Вот уже месяц как арестовали всемирно известного китайского художника и архитектора Ай Вэйвэя. Он был задержан 3 апреля в Пекинском аэропорту вместе с 8 сопровождающими его людьми перед посадкой на борт самолета, который летел в Пекин. Полицейские обыскали мастерскую и дом художника, изъяв все компьютеры и жесткие диски с информацией. Причиной ареста официально объявили экономические преступления, двоеженство и распространение порнографии в интернете.
Китайский Энди Уорхол, как назвала Ай Вэйвэя «TheNewYorkTimes», на протяжении всего своего творческого пути не переставал бороться за свободу слова и демократию, и за это ему приходится дорого платить. В январе китайскими властями была разрушена мастерская художника в Шанхае. Тогда он публично поддержал вручение Нобелевской премии мира за «длительную ненасильственную борьбу за фундаментальные права человека в Китае» китайскому диссиденту, заключенному Лю Сяобо. Официальной причиной сноса мастерской стоимостью 1,1 млн. $ чиновники назвали «неправильное использование земли». Примечательно, что мастерская была построена по просьбе тех же властей. К карательным мерам также относится и то, что Ай Вэйвэя не пустили в Киев на вручение премии Future Generation Art Prize, где он был одним из членов Жюри.
Но как может мешать государству художник, который это государство славит по всему миру? Человек, который в сотрудничестве со швейцарскими архитекторами Жаком Герцогом и Пьером де Мюроном создал дизайн «Птичьего гнезда» — стадиона Олимпийских игр 2008 года в Пекине. Но Ай Вэйвэй отмечает, что не хочет иметь никакого отношения к пропаганде Китая посредством стадиона. «Красота дизайна здесь уже присутствует, все остальное ерунда. Мне не интересно ассоциировать себя с Олимпийскими играми или с государством. Я ненавижу ощущение, будто я содействую пропаганде и поэтому инстинктивно избегаю делать это. Это такое чувство, когда ты, не придерживаясь фактов, пытаешься сделать что-то, чтобы отвлечь людей от истинной дискуссии. Это однозначно плохо для всех. Я очень открыто критикую тенденцию к использованию культуры в целях пропаганды, уничтожения роли искусства и разума. Скорее я буду забыт, чем приду на церемонию открытия Олимпийских игр».
[700x456]
Стадион «Птичье гнездо», построенный специально для Олимпийских игр. Фото: Wordpress
Ай Вэйвэй выставлялся на Венецианской Биеннале (1999), Documenta в Германии (2007), Венецианской Архитектурной Биеннале и
[700x467]
Подготовка к приезду 1001 китайца для проекта Ай Вэйвэя на Documenta 2007.Фото: RegineDebatty
Несмотря на столь богатый послужной список, на родине у Ай Вэйвэя до сих пор не было персональной выставки. Первая крупная ретроспектива художника в Китае должна была пройти в марте этого года в пекинском Центре современного искусства Улленса (UCCA). Но руководство UCCA дало понять, что центр не хотел бы ввязываться в конфликт с властями, сотрудничая с «проблемным» художником.
[700x525]
Инсталляция из 20 стульев династии Квинг. Фото: WORDPRESS
Отец художника, известный китайский поэт-диссидент был арестован, когда Ай Вэйвэю было 10 лет и сослан на запад Китая, где стал чистильщиком туалетов. В последующие 20 лет ему запретили писать стихи. Когда семья Ай Вэйвэя только прибыла в Ксинджанг, им дали комнату. Затем им пришлось жить в подвале. Но жилищные условия и качество еды было не самым худшим. Хуже всего было то, что их обвиняли в преступлении, которое не является преступлением. Трудно себе вообразить те оскорбления, которые пришлось ему испытать. Дети бросали в него камнями, их родители брызгали чернилами ему в лицо. Отец Ай Вэйвэя был врагом народа. Но его стихи даже не были политическими. «Мы были пристыженными, хотя нам не за что было стыдиться».
