Основным методом исследования выступил контент-анализ [1] текстов брошюр, в том числе и экспресс-анализ; а также статистическая обработка полученных количественных данных, которая позволяет объективно оценить преобладание смысловых единиц текста. За смысловую единицу было принято SMS –сообщение, были выделены в соответствии с содержанием категории контент-анализа - ключевые концептуальные понятия - которые дают возможность уяснения внетекстовой реальности текстов.
Общая характеристика представленных материалов
Представленные для исследования брошюры «SMS ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ» и «SMS ДЛЯ ДЕВОЧЕК» (автор-составитель Чэслав Мирославович Адамчик. С 52. - М.: АСТ; Минск: Харвест, 2006. - 32 С.) являются открыто продающимся изданием, свободно реализуются в книжных магазинах г. Москвы по вполне доступным для детей ценам (16 руб.).
Общий и психо-семантический контент-анализ текстов показал следующее. Содержательно исследуемые брошюры представляют собой собрание предельно разнородных, несистематизированных коротких текстов-обращений, предназначенных для телефонных SMS посланий общим количеством около 300, не считая так наз. смайликов – изображений, автоматически составляемых посредством нажатия определенных сочетаний знаков клавиатуры.
Содержание подавляющего большинства посланий отличает низкий художественный и литературный стиль, откровенная пошлость, вульгарные представления и культурно сниженный уровень, что свидетельствует о низкой общей и языковой культуре как составителя, так и издательства.
Само название и рекламный анонс «самых веселых свежих SMS-к для мальчиков и SMS-к для девочек… способна доставить немало веселых минут каждому, кто возьмет их в руки» - прямо обращены к несовершеннолетним детям и обещают приятное времяпрепровождение, что, несомненно, не может не привлечь детей и молодых людей к приобретению указанных брошюр.
ИсследованиеАнализ представленных материалов позволяет выделить следующие их содержательные особенности:
а) введение автором в смысловой контекст обыденных предметов, окружающих и используемых ребенком (одеяло, подушка, душ, мочалка, фруктовый сок, пижама, бельевая веревка, лифт, игрушки, сам мобильный телефон и пр.) в качестве эротических знаков-стимулов. Например: зубная щетка : «каждый день берешь ты в рот, водишь нежно взад-вперед. И горит в оргазме рот, Жидкость белая течет, правда классная находка я твоя зубная щетка»; мочалка : «Ты гладишь меня и ласкаешь, все интимные места мои знаешь. Эротично меня обнимаешь. Наслаждение мне доставляешь, я в пене твоей утопаю, мочалкой тебя называю» и пр..
Знакомство ребенка с данными текстами переворачивает его представления об использовании этих предметов по их прямому назначению и может провоцировать экспериментирование с ними в сексуальном контексте.
б) использование хорошо известных каждому ребенку атрибутов детской жизни: стишков, сказок, детского фольклора, игрушек и пр. в чудовищном виде и развращающем ключе, активно наркотизирующем, сексуализирующем и танатизирующем [2] сознание ребенка:
Известное стихотворение К,И. Чуковского: «Убежало одеяло, улетела простыня, и подушка, как лягушка, убежала от меня, я за свечку - она в печку. Я за книгу - та бежать. Больше анашу такую я не буду покупать.»; Колыбельная: «Спи, моя радость, усни! В морге погасли огни, Трупы на полках лежат, Мухи над - ними кружат! Спи, моя радость, усни...»;
любимая детская игрушка в стихах А.Л. Барто : «Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу, выбили все зубы сразу, Больно врезали по глазу, Вырвали кишечник, бронхи , стал он маленький и тонкий. Все равно его не брошу, потому что он хороший.» или еще: «Уронили мишку на пол. Оторвали мишке лапу. Откусили ему ухо . Распороли суке брюхо , х... засунули в желудок, сдохни ПЛЮШЕВЫЙ УБЛЮДОК!»
Смещение смысловых акцентов в детском сознании с хорошо известных бытовых предметов и традиционной детской атрибутики (песен, стишков, игрушек и пр.) в сторону агрессивности, потребления наркотических средств, некрофилии как номы поведения самым прямым образом направлено на деморализацию детского сознания, на формирование немотивированной агрессии, фиксированности внимания к сексуальным извращениям, а также направлено на общее нанесение ущерба психическому здоровью и нравственному развитию детей.
