История Древних цивилизаций
20-05-2007 01:22
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
В колонках играет - Rihanna Under my umbrella
Под вечер ко мне в комнату, видимо, из-за отсутствия соседки, пришли Аленка с Наташкой и Дима Иванов. Посидели, посмотрели советские мультики, поели кедровых орехов, полистали журналы с первых месяцев нашего московского обучения. Как-то ностальгирующе повздыхали...))
Около двух ночи решили поесть манную кашу с Пашей Тереховым) с вишневым вареньем. После одухотворяющей субботы и в предчувствии такого же воскресения - ночью совсем не хочется спать. Все мысли какие-то лезут и лезут в голову. Переваривают сегодняшние поступки и слова. А права ли я? Не было ли то или иное ошибкой?..
Придет утро, проснутся люди, и все станет понятно...
А пока - выставляю на обозрения два (не отличных!) реферата по Истории Древних Цивилизаций Гвоздевой И.А. Надеюсь, следующему курсу, который будет искать также судорожно материалы по рефератам, что-то пригодится.
Вступление
Среди оазисов, где поселились разобщенные племена древнейших землевладельцев, выделялись два крупнейших, в которых развитие культуры продвинулось дальше, чем в других. Это были Египет в нижней части долины Нила и Шумер в нижней части долины Евфрата, в современном Ираке.
Г. Лейцен, раскапывавший городище Урука, считает, что около 200 – 2700 г. до н.э., во времена так называемой Первой Династии Урука, к которой, согласно традиции, принадлежал и Гильгамеш, два первоначальных селения, Кулаб и Эанна, были впервые обнесены одной стеной, образовав город Урук. Это было одно из первых огороженных поселений Древнего Двуречья, вступавшего в это время в период войн, сопровождавших образование классового общества. Урук был центром военных и государственных объединений. Об этом знаменитом и великом городе я попытаюсь рассказать в данном реферате.
1.
После того, как Гильгамеш стал истинным властителем Урука, по его приказу Урук и Кулаб, где он был только верховным жрецом до достижения своей зрелости, были объединены в один город и обнесены мощной кирпичной стеной, за которой город почувствовал себя в безопасности. В тексте: «Стену Урука он возносит». Видимо, эта стена была удивительной для того времени, так как в самом тексте постоянно почти во всех песнях повторяется фраза: «Урук огражденный». В старо-вавилонской версии всюду встречается эпитет «Урук площадной». Описание Урука в первой песне:
Стеною обнес Урук огражденный,
Светлый амбар Эанны священной.
Осмотри стену, чьи зубцы, как из меди,
Погляди на вал, что не знает подобья,
Прикоснись к порогам, что там издревле,
И вступи в Эанну, жилище Иштар, -
Даже будущий царь не построит такого,
Поднимись и пройди по стенам Урука,
Обозри основанье, кирпичи ощущай:
Его кирпичи не обожжены ли,
И заложены стены не семью ль мудрецами?
Таблица II
Некоторые исследователи останавливаются на слове «вал», предпочитая ему «цоколь». Также некоторые ученые считают, что в действительности в стене Урука не было применено обожженных кирпичей, а необожженные квадратные кирпичи крупного формата.
В эпосе можно найти такие упоминания о деятельности Гильгамеша, как: «Буйство Гильгамеша». Исследователи спорят над значением этой фразы. Одни читают, что «буйство» Гильгамеша заключалось вовсе не в том, что он заставлял граждан трудиться над постройкой стен, а в безумных плотских удовольствиях. Другие видят во фразах типа «буйство мышцей» факт постройки стен Урука: в переводе И.М. Дьяконова «днем и ночью и детей к труду принуждает». Археологические раскопки подтвердили, что стены Урука были построены около того времени, когда должен был, по традиции, Гильгамеш.
В свадебный покой пути нет людям,
Но удел людей –
Подчиненье высшим!
Люди града грузят кирпичом корзины,
Пропитанье града поручено девкам,
Только царю огражденного Урука
Свадебный покой открыт бывает.
