Колизей является символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В XXI веке Колизей оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света, и по результатам голосования, которые были оглашены 7 июля 2007 года, был признан одним из 7 Новых чудес света.
Строительство самого большого античного амфитеатра началось по распоряжению императора Веспасиана в 72 году н. э. Первоначально Колизей назывался Амфитеатром Флавиев. Название Колизей, в переводе на русский означающее «колоссальный», утвердилось за ним впоследствии, начиная с VIII века, и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя.
Римский Колизей, вмещавший более 80 тысяч зрителей, имел высоту 48,5 м; его стены в плане образовывали эллипс с длиной дуги 524 м. Попасть внутрь Колизея можно было через одну из 80 арок.
Зрители входили в амфитеатр из-под арок нижнего этажа и поднимались к своим местам по лестницам, которых было 76.
На колоннах верхнего яруса крепился гигантский балдахин, защищавший зрителей от палящего солнца. Там, наверху дырочки видны, а на выступах тент закреплялся.
Амфитеатр Флавиев построен из крупных кусков травертинского камня, которые некогда были соединены между собой железными связями; для внутренних частей употреблены в дело также местный туф и кирпич. Дыры, видимые ныне в различных местах стен, суть гнезда упомянутых связей, исчезнувших в Средние века — эпоху, в которую железо очень ценилось и повсюду разыскивалось.
Места в Колизее распределялись в сооветствии с социальным статусом зрителей. Нижние предназначались для представителей высших слоев общества – государственных чиновников, жрецов, весталок. На верхних ярусах сидели простолюдины.
Императорская ложа Колизея – подиум с просторной террасой – находилась у самой арены. Ближайшие к ней ряды отводились для богатых патрициев и почетных гостей. Амфитеатр был разделен на сектора, каждый из которых имел порядковый номер. Широкие коридоры, ведущие к трибунам, позволяли огромным толпам зрителей спокойно войти внутрь и в течение 20 минут расположиться на своих местах.
Под покрытым слоем песка деревянным полом арены начинались многочисленные подземные ходы. Во время представлений по этим ходам при помощи специальных механизмов поднимали декорации, зверей, гладиаторов и их вооружение. Публику отделяла от арены металлическая решетка.
Сценарий представлений в Колизее веками оставался неизменен: сначала выступали дрессированные звери, потом на арену выпускали диких, которых натравливали друг на друга или на вооруженных людей. Любовь римлян к таким зрелищам приводила к массовому истреблению животных. Но намного более жестокими были бои сражавшихся не на жизнь, а на смерть гладиаторов. Их набирали из рабов, осужденных преступников или военнопленных.
Основным оружием гладиаторов был короткий обоюдоострый меч – гладиус. Когда смертельно раненные бойцы падали, на арену выходил мужчина в костюме Харона (персонаж греческой мифологии – перевозчик мертвых в загробный мир). Тело выносили, кровавое пятно присыпали песком, а место погибшего гладиатора занимал следующий. Тот, кто был тяжело ранен, мог лечь на пол и просить зрителей о пощаде.
Если толпа считала, что он сражался доблестно, то скандировала «Mitte!» («Освободи его!»). Но если бойцу не удавалось снискать симпатии публики, следовало неумолимое «Ingula!» («Убей его!»). В Колизее всемогущий цезарь не противоречил желаниям подданных: по требованию «Mitte!» он поднимал большой палец вверх, даруя гладиатору жизнь, а иногда и свободу, тогда как после выкриков ingula!» опускал палец вниз, приговаривая бойца к смерти.
Кровавые бои гладиаторов были запрещены только в 404 году н. э., а поединки с дикими зверями – спустя еще сто с лишним лет.
В Колизее во II-III веках погибли тысячи христиан, их выводили на арену (как правило, без оружия) и натравливали на них хищных зверей. Лишь изданный в 313 году Миланский эдикт императора Константина Великого отменил преследования христиан, а вместе с ним – и эти варварские публичные казни.
В одном из средневековых гимнов поется: «Сколько будет стоять Колизей, столько простоит и Рим. Если Колизей падет – Рим падет вместе с ним. Если погибнет Рим, исчезнет и весь мир».
Триумфальная арка Константина — трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года.Это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.
Как во всех туристических местах, рядом с Колизеем продают сувениры и ходят "римские воины", которые за 5 евро позволяют сфотографировать себя.
Я сфоткала бесплатно:))
Пиния. Как они мне нравятся!