Это цитата сообщения
protvladimir Оригинальное сообщениеДуховная беседа Епископ Арсений
Духовная беседа
Епископ Арсений:
При чтении писем епископа Феофана, Затворника Вышенского, пришлось мне остановить свое внимание на следующих его советах и мыслях:
— Стой на молитве, как на суде.
— Как почувствуешь усталость, лучше отдохни.
— Постоянно укоряй себя в немощах.
— Молитвенное правило не в количестве, а в качестве, все в сердце, в благоговеинстве.
— Начальник должен так себя в сердце поставить, чтобы душа его чувствовала себя последней послушницей.
— При всех хлопотах можно держать душу несуетящеюся, если все с толком делать.
— Кто обращается за советом, не отгоняй, но и не мечтай о себе.
— Надо терпеть и в непорядках, надо примиряться с положением; если охаешь, жалуешься — значит много ты еще не устроен в своем внутреннем делании.
— Можно причащаться запасными Святыми Дарами каждый день.
— Лечиться не грех.
— Замуж лучше не выходить.
— Читать Святое Евангелие можно сидя, но с благоговением.
— Молитва — барометр духовной жизни.
— Чувство ничтожества носи в сердце своем.
— За всякую неприятность благодари Бога, помня, что она послана ради твоей пользы.
— Гневливость проявляется, когда ты считаешь себя выше других; считай себя меньше, и ты избежишь этого.
— Когда чувствуешь охлаждение в сердце, бойся этого чувства, молись, взывай ко Господу, чтобы Он избавил тебя от этого охлаждения.
— Хорошо молиться своими словами, они скорее могут исходить от сердца, а дело молитвы именно в сердце.
— Беги самоцена как злейшего врага.
— Самость — это когда человек на себе останавливается, на своих достоинствах, а не на Боге.
— Хорошо молиться, когда является к этому позыв, не следует пропускать молитвенного момента.
— Молитвенное чувство подогревается внимательностию, богомыслием, частым кратким воззванием ко Господу. В этом отношении хороши 24 молитвы [святого Иоанна Златоуста], которые начинаются: «Господи, не лиши мене небесных Твоих благ». Здесь можно выбирать молитвы соответственно духовной нужде и настроению. Так, у тебя нет смирения, терпения — вот и молись: «Господи, дай мне смирение, терпение и кротость».
— Вычитывать правило в церкви во время службы — нехорошая привычка.
— Держи сердце в чувстве к Богу — всегда будешь в памяти Божией.
— Теплота в сердце может быть просто кровяная, которой нужно остерегаться, и чисто духовная.
— Не следует себя много вязать правилом, все в сердечности; нужно быть господином, а не рабом правила.
— Непрестанная молитва — это постоянное молитвенное настроение.
— Трудно знать причины болезней, но несомненно они заключены в промыслительных действиях Божиих.
— Кто чем немощнее, тем более надо возыметь к нему любовь.
— Начальнику как огня нужно бояться действовать по страсти.
— Все внешнее: пища, одежда, обстановка — безразличны для человека, если к ним нет пристрастия.
— Саможаление показывает, что у нас слабо богоугождение и сильно самоугождение.
— Осматривайся, как пришло падение, чтобы из этого осматривания можно было бы извлечь урок, как себя держать в подобных случаях.
— Кто смирен, тот не может видеть, чтобы кто-либо относился к нему ниже его достоинства.
— Старайся всегда писать разборчивее.
— Беды в том нет, кто носит имя Божией Матери. Запрета в Церкви на это нет.
— Враг, склоняя на грех, внушает: Бог милосерд, простит, а впавших в грех он повергает в отчаяние.
— Проповеди хорошо писать в один присест и затем говорить. Нужно решиться на проповедничество.
— Грусть после разговора бывает оттого, что мы чрез него удалились от Господа.
— Нужно действовать строго, но без деспотизма, снисходительно, но без поблажек.
— Дело, которое в руках, до последней минуты не следует бросать.
— Не следует никогда кричать: «Просто беда».
— Когда кто делает вам неприятности, представляйте, что враг сзади их стоит и нашептывает это. Этим ты можешь несколько ослабить неприязнь к человеку.
— Норма сна: 6 часов ночью и 1 час после обеда.
