Это цитата сообщения
Наталья_Бахадори Оригинальное сообщениеИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРА АФГАНИСТАНА ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА
Ислам, исламское государство, исламская культура – к сожалению, эти слова и словосочетания у большинства людей вызывают не самые привлекательные и мирные ассоциации, чему весьма способствуют средства массовой информации. В документальных и художественных фильмах, в новостях и в репортажах с мест событий мир ислама подается как нечто агрессивное, фанатичное и неспособное к сосуществованию с другими культурами. «Исламская культура в действии». Что представляют себе, слышащие это выражение, люди? Диктатора Садама с его ядерной бомбой-невидимкой? Рыдающих в гаремах арабских шейхов русских красавиц? Террористов и террористок? К сожалению, это именно так. Обыватель не виноват – ему так показывают и рассказывают. А я расскажу по-другому, я прожила год в Афганистане и видела все своими глазами.
Говоря об Афганистане, люди опять- таки говорят про талибов, про войны и наркотики. Что еще мы знаем о нем? Мои познания об этой стране раньше мало чем отличались от знаний среднестатистического жителя РФ. Афганистан я представляла пустыней, по которой на джипах разъезжают бородатые фанатики с калашами наперевес. Я никогда не углублялась в то, что «Талейбан» это даже не афганское движение, что оно сформировалось и пришло в Афганистан из Пакистана, что не так уж и много поддержки имеет у местного населения. Давайте поговорим сейчас, как живет Исламская Республика Афганистан и как ислам влияет на жизнь ее жителей.
Не вызывает сомнений то, что ислам формирует в Афганистане все: образ жизни, мысли, личности. Хотя, конечно, как в любой стране, есть традиции, идущие из глубин времен и с исламом никак не связанные, более того, даже идущие с ним вразрез. Но в основном исламская культура в Афганистане действует.
На протяжении многих лет афганцам пытаются навязать новые, неисламские идеологии. Сначала коммунизм, теперь демократию «по-американски». Идет активная, продуманная пропаганда нового образа жизни. И что же? Да, в некоторых кругах сейчас модно называть себя демократом и не модно соблюдать постановления ислама. Но эти круги весьма немногочисленны. В основном американский вариант демократии хорошо приживается у тех, кто раньше считал себя коммунистом. Эти люди уже тогда поверили, что «религия опиум для народа». Мне было забавно слышать от одного бывшего коммуниста – нынешнего афганского демократа эту фразу. Он сидел и рассказывал мне, что религия - это способ управлять людьми. Я сказала ему, что это мы уже проходили. В школе. Также новому образу жизни следуют те афганцы, которые во время войны пожили за пределами родины, а потом вернулись обратно. Но таких мало. Кому понравилось «там» обратно не возвращаются. А те, которые возвращаются, обычно приезжают сохранившими и нетронутыми свою культуру и религию. Почему? Почему же они не хотят жить по-новому? Если спросить афганцев, они ответят вам: «А зачем?». Чего такого нет в исламе, что может дать новая культура и идеология? Демократии? Так ислам - это самая демократичная религия в мире. Это на самом деле так. Законом ислама, шариатом, за каждым последователем ислама закреплены их права, обязанности и свободы. Зачем мусульманам нужна демократия «по-американски», когда они давно уже живут в демократии «по-исламски». Итак, давайте рассмотрим, как выглядит жизнь в исламском государстве и какие плоды дает исламская культура в действии.
