движение и инерция (среда препятствует движению)
5. Оптика: голландец Антони Ван Левенгук изобрет микроскоп и видит бактерии и эритроциты, Х. Липерсхейм – телескоп
6. Медицина – Харвуд – кровообращение, Парацельс – у каждой болезни есть своя собственная причина
7. Математика: Виет, Ферма, Паскаль
8. Сама наука: цель научн прогресса – познание. Новая концепция науки: ни 1 учёный не имеет всех необх для исслед-я инструментов, специализ-я и кооперация науки, общ научн язык. Отсюда – сообщество учёных.
9. Последствия: появилась наука в современном смысле слова, изменилось отношение к религии, изменилась парадигма общественного сознания (познание как главная цель), возникает единая упорядоченная картина мира

1. Прелюдия. Thomas Kuhn. Structure of Scientific Revolutions, 1962. Одна из научных революций – 17 в. «Новая наука». Коперник, Галилей, Декарт, Ньютон. Основа её – ещё СВ (Раме, Бэкон). 1600 сожгли Бруно, больше такого не будет.
2. Хронология. 16-17 вв.
3. Натурфилософия. Умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности: все стихии наделены душой. В средние века – почти затухла, т.к. геоцентрические представления господствуют. Но к 16 в. в связи с ростом интереса к природе – новый подъём. Представление об одушевленности вселенной поставило под сомнение существование потустороннего и сверхнатурального: все чудесное естественно, природно => идеологический переворот: разрыв с церковной догмой. Так вплоть до 17 в., когда естествознание развилось настолько, что натурфилософия уже не катит.
4. Естественные науки. 16 – 1 ½ 17 в. – скачок в развитии науки. Новые методы исследования природы. Открытия, заложившие основы естествознания на многие века вперед. 1603, Рим – объединение ученых-физиков “Академия зорких” (букв. “Академия рысей”) – физики-естествоиспытатели. Причины скачка:
4.1. ВГО => развитие материальной культуры и общественного производства
строительство, транспорт и т.д. => постоянно возникают новые задачи, которые требуют решения.
4.2. Книгопечатание. С середины 15 в. – взрывными темпами => нарастание обмена информацией => импульс подъему научной мысли.
4.3. Развитие национальных языков, потеснивших латынь в естествознании. Возможность более точно выражать мысли автора (если родной язык – русский, говоря на латыни всё время чего-то недоговариваешь…).
4.4. Гуманизм. Новый тип человека с иными духовными запросами и идеалами.
5. Коперник (1473-1543). Гелиоцентрическая система («Об обращении небесных сфер», 1543; 1616-1828 находилась в «Индексе»). Исходил из Птолемея. Начало новой астрономии. Большое значение для ВГО. Идеологическое значение: земля – не центр мира… Продолжатели: Тихо Браге и Иоганн Кеплер. Установлены законы движения планет.
6. Галилей (1564-1642). Математически решил рассчитать гелиоцентрич. систему. 1609 – первый телескоп в башне св. Марка в Венеции. Развенчание Аристотеля. 1611 – «Звёздный вестник». 1616 г. – официальное осуждение идей гелиоцентризма, интердикт.
7. Рене Декарт (1596-1650). Индуктивный метод. От частного к общему. Против средневековой схоластики. Гениальная догадка: звезды, Солнце, планеты образованы вихреобразным движением материи. При всем том верил в Бога. Теоретическая оптика. Аналитическая геометрия.
8. Исаак Ньютон (1643-1727). Теоретические основы механики и астрономии, закон всемирного тяготения, вместе с Г. Лейбницем - дифференциальное и интегральное исчисления, зеркальный телескоп; автор важнейших экспериментальных работ по оптике. Кембридж (субсайзер), 1665 – бакалавр, 1668 – магистр, 1669 – физматкафедра. 1668 – зеркальный телескоп. Опыты над дисперсией света. 1687 – «Математические начала натуральной философии» (обобщил). 1704 - «Оптика». 1705 – дворянство Член Лондонского королевского общества и Парижской АН. Похоронен в Вестминстере.
9. Итоги. Познаваемость мира научными методами по неким законам, которые существуют – надо только открыть. Секуляризация сознания. Экспиримент как основа знания. Связь науки и практики. Возникновение науки в совр. смысле слова (метод). Упорядочение картины мира. Корни Просвещения.

8. Влияние научной революции на общественную мысль XVII в.
Научн революция привела к трансформации понятие о человеке. Человек рассматривается как машина, которую нужно изучать. Спиноза пытается применить геометрию к чел страстям. приходит представление о том, что человека можно анализировать разумом, как и всё общество (теория ест права и ест законов). Т. Гоббс, «Левиафан»: в ест состоянии чел может делать что угодно, но это противоречит праву на безопасность самого человека и окружающих => единственная гарантия стабильности общества – заключ-е обществ договора, ч-з который общество делегирует высш власть лицу или органу. право – позит (искусств) и естественное, они должны не противоречить друг другу, т.к в случае этого граждане тяготятся законами и переходят к праву силы; в осн общ-ва – прир постулаты; прогресс – переход к гражданскому обществу.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник История Нового Времени (1-8) | ExTrAoRdInArY_GiRl_Bi - My thoughts AND my feelings IS NOT only for ME... | Лента друзей ExTrAoRdInArY_GiRl_Bi / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»