Таблица II
Только благодаря заступничеству Энкиду жители Урука совершали браки со своими женами. В Уруке прекратились браки – граждане отправлены на работу, вместо законных жен их кормят блудницы. В переводе И.М. Дьяконова можно встретить такое обращение Гильгамеша к своему народу: «Урук – создание богов, Эанна – храм, спустившийся с небес, великая стена касается туч».
На воротах города – семь запоров – это символическое, защитное, магическое число.
С ворот Урука сняли семь запоров, -
Услыхав о том, народ собрался,
Столпился на улице огражденного Урука.
Гильгамеш перед народом явился.
Таблица II
Гильгамеш ему вещает, корабельщику Уршанаби:
«Поднимись, Уршанаби, пройди по стенам Урука,
Обозри основанье, кирпичи ощущая –
Его кирпичи не обожжен стены не семью ль мудрецами?»
Таблица IX
На стенах располагались зубцы из меди для стрелков, охраняющих город из-за укрытия. Зубцы – то же, что «карниз, фриз». Они сделаны из обожженного кирпича и из-за сходства по цвету, в «Эпосе о Гильгамеше» даже сравниваются с медью.
Взобралась Иштар на стену огражденного Урука,
На зубец вскочила, бросила проклятье:
«Горе Гильгамешу, меня он унизил, быка сразивши!»
Таблица VI
И Гильгамеш перестал отправлять дань и дары в северную столицу. Когда оттуда приехали послы с отрядом воинов, они потребовали прекратить в Уруке какие бы то ни было работы по укреплению города и подтвердить свою верность северной столице и династии царей Шумера, управляющей всей страной уже более двадцати четырех тысяч лет так, что ни один город еще никогда не смел противиться ее власти. Вместо укрепления стены и города в целом послы посоветовали Гильгамешу употребить все свои силы на сооружение колодцев, в которых нуждалась страна Шумер. Колодцы – необходимая вещь для проживания в таких южных местах. Так, в других песнях о путешествии Энкиду и Гильгамеша в леса Хумбабы можно найти много упоминаний о колодцах. Старейшины перед походом дают советы Гильгамешу:
Что ты задумал, пусть очам покажет…
Когда Хумбабу ты убьешь, как задумал, то ноги мой ты,
На своем ночлеге вырой колодец.
Таблица II
Через тридцать поприщ на привал остановились,
Перед Шамашем поставили колодец.
Таблица II
В свадебный покой пути нет людям,
Но удел людей –
Подчиненье высшим!
Люди града грузят кирпичом корзины,
Пропитанье града поручено девкам,
Только царю огражденного Урука
Свадебный покой открыт бывает.
Ворота в городе были по-своему уникальны. Они сделаны из дерева - одного из самых ценных строительных материалов.
Северная стена достигала в длину пяти миль. Состояла она из трех частей: земляной вал, примерно в человеческий рост высотой, 160 см, на нем – основание, сделанное из обожженного кирпича, на самом верху – сама стена (из необожженного кирпича). Вот, что говориться об этом в «Эпосе о Гильгамеше»:
Стеною обнес Урук огражденный,
Светлый амбар Эанны священной.
Осмотри стену, чьи зубцы, как из меди,
Погляди на вал, что не знает подобья,
Прикоснись к порогам, что там издревле,
И вступи в Эанну, жилище Иштар, -
Даже будущий царь не построит такого,
Поднимись и пройди по стенам Урука,
Обозри основанье, кирпичи ощущай:
Его кирпичи не обожжены ли,
И заложены стены не семью ль мудрецами?
Высотой стена была примерно в три человеческих роста – около 5 метров. Ширина ее - около 1.60 м – для размещения двух стражников ,идущих навстречу друг другу. Стена была очень ровная, так как в «Эпосе о Гильгамеше» сказано, что венцы у нее – «как по нити».
Под стеной текла река Евфрат. А далее находилась сеть ирригационных каналов, очень сложных даже для сознания современного человека, а также – многочисленные пастушьи деревни и удаленные пастбища.