Сначала немного о самом Афганистане. Это не пустыня. Это невероятно красивая страна. Там много гор. Там каждый участок земли возделан и ухожен. Причем лично я не видела там маковых полей ни разу, может, я правда, не так далеко заезжала в своих путешествиях? Но я видела, что там выращивают плодовые деревья, виноград, овес и то, что может помочь прокормиться людям и животным. Где бы вы ни ехали, вы видите – это не бесхозная земля, у нее есть любящие ее, и благодарные ей жители. Есть большое количество кем-то посаженных и ухоженных садов, где вы можете спокойно гулять и лакомиться фруктами, и даже набрать пакетик их домой. Если вы проезжаете мимо виноградной плантации и вам захотелось полакомиться виноградом, никто не будет возражать, если вы наберете его для себя. Нельзя только приехать и загрузиться для продажи. Ведь есть же хозяин, который вырастил это чтобы самому получить прибыль от своих трудов. Да, если честно, никому и в голову не придет собирать на продажу урожай с чужого поля. В кишлаках и поселках на улицах чистота и порядок, бумажки брошенной не найдешь. А Кабул, к сожалению, грязный, так как много приезжающих, а убирать за ними некому, и денег нет, чтобы инфраструктуру налаживать. Да и не очень-то верят жители, что долго в мире проживут. А ведь так хочется. Говорят афганцы воинственные люди, с «калашом» рождаются это неправда. Афганцы бесконечно устали от войн. Более того, сами они войны не начинают, они всегда обороняются, но даже не всегда понимают от кого в данный момент. Просто им не повезло, что географическое положение их страны делает ее важной стратегической точкой, когда начинается передел мирового влияния. Им все равно кто будет влиять на этот мир – дали бы жить спокойно. По идее, они должны были бы не любить русских. Вот мы же их, памятуя о наших погибших сынах, не очень любим, афганцы же давно уже простили «шурави». Они сейчас не любят американцев. Принято их не любить, и есть за что. Но, скорее всего афганцы очень быстро забудут обиды – если только их перестанут обижать. У них была жуткая война со своими же гражданами азиатской наружности «хазарами» (по афгански они звучат так). Муж рассказывал, как жестоко вырезали они афганское население, заручившись поддержкой пакистанцев. Страшная была война. А теперь они продолжают жить вместе, на одной территории, в одних и тех же городах и никакой вражды. И те и другие мусульмане и относятся друг к другу как к единоверцам. Хотя те преимущественно шииты. Не воинственны афганцы. Но их очень сильно пытаются заставить такими быть. Они на самом деле прогибаются под любой строй, только бы дали жить мирно. Есть только одно место, где они не прогнутся. Ислам. Не надо мешать им жить по исламу. Они его любят.
Каждое утро в каждом доме можно слышать доносящийся из мечети призыв на молитву. Когда-то так было и на Руси, колокольный звон будил людей на заутреннюю. И люди шли. И никто не звал их фанатиками. Ведь это правда, так важно начать день с молитвы. И афганцы идут. Не все конечно. Но много, много людей идет на молитву в мечеть. Те же, кто не идут в мечеть, читают молитву дома. Есть, конечно, и те, кто не читают. Но вообще то должны были бы читать.… Потом в каждом доме начинают пробуждаться и собираться на работу. Молодые мужчины в каждом доме работают. Пожилые, если только вдруг сами того пожелали, и не ради хлеба насущного. Хорошие сыновья своего отца работать не пустят. Я знаю одну семью, где сыновья даже ключи от машины у папы прячут, потому что тот вместо того, что бы в гости на ней ездить – как такси подрабатывает. Они ему говорят «не позорь нас, чего тебе не хватает, все купим, только не позорь». Афганцу не стыдно жить на то, что его дети зарабатывают. Наоборот стыдно, если дети выросли, а папа вынужден продолжать «пахать». Работают они с утра и до вечера. Каждый день. Выходной день один – воскресенье. В этот день большинство мужского населения обязательно посещает мечеть, чтобы услышать воскресную проповедь и помолиться вместе. Фанатизм? Да нет. На Руси когда-то семьями