В 1978 году государство освободило отца Ай ВэйВэя. «Они объявили о том, что они сделали с миллионами: „А, это была ошибка“. Лишь одно предложение. Мой отец сказал: „Для вас это была всего ошибка, одно слово, но для меня это было 20 лет жизни“. Но он много писал после этого. И так продуктивно, будто бы он был снова молод. Прошлые события не оставили на нем отпечатка. Он был очень силен».
Ай поступил в Пекинскую киноакадемию в 1978. Тогда же стал одним из основателей авангардной арт-группы «Звезды» вместе с MaDesheng, WangKeping, HuangRui, LiShuang, ZhongAcheng и QuLeilei. Они заложили основу для будущей свободы художественного выражения в Китае. Начало их выставочной деятельности было неординарным: 27 сентября 1979, после отказа их выставлять Китайской Художественной галереи — оплота официального социалистического искусства Пекина, «Звезды» развесили свою живопись и скульптуры на заборе возле галереи. На следующий день прибыла полиция и объявила о закрытии выставки. 1 октября, в
«Звезды» распались в 1983, но выставки продолжались. Ай Вэйвэй и в дальнейшем участвовал в них. TheStars: TenYears, 1989 (Hanart Gallery, Hong-Hongand Taipei), Beijing in 2007: Origin Point (TodayArtMuseum, Beijing).
С 1981 по 1993 Ай жил в Нью-Йорке. Там он учился в Парсонской школе дизайна и создавал реди-мейды. До приезда в Америку единственным из наиболее близкого к современному искусству для него был каталог постимпрессионистов. Затем художнику перевернули сознание и художественное мышление Джаспер Джонс, Энди Уорхол, Марсель Дюшани многие другие. «Они тотально изменили мое представление об искусстве. Я видел это как стиль жизни, философию. Я понял, что искусство должно быть концептуальным. Художником я решил стать, чтобы вырваться из тоталитарной системы в Китае. Для меня искусство является выходом из этой системы. Искусство и политика — это часть одного целого, они — о понимании нашего окружения. Я не считаю себя художником-диссидентом; я считаю свое государство диссидентским».
В 1993 вернулся в Китай, поскольку его отец заболел. Тогда же помогал основать экспериментальное поселение художников и фотографов «BeijingEastVillage».Название общины произошло от East Village of Manhattan, с которой они чувствовали эстетическую и духовную близость. Всего через год после основания, вслед за арестом Ма Лиуминга за приготовление пищи голым на садовом участке дома, общину закрыла полиция.
Творчество Вэйвэя настолько разнообразное, что очень сложно обо всем рассказать в одной статье. Но я бы отдала предпочтение его реди-мейдам в виде Китайского антиквариата, который он разрушал в то же время, как давал ему новую жизнь, высмеивая человеческую одержимость вещами. В 1995 он создал серию фотографий, где разбивает урну династии Хан. В 2006 — серия из 39 неолитических ваз, раскрашенных в яркие цвета. «Фрагменты» (2006) — странный купол, сделанный из частей разрушенных храмовдинастии Квинг.
[показать]
Ваза эпохи неолита с логотипом Кока-колы, 1997 год. Фото: BBC
В декабре 2008 года Ай Вэйвэй поддержал расследование о пропавших школьниках после землетрясения в Сычуане в 2008 году, начатое другим китайским художником. Волонтеры помогали Ай Вэйвэю узнавать имена и количество погибших школьников. В первые секунды землетрясения школы разрушились моментально из-за дешевизны их постройки, связанной с воровством средств на материалы, в то время как стоявшие рядом здания оставались целыми. В мае 2009 Ай Вэйвэй опубликовал в своем блоге всю информацию о 5300 школьниках, включая имена, даты рождений и адреса. Публикация получила мировую огласку. Из-за этого полиция закрыла блог художника и поставила цензуру в поисковых системах на имя Ай Вэйвэя и на список жертв Сычуаньского землетрясения.
