Сегодня (точнее уже вчера) в обсуждении НСОТ учителей на
http://www.facebook.com/groups/255465967861301/ кто-то в тему привел пример из зарубежного опыта.
И мне стали вспоминаться некоторые идеи по оплате труда учителей в других странах, которые в свое время заинтересовали и зацепили. И, наверное, могут оказаться полезны в нынешнем обсуждении НСОТ учителей.
В порядке прихода в голову:
1. Финский опыт, о котором недавно напомнил Р. Селюков и о котором уже недавно упоминала здесь
http://www.liveinternet.ru/users/mv-potter/post205124912/ в пункте 4. Я, правда, познакомилась с ним в отношении не учителей, а госслужащих, и уже тогда подумала, как бы здорово это "легло" в школу. И не надо мурыжить искусственными процедурами аттестации там, где не надо! Суть в том, что оклад человека - это 70% того, что он максимально может заработать. Еще до 30% - стимулирующие выплаты по четким критериям (понятно, что для чиновника они не такие, как для учителя). Каждый месяц работник зарабатывает сколько-то стимулирующих, а по итогам года на основании отмеченных ими результатов проходит собеседование со своим руководителям. На следующий год оклад по итогам такого собеседования может быть повышен или снижен на величину до 30%. Собеседование тут важно в том числе для того, чтобы решение было объективным и работник с ним был согласен.
2. В школах Польши есть разделение на полноценных штатных учителей (вспомнились "партизаны полной луны"

), которые проводят в школе полный рабочий день с утра до вечера, и только часть этого времени составляют собственно уроки, и учителей-поурочников. Урок "партизана" стоит существенно дороже, чем поурочника.
3. Стимулирующие в Польше у учителей - есть. Они небольшие в процентном отношении - максимум 15% к зарплате, но, во-первых, как говорят сами учителя, это составляет существенные деньги, а во-вторых, среди учителей очень стыдно стимулирующие не получать.
4. В Польше повышение квалификации учителей не обязательно. Но если ты его прошел, тебе увеличивается зарплата. Учителя сами ищут для себя курсы ПК, стажировки и т.п. проходят их, кажется, за свои деньги. В том числе проводить их могут НКО, но, насколько помню, для всех них действует что-то вроде сертификации, допуска на поле оказания услуг ПК учителей.
5. В Сингапуре у всех работников страны, не только у учителей - сплошное бесконечное ЕГЭ. Над каждым есть супервизор, десятки критериев оценивания, вплоть до внешнего вида и отношений с коллегами. Оценивание каждого работника происходит, как любит выражаться тов. С.М. Возчиков вслед за Л.И. Брежневым, "сиськи-масиськи". Причем, если, например, в части внешнего вида ты всегда-всегда выглядишь безупречно - это еще не высший балл. Супервизор объяснит тебе, что этого недостаточно - ведь ты не сделал замечание коллеге, когда его внешний вид был не безупречен. От этих оценок зависит и зарплата, и карьера.
6. Кстати о карьере в Сингапуре. У учителя есть много возможностей и ступеней карьерного роста - по двум линиям: методической и административной. В том числе директор школы - это запримеченный супервизорами, дорощенный и доросший учитель Это из числа лучших учителей. ("А после от прораба до министра дорастешь" - не преувеличение)
7. В Сингапуре, интересно, все мужчины после получения образования обязательнейше служат в армии. А потом всю жизнь получают за это прибавку к зарплате.
Что-то еще ведь было интересное! Вспомню - дополню.
...про Америку, Швецию, Италию (оплату труда учителей там) совсем пока ничего не вспоминается. Эх, жаль, меня там этот вопрос не интересовал

...
tbc!
Апдейт:
8. В Польше очень мало административного персонала в школах. Административные функции распределяются между учителями вместе с соответствующей оплатой. Например, такие как составление расписания.
9. В Сингапуре есть добавка к зарплате тому учителю, который пришел с производства - до работы в школе 10 лет проработал в реальном секторе. За опыт.