по воскресеньям ходили в церковь – разве не хорошо это было? В выходной день вспомнить о том, как ты жил всю неделю, и подумать, как тебе стоит прожить следующую. Поразмышлять о том, зачем ты вообще на земле живешь. Плохо – да нет, замечательно. Вечером в субботу раздают бедным соседям тарелочки с блюдом «олва» и хлебом. Это как милостыня. Также по воскресениям (это наша пятница) ходят в гости и принимают гостей. Афганцы феноменально гостеприимны и выходной для них - это тот день, когда ты поддерживаешь отношения с родственниками. Вы, мои читатели, часто посещаете своих родственников? А сколько их у вас? Десять? Пятнадцать? У афганцев только ближайшей родни в количестве около сотни всегда, а уж дальней.… И со всеми стараются поддержать отношения. Каждая семья время от времени делает большой сбор, приглашает родню в гости, человек сто приходит. Такое действие называется «хатм» и обязательной частью его является то, что пока женщины готовят еду, мужчины читают Коран, а потом имам делает короткую проповедь. В принципе ,в каждое воскресенье есть к кому из родни пойти на «хатм». Откуда столько родни? Так семьи-то у всех многодетные. Раньше была норма десять детей, нынче шесть. Вот у главы нашей семьи двенадцать братьев и сестер. У жены его столько же, все эти братья-сестры женатые и замужние, у них дети семейные. Это только самые близкие родственники. А дяди, тети со своими потомствами? У меня одних племянников и племянниц в Кабуле было в том году двадцать пять, а в этом я еще не считала….
Многодетность. В наших реалиях многодетность воспринимается скорее негативно. А в Афганистане это причина гордости любой семьи. Почему? Ну, во-первых, детей там любят. Никто не считает их обузой. Там вообще естественно относятся к тому, что человек рождается на землю, чтобы работать и растить детей. А не для того, чтобы «пожить для себя», потом поскорее «дать ребенку все самое лучшее», и опять «пожить для себя». Такая идеология не приживается у афганцев. Особенно в пункте «все лучшее – детям» у них все лучшее – старикам. А детям только то, что необходимо. Много детей это залог обеспеченного будущего семьи. На Руси опять-таки раньше тоже так было, чем больше у родителей детей – тем быстрее отец сможет отойти от дел, переложив заботы о хлебе насущном на плечи сыновей. В псалмах Давида сказано:
«Только дети – праведным награда
Что стрела у сильного в руке
То для мужа – праведные чада
Лишь колчан наполнивший блажен
И отец своими сыновьями горд…»
Раньше и мы знали – дети благословение от Бога и не отвергали Его дары, не пытались сами решить, сколько их надо. Ислам разрешает планировать количество детей и время для их рождения. Если муж и жена решают, что не хотят больше детей – они не совершают греха. Афганцы сами хотят иметь много детей. Моему мужу тридцать лет и у него пока еще только один сын. Родственники жалеют его, как же, лет до пятидесяти бедный будет работать, пока сын сможет начать ему помогать. Да и то – один сын. И жену жалеют, ведь чем меньше у нее детей, тем дольше некому будет ей по дому помогать.…Это по исламу. Сыновья принадлежат своим родителям, пока те живы. Дочери ,пока замуж не выйдут. Афганским детям и в голову не придет отстаивать свою свободу, стремиться вылететь из родного гнезда и пр. Нужна ли афганцам демократия, в которой никто никому ничего не должен? В Исламской республике Афганистан, как и вообще на мусульманском Востоке, нет ни детских домов, ни домов престарелых. Потому что нет тех, кому они были бы нужны. Не бросают мусульмане стариков и детей. Так же, как не убивают своих детей еще в утробе. Нет там стремительно растущей статистики абортов. И нет демографического кризиса. И все это несмотря на катастрофически низкий уровень экономической стабильности и постоянные войны. Моему мужу тридцать лет – он видел три войны на территории своей родины. Три! А брошенных детей, забытых стариков – нет. Я говорила с одной немыслимо бедной женщиной, которая год назад родила двойню, при этом у нее уже было шесть детей. Кстати, эту двойню она