— Закон: разумное содержание тела, но без поблажек.
— Когда стоите в полном недовольстве собою, то вы в добром чине.
— Преспеяние в духовной жизни означается все большим и большим сознанием своей негодности.
— При других можно себе послабления делать по какой-либо разумной причине, но наедине, скрыто — никогда.
— Как навыкнуть молитве Иисусовой? Стать пред иконами в молитвенное положение (можно сесть) и, низшедши вниманием туда, где место сердца, творить неспешно Иисусову молитву, при памятовании присутствия Божия. Так полчаса, час и больше. Сначала трудновато, а когда навык приобретется — это будет совершаться как бы натурально, как дыхание.
— Из самомнения выходят две вещи: трубление перед собою (самохвальство) и осуждение других.
— Когда найдет вялость и отяжеление, нужно думать, что таковы мы, сладость же духовную нужно принимать как незаслуженную милость Божию.
— Просящим надо давать потихоньку, чтобы не хвастать щедростью.
— Подарки можно принимать, но нужно быть к ним равнодушным и не ожидать их.
— Чем больше своей личной, усердной молитвы, тем лучше.
— Относительно мелких греховных движений рердца, помыслов и т.п. нужно заметить следующее правило: как только замечено что-либо нечистое, тотчас следует очищать это внутренним покаянием пред лицом Господа. Можно этим и ограничиться, и если нечиста, непокойна совесть, то потом еще на вечерней молитве помянуть о том с сокрушением, и — конец. Все такие грехи сим актом внутреннего покаяния и очищаются.
— Записывать грехи не для всех бывает полезно. Это может создавать беспокойство, что-де никак не могу побороть зло, а лучше записывать приходящие добрые мысли.
— В движениях порочных сердца и помыслах средство истреблять все это — непрестанная память о Господе и молитва к Нему.
— Страх Божий — корень духовной жизни.
— Бойся похвалы, ибо она рождает самовосхваление.
— Иногда полезна якобы грубость в отношении к людям.
— В борьбе со гневом хорошо: 1) молчать, 2) удаляться от возбуждающего гнев, 3)просить прощения и 4)внутренно взывать ко Господу об умиротворении сердца.
— Утром на молитве надо устанавливаться мыслию пред Богом — это запас на весь день.
— Тоска нападает, когда для нас, по нашему невниманию, затмятся пути Божии в устроении наших обстоятельств жизни. Молитва разгоняет этот мрак, и свет Промышления Божия о нас дает тогда нам ясно видеть все.
— Молитвенно высокие состояния бывают, как Божии посещения.
— Молитва других о нас бывает сильна только тогда, когда она есть сомолитва, то есть сопровождает молитву собственную нашу.
— Главный плод молитвы — не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение.
— Можно ли молиться за иноверцев? У них есть свои поминатели, туда пусть обращаются за поминовением.
— Рецепт. Терпения столько-то, смирения столько-то, уважения к делам других столько-то... Столочь все сие в ступе благоразумия, всыпать в стакан слез и — принимать по чайной ложке всякий раз, как только покажется ропотливость нетерпения.
— Действия душ одной на другую могут проходить, как электрический ток по телеграфной проволоке. Препарат телеграфный тут есть сердце.
— Спиритизм[32] есть бесовщина. Следовательно, и общество спиритов — бесовское или бесопоклонническое.
— Действие Таинств не всегда отражается в чувстве, а действует и сокровенно.
— Определенным правилом себя лучше не вязать, а держать общее правило такое: никогда не делать угодия плоти — и в этом духе действовать, всякий раз составляя решения.
— Великое дело молиться ночью.
— Высшая молитва — славословия, низшая прошение, и просить нужно только о Царствии Божием.
— Как смотреть на детей некрещеных? — Они в руках Милосердного Господа.
— Чтобы избежать сомнений, вообрази истину и молись о ней, или ее во время молитвы вращай в уме и молитвы составляй из нее же. Придет момент, когда истина сия войдет в сердце и обымет все существо души, питая и обвеселяя ее. Это и есть сроднение души с истиной.
— Во избежание греха осуждения повторяй в сердце: все духом горят, только я, дурень, позволяю себе рассеиваться и быть хладным.