Когда Энкиду сел перед нею,
Ткань разорвала, одной его одела,
Тканью второю сама оделась,
За руку взяв, повела, как сына,
к деревне пастушьей, к скотьим загонам.
Там вокруг них пастухи собирались.
Эта развитая в Шумере система оросительных и отводящих каналов говорит о существовании высокой цивилизации. Впоследствии шумерская традиция делила историю своей страны на два резко отделяющихся друг от друга периода – мифическую древность «до потопа» и историческую эпоху «после потопа», так как в некоторые года, если половодье совпадало с ураганным ветром, - вода разрушала ветхие тростниковые селения шумеров и надолго затопляла и заболачивала освоенные ими поля.
2.
Также существовали в древности и так называемые нищие кварталы. Дома были сделаны из тростника или глины, в них не было окон. Входной проем завешен циновкой, потому что двери могут себе позволить лишь самые состоятельные горожане Урука. Дома не только рядовых жителей городов, но и некоторых правителей – это грубо сложенные из сырцового кирпича или сбитые из глины постройки, а то и просто тростниковые хижины – «киккишу». Свет в помещения проникает через дверные проемы, ведущие во внутренний двор, на этом дворе и на плоской крыше и проходит вся жизнь обитателей дома.
В домах есть горшечные печи.
Подвигло его сердце, Шамхат он проклял:
«Давай, блудница, тебе долю назначу…
(…) Пусть валяешься ты, как овца, в нечистотах,
Как собака, греешься в печи горшечной.
Таблица VII
Перед победой Гильгамеша над Хумбабой, тот просит не убивать его и обещает:
Нарублю тебе кедров, моих гор порожденье,
Дома тебе из тех кедров построю.
Таблица V
Огромная плата, если, как было упомянуто, деревянная дверь в Уруке – уже невиданная роскошь богатой аристократией и царя. Дверь считается предметом роскоши и стоит целое состояние; на двери должно стоять клеймо, а в случае переезда ее забирают с собой. Интересно, что ещё одно изобретение жителей Урука позволяет судить о первых признаках зарождения высокой цивилизации. Именно в этом городе были найдены таблички с пиктограммами и символами. С помощью этих знаков первые чиновники Урука записывали различные административные и торговые мероприятия.
Глинянные таблички, содержащие подобные записи опечатывались цилиндрическими печатями того или иного ответственного лица. Подобного рода печатей не имела ни одна цивилизация. На каменном цилиндре высверливались и вырезались различные изображения людей, зверей, бытовых сценок, исторических событий или отрывков из мифов и легенд. В последствии, при необходимости заверить нужный текст, владелец печати просто прикладывал печать к сырой глине таблички. присутствие на печатях изображения лиры и арфы даёт возможность судить о хорошем развитии музыкальности в городе - государстве. Но вернемся к эпосу о Гильгамеше и к упоминаниям о дверях в произведении.
Знал бы я, дверь, что такова будет плата,
Что благо такое ты принесешь мне, -
Взял бы я топор, порубил бы в щепы,
Циновку привязал бы в дверном проеме.
Энкиду уста открыл и молвит, вещает он Гильгамешу:
«Давай, мой друг, припомним, что свершили:
По велению Шамаша нарубили мы кедров,
Деревянную дверь изготовили из кедра –
Из-за двери деревянной беда случилась!»
Энкиду поднял с одра свои очи,
С дверью беседует, как с человеком:
«Деревянная дверь, без толка и смысла,
Никакого в ней разуменья нет!»
Таблица VII
Гильгамеш сделал из самого лучшего кедра из леса Хумбабы себе дверь.
Тому дереву не было равных в мире!
Шесть гаров ты высотою, два гара ты шириною,
Твой засов, петля и задвижка длиною в двенадцать локтей.
Таблица VII
Обычно в домах обычных жителей Урука двери заменяли висящие циновки:
Знал бы я, дверь, что такова будет плата,
Что благо такое ты принесешь мне, -
Взял бы я топор, порубил бы в щепы,
Циновку привязал бы в дверном проеме.