до сих пор кормит грудью . Так вот я спросила ее, не расстроена ли она тем, что родила двойню – ведь это очень сложно для нее сейчас. Вы не поверите – она не поняла вопроса. Не понятно ей, как можно быть расстроенной тем, что Аллах послал ей двух сыновей. Вот бездетным быть тяжело. Вот это – катастрофа. Ни одного ребенка, и взять негде, хотя бы на воспитание… Не отдают, не принято, даже если детей десять. Иногда удается уговорить, кого-нибудь из родственников отдать хотя бы девочку – это счастье, если вдруг повезло и родственники согласились. Уважение к старшим… я пока там не пожила, не понимала, почему, если мы с мужем приезжаем в гости к моим родителям - он не дает им ничего делать. Сам еду приготовит, сам посуду помоет, а я сижу – русская. А пожив там поняла. Там не может быть такого, чтобы старшие что-то делали, а молодые принимали от них. И слово главное там всегда за главой семьи. Ведь это его семья, его дети. Только за власть свою отцы там сами долго не держатся. С радостью перекладывают решение основных вопросов на старшего сына, когда тот уже готов к этому. А сами подают голос, только когда видят – без них не обойдутся. Сыновья живут с родителями, пока те живы. Наследство не делят, все в один дом и в один кошелек складывают. Разделяются уже после смерти родителей и после того как младшего сына выучат, на работу пристроят и женят. Иначе не принято. Это не прямое требование ислама, но вытекает из его культуры .
Что еще? Ну, хотя бы то, что за год я не видела ни одного пьяного человека. Представляете - ни одного. Если это следствие фанатизма – я «за» такой фанатизм. Кстати, есть пьющие афганцы, мало, но они есть. Только вот на улицу они выходить в таком виде боятся. Не потому что могут ограбить, воспользовавшись их нетрезвой слабостью, а потому что могут отколотить разгневанные соотечественники за то, что выпил. Эх, у нас бы так! Девушки афганские замуж выходят чистыми. Очень несовременно да? Но и по библии половые отношения вне брака – грех смертный. Просто афганок волнует то, что это Грех. А демократок – нет. Движение феминисток уже давно борется за права афганских женщин, требуя дать им демократические свободы. Интересно они спросили у самих «угнетаемых», нужно ли им, чтобы феминистки победили в этой борьбе. Эта самая свобода - «страшный сон афганки». Выходя замуж, она получает непьющего, не изменяющего, работящего супруга, вся жизнь которого строится вокруг благополучия его семьи. По окончании рабочего дня в Кабуле вы можете наблюдать потоки мужчин текущие домой. Они идут пешком, катятся на велосипедах, рулят своими автомобилями или повозками, но все в одном направлении – домой. У всех в руках или в багажниках сумки с покупками для дома. И каждый из них стремится поскорее занять свое место у домашнего очага. Над афганкой не висит дамокловым мечом страх развода. В Афганистане практически никогда не разводятся. И не из-за того, что есть запрет на разводы – нет, исламом развод разрешен, хотя и не одобряем. Просто последователи ислама высоко ценят семью и живут ее ценностями. Мусульманам не скучно проводить вечера в окружении детей с женой и родителями. Напротив, это то о чем они мечтают, для них это счастье. Нужно ли освобождать их от подобных мечтаний? Взамен давая «свободную любовь», женские романы в потрепанных переплетах и «сто советов, как пережить измену». Нет, наверное, никому не нужна «такая свобода». Но почему-то именно так происходит там, куда приходит свобода демократии. Я думаю, что наилучшее, чем можно помочь Афганистану, это оставить его в покое. Он ни для кого не представляет угрозы. Его культура не враждебна. Мне бы хотелось, чтобы вместо борьбы за свободу афганских женщин, демократия подарила этой стране наивысшее достижение – свободу жить, так как они хотят.
Исламская культура в действии – это не страшно, это нравственное, здоровое общество крепко держащееся за свои устои. Это общество свободно от проблем алкоголизма, наркомании, разводов, внебрачных половых отношений, демографического кризиса, абортов и пр.