Основные правила пейзажной съемки
В этом разделе речь пойдет о самых распространенных композиционных ошибках, которые допускаются при съемке пейзажей, а также о том, как их избежать. Разумеется, это всего лишь рекомендации, а не строгие правила, но если принимать их во внимание, шансы заполучить удачные фотографии значительно повышаются.
![]() 01. ГОРИЗОНТ ПО ЦЕНТРУ На этом снимке горизонт делит кадр напополам. Для построения более эффектной композиции рекомендуется использовать правило золотого сечения, то есть расположить линию горизонта так, чтобы она делила кадр в пропорции треть к двум третям. | ![]() 02. СКУЧНЫЙ ПЕРЕДНИЙ ПЛАН На переднем плане нет ничего интересного, не создается ощущения глубины. Включив в кадр несколько булыжников или дождавшись волны, автор мог бы получить более сильный снимок. | |
![]() 03. ОТСУТСТВУЕТ ГЛАВНЫЙ ОБЪЕКТ Несмотря на то что эта фотография сделана в соответствии со многими приводимыми здесь рекомендациями, главный объект на ней отсутствует, взгляд блуждает по снимку, и остановиться ему негде. Зачастую ключом к успешной композиции пейзажа служит простота. | ![]() 04. ОТСУТСТВИЕ НАПРАВЛЯЮЩИХ ЛИНИЙ Очевидно, что впечатляющая скала в данном случае является главным объектом снимка. Но, к сожалению, черная галька мешает взгляду добраться до нее. Старайтесь, чтобы в композиции присутствовали некие направляющие линии, подсказывающие путь взгляду зрителя. | |
![]() 05. СЛИШКОМ МНОГО НЕБА Когда пустое небо занимает слишком большую часть кадра, это нарушает композицию; данный снимок — наглядное тому подтверждение. Если небо пасмурное или, наоборот, совершенно безоблачное, стройте композицию так, чтобы оно не занимало в кадре лишнего места. Можно даже обойтись без неба вообще, если вы сумеете удачно построить кадр. | ![]() 06. НЕИНТЕРЕСНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ Для съемки пейзажей крайне важно хорошее освещение, которое к тому же играет заметную роль в композиции снимка. В подобном случае солнце помогло бы раскрыть фактуру и цвета прибрежной полосы, сделав снимок более впечатляющим. В пасмурные дни посвятите время поиску интересных мест, куда можно будет вернуться при более выгодном освещении. | |
![]() 07. ОТВЛЕКАЮЩИЕ ОБЪЕКТЫ Зачастую в кадр попадают ненужные объекты, например люди с собаками, лодки, машины и следы самолетов в небе. В данном случае фигура человека сильно отвлекает внимание. Хотя иногда имеет смысл попросить случайного прохожего занять какое-нибудь место в кадре, чтобы показать масштаб композиции. | ![]() 08. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Последний снимок в этой серии демонстрирует оптимальную композицию, которой нам удалось достичь. Камень на переднем плане привлекает внимание, а за счет набежавшей волны удалось скрыть остальную гальку и мусор, валявшийся на побережье, тем самым упростив сюжет. Красочное небо придает снимку настроение, а скала вдалеке ненавязчиво фокусирует на себе внимание. |