• Авторизация


Азарова Людмила Павловна (1919 - 2010) 02-10-2012 21:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!



Л.П.Азарова родилась в 1919 г. в Боровске Калужской области. В 1954 г. окончила отделение скульптуры Московского высшего художественно-промышленного училища (б. Строгановское).
С 1954 г. художник гжельской артели «Художественная керамика».
С 1960 г.по 1972 г. – главный художник завода «Художественная керамика».
С 1972 г. – художник объединения «Гжель».
В 1978 г. на Международной ярмарке в г. Загребе (Югославия) изделия Л.П.Азаровой получили золотую медаль.
Л.П.Азарова — Участник Великой Отечественной войны, Ветеран труда, Член Союза художников.
В 1970 г. присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР».
В 1978 г. присвоена Государственная премия РСФСР им. Репина.
В 1981 г. присвоено почетное звание «Народный художник РСФСР».
В 1991 г. присвоено почетное звание «Народный художник СССР».

В 1954 г. в артель «Художественная керамика» пришла молодая художница Л.П.Азарова. На нового специалиста возлагались большие надежды. Одними из первых работ для Гжели были скульптуры «Царевна-лягушка», «Иван-царевич», «Телятница», «Девочка с курами» и другие, в которых преобладали в основном иллюстративность и повествовательность.

В 1950-х годах Азарова создала серию сосудов-скульптур: сосуд-баран, сосуд-козлик, сосуд-верблюд и ряд других. Наиболее органичными оказались сосуды в виде женских фигур, идущие от русской глиняной игрушки. Первые серьезные успехи автора наметились в посудных формах – кувшине «Гжельский», кружке-шутихе, кваснике-сувенире «Петух», где художник смело и свежо использует традиции народного искусства. Жанровый стиль в творчестве Л.П.Азаровой сыграл заметную роль в развитии искусства советской Гжели. Фигурки «Близнецы», «Читает книгу», «Ставит самовар» и многие другие доставляют эстетическое наслаждение от детального рассмотрения их.
В 1960-е годы упорно и плодотворно Л.П.Азарова продолжала работать над созданием скульптуры и посудных форм. Работать в традиционном промысле одинаково легко и трудно. Легко потому, что художник имеет возможность постоянно обогащать свои творческие замыслы, основываясь на глубоком изучении, переосмыслении народных традиций, приемов и методов старых мастеров. Трудно потому, что круг привычных представлений отчасти сужает творческий потенциал художника.

В 1960–1972 годы Л.Азарова создала большое количество произведений. Ее интересы разнообразны. Она с одинаковым мастерством делает «производственные вещи», предназначенные для массового выпуска, и выставочные произведения, демонстрируя широкие творческие возможности. Серия мелких скульптурок: «Лошадь с жеребенком», «Свинья с поросятами», «Ежи» и т.д. заменили пошлые натуралистические кукольные головки, широко выпускавшиеся тогда. Монументальное произведение «Свинарка», выразившее идею труда и мира на земле, с успехом демонстрировалось на многих выставках.

Уникальные изделия Л.П.Азаровой определяли «лицо» Гжели, являлись главным стимулом в творческой деятельности мастеров промысла.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Art_Dealer 19-01-2011-21:28 удалить
Гжелью исстари называлась местность в шестидесяти километрах от Москвы, богатая залежами разнообразных качественных глин, из которых народные умельцы лепили то, что нужно было в быту и мило душе. Первые летописные сведения о народных художественных промыслах Гжели относятся к 14 веку. Излюбленными мотивами орнамента древних мастеров подглазурной росписи были цветы, травы, птицы. Гончарные изделия расписывались кобальтом или другими сочными открытыми красками. Читать дальше... Временем расцвета творчества мастеров Гжели была вторая половина 18 века. Здесь стали делать нарядные майоликовые кумганы, кувшини, квасники, блюда с характерной для этого вида керамики росписью по светлой глазури в три-четыре цвета, с преобладанием зелёного, жёлтого, лилово-коричневого. Роспись этой поры отличается артистизмом свободного владения кистью, красотой композиции, занимательностью сюжета. Выразительность достигалась не только за счёт декоративности цвета и мотива узоров, но и за счёт разнообразной скульптурной формы., беспрецедентного творческого ансабля, взаимопонимания скульптора и живописца. Сначала 19 века гжеьская майолка вытесняется полуфаянсом и фаяносом, а позднее фарфором. Полихромная роспись заменяется монохромной подглазурной росписью кобаьтом. Сине-белые изделия гжельских мастеров отличались мягкой пластичностью форм, нарядной декоративностью. Лёгкий благородный фарфор, расписанный только кобальтом, под влиянием высокой темпиратуры становится сказачно красивым. Синяя краска лучше других соединялась с глазурью при обжоге и излучачла сияние, не подвластное действию времени. Тяжёлый экономический кризис, постигший гжель в конце 19 века, сказался и на развитии её народного художественного промысла. Традиции старых масеров были утрачены. Возродить старинное искусство Гжели стало одной из основных задач мастеров советского декоративно-прикладного искусства. В основу практической и творческой деяткльности по возраждению искусства Гжели легли труды известного искусствоведа А. Б. Салтыкова. Совместно с художниками и гжельскими мастерами восстанавливались забытое мастерство, техника кобальтовой росписи, создавались новые формы. Возраждению искусства, новизнв которого сохраняла бы местные традиции, посвятила свою жизнь и Л. П. Азарова - ведущий художник произврдственного объединения "Гжель". Дарование Л. П. Азаровой - скульптора и мастера по росписи декоративных изделий - в неиссекаемой творческой энергии, богатой фантазии, трудолюбии. С большой любовью изучает она традиции Гжели, русское прикладное искусство, возраждает традиции фарфорового и фаянсового русского искусства, внося новую образность, свое новое понимание материала, формы и живописи. Для произведений Л. П. Азаровой характерны обобщённая пластика, сочетание утилитарной функции с художественной (квасник "Чаепитие", часы "Утро", масленка "Рыба-кит"). Традиции гжельских одноцветных плоскостных росписей переосмысливаются с хкдожником и находят вырвжение в рождении лаконических декоративных форм, в создании богатой пластикой мелкой скульптуры ("Петух", "Кошки"). Продолжая древние традиции мастеров, Л. П. Азарова широко использует в своих работах русский фальклор (скульптурные композиции "Доярка", "Гитаристка" и "Балалаечник", "Вечер", "На скамье", "Свинарка", "Застолье"). Большой интерес представляет панно, создание художником для интерьера Дворца спорта в г. Тольяти. Многофигурные композиции с текстами русских пословиц и поговорок, изображением рыбаков, охотников, балалаечников вплетаются в орнаментальное ожерелье из зооморфных, растительных мотивов и знаков Задиака. Для творчества Л. П. Азаровой характерны новаторство, проникновение в современную моду, вырвжение и даже предвосхищение высоких эстетических требований. Проблемы мира, глубоко волнующие Л. П. Азарову, участника Великой Отечественной войны с первых её дней и до дня Победы, воплощаются в богатые по замыслу скульптурные композиции ("Пусть всегда будет солнце", "Азбука" и другие). Творчество Л. П. Азаровой, завоевавшее всенародное признание и любовь, во многом определяет направление развития советского декоративно-прикладного искусства. Т. А. Пострелва


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Азарова Людмила Павловна (1919 - 2010) | Art_Dealer - Комиссионный магазин" Сочи- коллекционер" | Лента друзей Art_Dealer / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»