[700x469]
Ай Вэйвэй на фоне списков жертв детей землетрясения в Сычуане, размещенных на стене офиса его архитектурного FakeDesign в Пекине. Фото: из архива художника
Когда Ай расследовал гибель детей, он делал фотографии с места происшествия, и на многих были кучки детских портфелей, валяющихся на улицах. По завершении выставки в Мюнхене он сделал инсталляцию на фасаде здания галереи, покрыв ее шестью тысячами школьных ранцев, из которых состояла надпись, цитирующая слова матери девочки, ставшей жертвой землетрясения: «Она жила на этой планете счастливо на протяжении 7 лет».
[700x300]
Инсталляция на здании Дома искусств в Мюнхене «Воспоминание».Фото: Jens Weber
Контакт с людьми в интернете для Ай Вэйвэя является столь же важным, как занятие искусством и архитектурой. В Twitter его читает около 48 000 человек. «Впервые за тысячи лет китайский народ может проявить свою волю к свободе и высказаться. Twitter стал частью моей жизни также как и искусство. Они неразлучны». День годовщины Китайской коммунистической партии 1 июля 2009, последователи Ай Вэйвэя, которых было более 6 миллионов, назвали «Днем панихиды по китайскому интернету». В этот день они отключились от интернета на 24 часа в протест обязательного внедрения в новые компьютеры системы управления их содержанием (GreenDam), который контролирует наличие в жестких дисках порнографии и политический высказываний. Результатом их действий стало неожиданная отсрочка внедрения этой системы.
Последняя выставка Ай Вэйвэя представляла собой зал галереи Турбин Холл ЦСИ Тэйт Модерн в Лондоне, наполненный 100 миллионами фарфоровых семечек, изготовленных и расписанных вручную полутора тысячами китайцев. Семечки для Ай Вэйвэя носят глубокий смысл связи со своей родиной. Во времена культурной революции китайская пропаганда изображала Мао Цзедуна солнцем, к которому, как головки подсолнуха к солнцу, повернулись миллионы китайцев. Проект был задуман с целью заинтересовать феноменом «Сделано в Китае» геополитическими изменениями в экономике и культуре. В феврале 2011 на лондонском аукционе Сотбис было продано 100 килограмм фарфоровых семечек за 559,394$.
[450x600]
Выставка в галерее ТейтМодерн в Лондоне: 100 млн фарфоровых семечек, расписанных вручную. Фото: BBC
Центр Гуггенхайма и Международный совет музеев создали петицию «1001 табуретка для Ай Вэйвэя», как в его акции 2007 года «Fairytale», с требованием освободить художника. Петицию подписало более 90 тысяч человек. 17 апреля 2011 в 13:00 в Европе и США прошли акции у посольств Китая, где люди принесли табуретки «чтобы, сидя мирно поддержать требование освобождения из-под ареста Ай Вэйвэя». В Киеве такой протест устроила общественная организация «BigIdea», собрав около 8 человек — как известно, любимейшее число в Китае, символ совершенства, полноты в природе и в государстве.
[450x600]
Во многих городах Германии можно увидеть просьбы, чтобы люди обращались в посольство Китая с требованием освободить Ай Вэйвэя. Фото: Kulturpavilion
Кроме ареста Ай Вэйвэя в Китае в течении долгих лет, а особенно в 2011 году было совершено множество репрессий по отношению к юристам, адвокатам, писателям и правозащитникам. В феврале 2011 года в городах Китая прошло ряд протестов, которые впоследствии получили название Жасминовой революции. Многих людей арестовали. Ай Вэйвэй считает, что правительство боится таких событий, как это.
Все еще неизвестно, где находится художник. Его семье за время исчезновения полиция не сообщила об аресте. Адвокат и водитель Ай Вэйвэя тоже были под следствием, но уже вернулись.