Снимаются естественные для человеческой и особенно ранимой детской психики табу и внутренняя цензура по поводу глумления над смертью и страданиями, что не может не привести к серьезным психическим и личностным нарушениям ребенка, к нравственным деформациям его будущих социальных отношений.
Эксплуатация детских образов даже в рекламных целях запрещена законом во многих развитых странах мира в силу понимания психологических механизмов переноса и идентификации, в силу которых даже для взрослого человека образ ребенка, и вообще чего-то детского обладает притягательной силой и вызывает большее доверие.
Названия брошюр «SMSДЛЯ МАЛЬЧИКОВ» и «SMS ДЛЯ ДЕВОЧЕК» ориентируется на детскую аудиторию, практически на всех детей, умеющих читать и имеющих или даже не имеющих мобильные телефоны. По самым скромным подсчетам в одной Москве свыше 600 тысяч таких детей. Этот тираж в 100100 экземпляров был дополнительным, каков же общий тираж этого издания и какое количество несовершеннолетних ознакомились с этим развращающим пособием, не говоря уже об Интернете?!
Необходимо также учитывать следующий важный момент: психологическое воздействие информации на ребенка-отправителя в сообщении и то же воздействие на ребенка – получателя .
Ребенок, прочитавший из брошюры тот или иной текст сообщения, переписывает его себе на мобильный телефон, при этом, непосредственно усваивая его, запоминает, и, например, пересылает знакомому сверстнику, т.е. выступает в активной позиции уже автора этого послания.
Происходит в результате достаточно прочное запечатление семантических образов и скрытых смыслов этой информации в сознании самого ребенка-отправителя и возникновение схожих образов и смыслов в сознании ребенка-реципиента (получателя). Последний, в свою очередь, может ответить соответствующим текстом, либо переслать другим детям. Таким образом, распространение этой растлевающей информации, к тому же содержащей ненормативную лексику, матерные слова (многоточия, которыми заменены части таких слов, не играют никакой ограждающей роли, поскольку дети, посредством рифмы, свободно понимают их значения) в детской среде потенциально неограниченно, процесс прочного ее запоминания обеспечен. Видимо, на это и рассчитывали авторы данного печатного материала.
Статистический анализ и экспресс-анализ смысловых единиц «SMS ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ» и «SMS ДЛЯ ДЕВОЧЕК» показали, что весь объем из почти 300 (286) единиц текста (посланий) психо-семантически распределены следующим образом:
1.Значительная часть текстов посвящена прямой пропаганде табакокурения [3] , употребления спиртных напитков и наркотических средств : «Холодную водку я обожаю, теплую - тоже люблю! Но если та водка учебе мешает -Да ну ее на фиг учебу мою!»; «Хочу тебя снова и снова...как представлю, что я тебя зажигаю и мы с тобой сливаемся воедино...я кайфую...Никогда...никогда не брошу...КУРИТЬ!!!!!!» ; «Высоко в горах живет девушка Горянка! У нее в горах растет конопли полянка. Задувает косяки, пластилин катает. Хорошо, когда на всех конопли хватает!!!»
– 18 % от общего объема семантических единиц;
2. Насилие, жестокость, садизм, агрессия и виктимное поведение [4] : «Я держу тебя под душем, Ты визжишь, приятно слушать, нервы режет, словно ток. Да, не любишь кипяток!»; «Долго ее мужики истязали , Били лопатой, зубами кусали , К горлу подставили ржавую вилку...Все же открыли пивную бутылку!»; « Однажды холодной студеной зимою Лошадка пиписькой примерзла к забору. Она и лягалась, она и брыкалась, лошадка ушла, а пиписька осталась.» ; « Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу, выбили все зубы сразу, Больно врезали по глазу , Вырвали кишечник, бронхи , стал он маленький и тонкий. Все равно его не брошу, потому что он хороший. » ;
– 11 % единиц.
3. Пропаганда криминального и антиобщественного образа жизни, использование ненормативной лексики, вульгаризмов : «Так как жизнь у нас одна - живи смело старина. Пукай громко, рыгай вслух, подстриги на х... пух, пей, гуляй, колись , дерись, каждый день, как бык, езсь!; Наша Таня типа плачет - Уронила типа мячик. Нет бы ей прикинуть, дуре, - Не утонет он в натуре .» - 12%.
4. Описание сексуальных отношений, техники секса, мастурбации, половых извращений :
«Он пришел ко мне однажды ночью, имел мое тело, лизал, сосал, сверлил и заставлял меня его чувствовать, и, когда он удовлетворился, он просто исчез гребаный комар».;
«Я сжимаю его в руках, он твердеет, я хочу двигаться вверх и вниз, я вижу, как ему хорошо, он выпрыскивает белую жидкость. И как все-таки клево доить корову!»;
«…Я с тобой вступлю в половую связь неестественным путем»;
«Поменяй положение. Раздвинь ножки, встань. Вытяни. Левее. Правее. Выше. Ниже. Хорошо. Не спеши. Ну вот, опять все испортил! Тоже мне мужчина - не можешь настроить антенну!» ;
«Да, вы ко мне уж охладели, я труп не стану ваш пинать, Лишь нежной сладостью согрею Холодных губ ваших печать!»
- 46 % единиц.
5. Содержание, которое можно было бы отнести к относительно нейтральной «любовной» тематике , которая может быть квалифицирована как (условно) романтические отношения подростков к лицам противоположного пола, однако, среди них почти все - крайне пониженного культурного уровня, по существу – пошлые высказывания: « Любовь - это сладкий яд, но тот, кто его испил, Секунды, минуты любви Навеки в себе сохранил.» ; «Ты нежна, как шелк, Ты мила, как цветок, Ты чиста, как слеза, Ты - душа моя!» и т.п. -
- 10 %.
6. Содержание, которое условно можно было бы отнести к собственно детской тематике : «Моей любимой Мусяке посвящаю стихи (читать с выражением)! Мяу, Мяу, Мяу, Мяу, Мяу, Мяу, Мяу, Мяу, Мяу, Мяу. Твой Котик». ; «Сто тысяч бурундуков не сравнятся с тобой по мягкости и пушистости.» - менее 3 % всех семантических единиц.
Таким образом, из всего объема семантических единиц – SMS сообщений подавляющее большинство, относится к сексуальной тематике. Наличие вербальных единиц подобного психосемантического содержания (учитывая и пошлые эротизированные образцы) – свыше половины. Именно ему отведено самое большое место в анализируемых текстах, представляющих общение детей на темы по преимуществу «ниже пояса», среди них имеется значительное количество высказываний, которые могут быть оценены как имеющие порнографическое содержание.
Порнографическое содержание сообщений в брошюрах «SMS ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ» и «SMS ДЛЯ ДЕВОЧЕК» – натуралистические описания, либо физиологические подробности сексуальных действий, жестов, телодвижений сексуального характера, а также акты мастурбации, и описания половых извращений: садомазохистских, гомосексуальных, некрофильных и пр.. Автором-составителем и издательством цинично использовано доверие ребенка к печатному слову, к книге, изданной, тем более, в известном издательстве, специализирующимся на выпуске детской литературы. Это обуславливает особую силу растлевающего содержания брошюр, данное содержание носит, по существу, применительно к ребенку, специфический суггестивный (внушающий) характер.
Фактор слова в препубертатный и пубертатный период имеет особое значение для ребенка, актуализируя процессы его воображения, является мощным психологическим и психотерапевтическим фактором, выступая в роли спускового механизма процессов сознания и поведения. Печатное слово в данном случае имеет для любого ребенка особый смысл разрешенного и одобренного взрослыми, по сути – руководства к действию, слово формирует определенный, сексуально направленный образ действий. Отсюда – напечатанные в исследуемом материале высказывания, касающиеся:
мастурбации, петтинга, половых гомосексуальных извращений, орального и анального секса, садомазохизма, некрофилии и других извращений, все это навязывается детскому сознанию в качестве нормы. Такого рода воздействие является растлевающим даже для подростков и молодых людей, уже имевших сексуальный дебют, не говоря о тех, «кто еще не начал»; для этих, последних и других, несексуализированных подростков, эта информация может вызвать серьезный психологический шок, стать причиной возникновения в дальнейшем сексуальных перверсий, причиной неспособности к нормальной половой жизни и созданию полноценной семьи.
Все эти тексты в брошюрах «SMSДЛЯ МАЛЬЧИКОВ» и «SMS ДЛЯ ДЕВОЧЕК» впрямую направлены на извращенную, культурно сниженную циничную сексуализацию детского сознания и общую деморализацию личности ребенка. Принудительная сексуализация сознания несовершеннолетних (в общем, даже без учета навязываемых поведенческих моделей) – это уже, по существу, развратные действия. А такая сексуализация, подобно реализуемой в анализируемых изданиях, преступна вдвойне. Указанные брошюры направлены на деморализацию сознания и развращение поведения несовершеннолетних, в том числе малолетних, на формирование в массовом порядке в детском сознании установок, стереотипов поведения преждевременного сексуального развития, посягательство на их психическое, физическое и нравственное здоровье; либо побуждение тех, кому адресованы данные брошюры (а это дети, начиная с 7-8-летнего возраста), к совершению определенных, в том числе и противоправных, действий. Все это дает право квалифицировать данное деяние (составление, издание и распространение анализируемых материалов) как намеренное интеллектуальное растление, то есть как интеллектуальную форму развращения несовершеннолетних.
Использование в завуалированной форме детских образов в текстах «SMSДЛЯ МАЛЬЧИКОВ» и «SMS ДЛЯ ДЕВОЧЕК» (детский фольклор, известные детские песенки и стишки, колыбельная, игрушки и пр.) в сочетании с пропагандой половых извращений, сексуальных действий, порнографических описаний психологически является изощренным развращением и разрушением психики детей, в том числе их психосексуального здоровья.
Подобные информационные воздействия на ребенка через печатное слово могут нанести ему серьезную психическую травму, вызванную интеллектуальным растлением. Сексуальная травма в детстве в последующем может вытесняться, компенсироваться, но стать причиной психических расстройств во взрослом состоянии.
Как свидетельствуют научные данные, ознакомление детей с эротическим или порнографическим содержанием может привести к нарушениям психосексуальных ориентаций, к таким половым извращениям, как скопофилия, визионизм [5] , приводящим к преждевременному психосексуальному развитию ребенка, искажению его психики, при задержке общего и интеллектуального развития.
Для ребенка, особенно для мальчиков предпубертатного и пубертатного возраста, даже «безобидное», с точки зрения взрослого, эротическое содержание зрительных и иных образов способно трансформироваться в жестко порнографическое, что способно вызывать сильнейшее сексуальное возбуждение, нанести серьезную психическую травму и привести к невротическим, а порой, и патологическим состояниям. Это значит: что для взрослого есть «приятная эротика», то для ребенка (особенно для мальчика) – жесткая порнография, если различать эти два вида визуальных и вербальных образов.
Для ребенка любого возраста и обоего пола характерна спонтанная способность к запечатлению и длительному сохранению образов - так наз. «последействие», т.е. если на чистое детское сознание, как на фотопленку попадает образ, вызвавший у ребенка эмоциональный отклик (радость, испуг, потрясение и пр.), то он имеет силу в течение длительного времени, а иногда сохраняется всю жизнь. Словесные образы в детском сознании легко реализуются в визуальные и другие сенсорные стимулы, переходящие в мотивы поведения. Поэтому вполне очевидно, что осуществленное психотравмирующее воздействие вербальных стимулов на ребенка в брошюрах «SMS ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ» и «SMS ДЛЯ ДЕВОЧЕК» могут сохраняться в течение длительного времени в детском сознании, превращаясь в цели поведения.
Социально-психологические последствия подобной сексуализации детского сознания имеют негативный, в частности, криминальный эффект, поскольку, по свидетельству специалистов, сексуализация прямым образом связана с ростом девиантного поведения, особенно в преступлениях против личности и сексуальных преступлениях. Легко переступив грань нормы в представлениях о должном и недолжном, подростки оказываются психологически готовы к переступанию (пре-ступлению) других граней [6] .
Выводы.
1.Содержание печатных изданий брошюр «SMS ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ» и «SMS ДЛЯ ДЕВОЧЕК» (автор-составитель Чэслав Мирославович Адамчик. С 52. - М.: АСТ; Минск: Харвест, 2006. - 32 С.) является печатным массовым изданием, крайне противопоказанным детской аудитории, оно направлено на подрыв в сознании детей и всего общества традиционных культурных ценностей, понятий любви, чести, позитивных отношений со сверстниками и взрослыми, гуманного общения с животными, понятий языковой нормы и пр.