Таблица VII
Город Урук можно четко увидеть и в сцене боя Гильгамеша с Энкиду:
Встретились они на широкой дороге –
Энкиду двери преградил ногою,
Гильгамешу войти он не дал.
Схватились они, как быки сцепились
Косяк сокрушили, стена содрогнулась.
Таблица II
Люди спали и ели на глиняном полу, а вся еда и пищевые припасы – ячменный чурек (хлеб), вяленая рыба, финики, лук, чеснок - лежали на полу в углу дома, в глиняной посуде; там же стоят кувшины с водой и сикерой (видом крепкого пива из ячменя, главным напитком шумерцев). В другом углу стоят орудия труда; в основном они сделаны из меди, но все еще встречаются и каменные. Грубая глиняная посуда самых различных форм и размеров служит и для варки пищи, и для еды. В глиняных корчагах хранят мелкие вещи. Сидят люди обычно на глиняном полу, но хозяин дома и почетные гости – на табуретках из связок тростника. Спят на полу и на кровати, обычно единственной в доме. Интересно, что пища богатых горожан Урука мало чем отличается от пищи бедняка: тот же чурек, та же вяленая рыба. Только в глиняных кувшинах, бывает, кроме сикеры и воды встречается вино. Но вино было привозное и позволить его себе могли лишь самые состоятельные.
Встретить днем в домах людей – было большой редкостью – они трудятся или в садах, или на полях, или в порту.
В городе Уруке был порт. Примерно за триста метров по некоторым археологическим данным от стены.
Он был сделан из дерева, что в очередной раз доказывает богатство города. От порта идет дорога для процессий и гостей, она ведет в центр города к храму. По обеим сторонам дороги – тянутся сады, в которых растут финиковые пальмы. Дорога вливается в центральную площадь Урука, на которой стоит главное здание древнешумерского города – храм. Одна широкая улица вела к дворцу, остальные же улочки были узкими. Дворец и площадь перед дворцом предназначалась для сбора народа на праздники или приказов властителя.
Как услышал Ану эти речи,
Ее уважил, быка он создал,
С Урука с небес погнала его Иштар,
Когда достиг он улиц Урука.
Таблица VI
Огромную роль в обществе этого времени играют жречество и храмы. Считалось, что жрецы обеспечивают благополучие и плодородие общинных полей как с помощью магии, культовых действий, магических обрядов – например, священного брака с богиней плодородия, - так и с помощью рациональных средств – той же организации орошения, от которого зависел сбор урожая, а тем самым и вся жизнь общины.
В центре Урука, обнесенного стенами, имелся огражденный участок, где помещался дом вождя, амбары и храмовая ступенчатая башня – искусственная гора «зиккурат», место обитания главного общинного божества, куда оно спускалось к людям из своего небесного жилища. Храмам принадлежали обширные земли, на которых работала едва ли не половина всего населения, не занятая в устроении оборонительных сооружений.
Там же стояла и жреческая писцовая школа для мальчиков. Некоторых будущих жриц тоже обучали грамоте.
Главы знатных родов заседали в совете старейшин, призванном давать указании правителю.
Старейшины, услышав эти речи,
В далекий поход отпустили мужа.
Таблица III
Создавались шумерами и кумиры богов.
Шамаш говорит Гильгамешу:
«Не трать, о царь, на кумиры злата –
Слово, что сказано, не изменят боги,
Слово, что сказано, не вернут, не отменят,
Жребий, что брошен, не вернут, не отменят».
Таблица VII
Гильгамеш хочет сделать для Энкиду кумир после его смерти:
Гильгамеш по стране созывает кличем.
Ваятелей, медников, кузнецов, камнерезов,
Какого никто не делал другу:
Друга рост и облик в нем будет явлен,
Подножья из камня, власы из лазури,
лицо из алебастра, из золота – тело»
Таблица VIII
Едва занялось сияние утра,
Гильгамеш изготовил из глины фигурку,
Вынес стол большой деревянный,
Сосуд из сердолика наполнил медом,
Сосуд из лазури наполнил медом,
Фигурку украсил и Шамашу вынес.