2. Исследуемые материалы направлены на формирование в массовом сознании и, прежде всего, в сознании несовершеннолетних негативных социальных установок, на пропаганду жестокости, криминального образа жизни, употребления алкоголя и наркотиков детьми, побуждают к совершению противоправных действий;
3. Содержание текстов направлено на дискредитацию норм и разрушение ценностей общественной морали, они содержат в себе элементы порнографии и половых извращений, направлены на сексуализацию детского сознания и общую деморализацию психики, на формирование в массовом порядке в детском сознании установок, стереотипов поведения преждевременного сексуального развития, побуждают к совершению девиантных форм сексуального поведения и могут быть оценены как интеллектуальное растление, развращение несовершеннолетних.
4. Текстовые конструкции, содержащиеся в представленных для исследования брошюрах, обладают суггестивным эффектом и способны оказать патогенное воздействие на актуальную и будущую жизнь ребенка, его физическое, психическое здоровье и нравственное развитие, что является грубейшим нарушением Конвенции о правах ребенка, других актов о защите детства, противоречит принятым в Российской Федерации законам «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О средствах массовой информации» и пр.
Абраменкова Вера Васильевна,
главный научный сотрудник Российской Академии Образования ,
зав. Лабораторией «Социальная психология детства» Института развития дошкольного образования,
профессор МГППУ,
доктор психологических наук
НЕДАВНО ПОЗВОНИЛИ И СООБЩИЛИ, ЧТО ПРОКУРАТУРА ЗАКРЫЛА ЭТО ДЕЛО ЗА ОТСУТСТВИЕМ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ…
[1] Специфика метода контент-анализа - одного из основных социально-психологических методов исследования содержания текстов документов - заключается в том, что его процедура дает возможность с помощью количественных характеристик текста сделать вывод о качественном, в том числе латентном (скрытом) содержании документа. Количественные данные, подвергнутые статистической обработке, позволяют получить объективную характеристику исследуемого документа.
[2] Танатизация (от греч.танатос – олицетворение смерти) – патологическая поэтизации смерти, разрушения, деструкции, навязываемая массовому сознанию. Снятие табу на отвращение к подобным вещам, ослабление и уничтожение нормальной внутренней цензуры особо опасны для детей и чреваты не только личностными деформациями, но и патологическими изменениями.
[3] По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Россия в 2004 году вышла на первое место в мире по детскому табакокурению.
[4] Свойственная детям и любой нормальной психике реакция уподобления воспринимаемому объекту (стремление повторить) чревата самыми непредсказуемыми последствиями: при демонстрации насилия, издевательств, смерти, аморальных действий и пр. возникают либо состояние готовности к насилию в собственный адрес (виктимное поведение), либо агрессия по отношению к другим, либо и то и другое одновременно. Вследствие импульсивности, подражательности и слабости тормозных функций сознания у ребенка стремление повторить может обуславливать принесение вреда ему самому или его окружающим – вплоть до смертельных случаев (самоубийства, убийства, нанесение тяжких телесных повреждений).
[5] Скопофилия (визионизм) - влечение к подглядыванию за интимными отношениями, встречаются на ранних этапа половозрастного развития ребенка в дошкольном возрасте, к подростковому в норме исчезает. Перверсии возникают на почве увлечения порнографией (вульгарно-натуралистические непристойные изображения и описания половой жизни (Сексопатология:Справочник / Под ред. Г.С. Васильченко и др. – М., Медицина, 1990).
[6] По данным МВД, за последние годы наблюдаетсярост насильственных преступлений несовершеннолетних, преступлений против личности, фактов вандализма и жестокого обращения с животными и объектами экологии и особенно сексуальных преступлений. Наблюдается определенная тенденция к снижению «возрастного ценза» юных преступников - с 17-18-летнего возраста к 14-15 и даже 12-13 летнему возрасту. При этом с каждым годом увеличивается доля девочек и девушек среди правонарушителей, все чаще наблюдаются проявления детской жестокости и немотивированной агрессии по отношению к близким родственникам.
ИСТОЧНИК: http://www.ditya.ru/index.php?module=static&page=46