Таблица VIII
Статуи людей и богов были достаточно натуралистично изображены, для художников древности. Лица статуй украшались ракушками, самоцветами и лазуритом. Очень часто голова статуи делалась из дерева, оббивалась листовым золотом и вставлялась в специальное отверстие между плеч. В основном шедевры скульптуры, а так же вазы и прочие предметы роскоши были изготовлены из алебастра.
«Зиккурат» - место обитания главного общинного божества, туда оно спускается к людям из своего небесного жилища. Храм являлся главным зданием в городе.
Храму принадлежат обширные земли, на которых работает едва ли не половина населения города и его окрестностей. Рядом, при храме, стоят заполненные зерном амбары. В Уруке был построен первый храм, посвященный небесному богу Ан. Впервые постройки храмов стали производится на искусственном фундаменте.
На площади перед храмом всегда находились люди. Здесь можно было встретить и бедных и богатых горожан: первые - босые, перепоясанные шерстяными полотнами в виде юбки с нашитой бахромой, а вторые – в дорогих льняных одеждах и в сандалиях (привязанных к ногам кожаных подошвах).
Кроме жилых домов в Уруке были и мастерские каменьщиков, литейных дел мастеров, гончаров.
Гильгамеш по стране созывает кличем.
Ваятелей, медников, кузнецов, камнерезов.
Стены построек украшались мозаикой: в сырую штукатурку вдавливались расцвеченные кусочки глины или, что встречалось реже, камня. Такая мозаика образовывала различные геметрические узоры. Развитие государственности в Уруке способствовало развитию всех отраслей древней промышленности Двуречья. Налаживались торговые связи, из горных районов в долину стал поступать камень, из которого мастера и художники стали изготовлять различные узоры для украшения зданий, скульптуры, ритуальную посуду и прочее.
Заключение:
Таким образом, к 4000-летию до нашей эры в Южной Месопотамии образовалось городское сообщество древних людей, занимающихся земледелием, с использованием ирригационных каналов для орошения земли, скотоводством, образовавшимся вследствии одомашнивания коз, овец, диких свиней и зубров, строительством храмов и жилых построек, а так же помещений для хранения зерна, шкур, мяса и прочих продуктов. В городе активно развивалось гончарство с применением технологического устройства для облегчения труда - гончарного круга. Примитивная керамическая посуда с незатейливым орнаментом сменяется более тонкостенными изделиями с сложным орнаментом и дополнительными украшениями. Появляются зачатки кузнечного ремесла. Постепенно каменные орудия труда и костяное оружие заменяются медными, а затем и железними аналогами упрощая трудоёмкие процессы. Изделия из металлов используются в архитектуре для украшения храмовых построек. Однотонные стены зданий с помощью разнообразной мозаики превращают унылый месопотамский город в жемчужину пустыни, разукрашенную буйством красок.
Увеличение производительности труда и избыток производимого продукта подталкивает городское общество к активной торговле. Широкие торговые связи и большой объем торговых сделок даёт толчок к возникновению примитивной письменности - пиктографии. Требование производить точный учёт всех товарно - денежных операций приводит к созданию налогового чиновничьего сословия. К концу своего становления город - государство Урук имеет иерархически разделённое общество, сильную прмитивную промышленность, крестьянство, административнй аппарат и жреческое сословие. И все эти признаки, всю эту жизнь можно проследить по «Эпосу о Гильгамешу», которое дает нам очень яркое описание города, которое было бы невозможно даже для многих современных авторов. Соединение рассказа о Гильгамеше и реальных описаний окружающей действительности, города, да еще и так образно говорит об огромном таланте автора эпоса.
Список использованной литературы:
1. В.К. Афанасьева, «Гильгамеш и Энкиду» - М., 1979
2. И.М. Дьяконов, «Эпос о Гильгамеше» - М.-Л., 1961
3. И.М. Дьяконов, «Люди города Ура» - М., 1990
4. «Поэзия и проза Древнего Востока» - М., 1973.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote