• Авторизация


«Об участии верных в Евхаристии» 04-02-2015 16:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Начало здесь.

29 января в коридорах Храма Христа Спасителя (точнее его нижнего Преображенского храма) случайно встретил профессора Осипова. Эта развиртуализация разъяснилась вечером того же дня: он — член Межсоборного присутствия, которое в тот день в соседнем подъезде обсуждало документ, указанный в заголовке этой записи. Среди членов Межсоборного присутствия — трое моих знакомых мирян: Лосева, Худиев, Катасонов, но в основном там —  поповка.

Именно в тот день меня не допустили к причастию в Преображенском храме за то, что я не вычитал три канона, о существовании которых не задумывался.

Сам чин литургии совершается для того, чтобы причастились все, кто принимает участие в этом богослужении. В литургии могут быть только участники, и не может быть зрителей. Поэтому если меня не допускают к причастию, то я сразу беру курточку и закрываю дверь храма с той стороны. А 31 декабря и 29 января я не был допущен к Чаше (по причине того, что не вычитал все положенные по мнению священника молитвословия), но не мог сразу уйти, так как ожидал освящения домашних вышитых икон на водосвятских молебнах. В те дни испытавшему худшее, мне стало ревностно интересно, что за правила будут в 2015 году.

И вот документ опубликован. Полный текст в вордовском формате — по  ссылке. Я же опубликую выжимки.

Если же даже более кратко, чем выжимки, то: однодневный пост перед причастием, если соблюдаешь среду и пятницу и причащаешься не реже, чем раз в месяц; вообще без поста, если причащаешься несколько раз в месяц; причастие без поста на Светлую и между Рождеством и Богоявлением. Ах да, оставили и три канона. (То, что сама литургия является достаточной молитвенной подготовкой ко Причащению, как-то вообще не подразумевается что ли?)
Однако главное нововведение: можно не соблюдать почти ничего из указанного по согласованию с духовником. А поскольку у меня духовника не было, нет и он вряд ли появится, то значит, свобода, мне, свобода! Кроме свободы от лени, конечно.

«Ленивый — сам себе помеха» гласит римская поговорка, цитируемая Сенекой.
Но да ладно, начинаю прямо с ключевого абзаца документа.

II.

Требования подготовки ко святому причащению определяются для каждого верующего церковными постановлениями и нормами, которые применяются духовником с учетом регулярности приобщения Святых Тайн, духовного, нравственного и телесного состояния, внешних обстоятельств жизни, например, таких как занятость, обремененность попечениями о ближних.
Духовным отцом (духовником) человека является священнослужитель, у которого он постоянно исповедуется, который знаком с обстоятельствами его жизни и духовным состоянием. При этом верующие могут исповедоваться у иных священников в случае невозможности исповедоваться у своего духовника. Если нет духовника, то верующему следует обращаться с вопросами, касающимися причащения, к священникам того храма, где он желает причаститься.
Памятуя о словах Спасителя, обличающего тех, кто возлагает на людей бремена тяжелые и неудобоносимые (Мф. 23, 4), духовникам следует осознавать, что неоправданная строгость способна воспрепятствовать соединению человека со Христом Спасителем, принести ему духовный вред.

1.

Продолжительность и мера поста перед святым причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни. В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, при беременности и кормлении пост может быть сокращен, облегчен или отменен. Это же касается и христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения).

 Приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения.


Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития.

2.

От приготовительного поста следует отличать евхаристический пост в строгом смысле слова — полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения. Этот пост канонически обязателен (41-е [50-е] правило Карфагенского Собора). При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам.


Каноническое право предписывает воздерживаться в период подготовки ко святому причащению от супружеского общения. 5 правило Тимофея Александрийского говорит о воздержании накануне причастия.
Христиан, подверженных вредной привычке табакокурения, Церковь призывает отказаться от нее. Тем, кто не имеет пока для этого сил, надлежит воздерживаться от курения с полуночи, а по возможности — и с вечера в канун причащения.

Поскольку Литургия Преждеосвященных Даров согласно Уставу соединена с вечерней, совершение ее в вечернее время является уставной нормой...  воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость.


На не менее чем шестичасовую норму воздержания следует ориентироваться при подготовке к причащению за Божественной литургией, совершаемой ночью (к примеру, в праздники Святой Пасхи и Рождества Христова).

3.
Неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю. Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко святому причащению. Личное молитвенное правило должно совершаться вне богослужений, которые всегда предполагают соборную молитву. Особенное пастырское внимание требуется в отношении людей, духовный путь которых в Церкви лишь начинается и которые еще не привыкли к длительным молитвенным правилам, а также детей и больных. Следованная Псалтирь предполагает возможность замены канонов и акафистов Иисусовой молитвой и поклонами. В духе этого указания по благословению духовника упомянутое правило может быть заменено иными молитвословиями.

Поскольку литургия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих ее службах — в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) — является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых.
Духовник или исповедующий священник в случае, когда человек отсутствовал на вечерней службе накануне причащения или совершил молитвенное правило не в полном объеме, должен побуждать его к тщательной подготовке ко причащению, но одновременно принимать во внимание обстоятельства его жизни и возможное наличие уважительных причин.

Приготовляя себя к принятию Святых Христовых Тайн за Божественной литургией чада Церкви должны собираться в храме к началу богослужения. Пренебрежением к Таинству Тела и Крови Христовых является опоздание на Божественную литургию, особенно когда верующие прибывают в храм после чтения апостола и Евангелия. В случае такого опоздания исповедающий или причащающий священник может принять решение не допустить человека к Святой Чаше. Исключение должно быть сделано для кормящих матерей, детей в младенческом возрасте и сопровождающих их взрослых.
По окончании Божественной литургии христианин должен выслушать в храме или прочесть благодарственные молитвы по святом причащении.


Учитывая неразрывную связь причащения с Божественной литургией, духовенство не должно допускать практику, когда в отдельных храмах верным возбраняется приступать ко святому причащению в праздники Святой Пасхи, Рождества Христова, Богоявления, в родительские субботы и Радоницу.

III.


Готовящийся ко святому причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие их перед священником в Таинстве Покаяния. В условиях, когда многие приходящие в храмы еще недостаточно укоренены в церковной жизни, в связи с чем подчас не понимают значения Таинства Евхаристии или не осознают нравственных и канонических последствий своих греховных деяний, исповедь позволяет исповедующему священнику судить о возможности допустить кающегося к принятию Святых Христовых Таин.
В отдельных случаях в соответствии с практикой, сложившейся во многих приходах, духовник может благословить мирянина приобщиться Тела и Крови Христовых несколько раз в течение одной недели (например, на Страстной и Светлой седмицах) без предварительной исповеди перед каждым причащением кроме ситуаций, когда желающий причаститься испытывает потребность в исповеди.

В некоторых приходах имеет место длительное ожидание начала причащения мирян. Это происходит из-за долгого причащения духовенства при совершении соборных богослужений или совершения исповеди после запричастного стиха. Такое положение дел следует признать нежелательным. Таинство покаяния должно совершаться по возможности вне Божественной литургии, дабы не лишать исповедающего и исповедающегося полноценного участия в совместной Евхаристической молитве. Недопустимо совершение исповеди помогающим за литургией священником во время чтения Евангелия и евхаристического канона.

IV.


При совершении тяжелых грехов применение канонов в части отлучения от причастия на длительные сроки (более чем на один год) может осуществляться только по благословению епархиального архиерея. В случае злоупотребления священником правом наложения прещений вопрос может быть передан на рассмотрение в церковный суд.

Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского).

V.


Как отмечено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (Х. 2) и в определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года, Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, все же не лишает причащения Святых Тайн супругов, состоящих в брачном союзе, который заключен с принятием на себя всех законных прав и обязанностей и признается в качестве юридически полноценного брака, но по каким-то причинам не освящен венчанием. Эта мера, опирающаяся на слова святого апостола Павла (1 Кор. 7, 14) и правило 72 Трулльского Собора, имеет в виду облегчение участия в церковной жизни для тех православных христиан, которые вступили в брак до начала своего сознательного участия в таинствах Церкви. В отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием ко причащению, такой союз в глазах Церкви представляет собой законный брак.

Отдельному рассмотрению подлежат те случаи, когда лица проживают совместно длительное время, нередко имеют общих детей, но не состоят в церковном или зарегистрированном государством браке, причем одна из сторон такого сожительства не желает ни регистрировать отношения, ни венчаться. Такие сожительства греховны, а их распространение в мире является противлением замыслу Божию о человеке, опасно для института брака и не может получить никакого признания со стороны Церкви. При этом духовник, зная обстоятельства жизни конкретного человека, по снисхождению к немощи человеческой в исключительных случаях может допустить до причастия ту сторону, которая осознает греховность такого сожительства и стремится заключить законный брак. Не допускается до причастия тот сожитель, по вине которого не заключается брак. Если же хотя бы один из сожителей состоит в другом браке, то обе стороны не могут быть допущены до причастия без канонического урегулирования ситуации и принесения должного покаяния.

VI.


Подготовка детей ко святому причащению имеет свои особенности. Ее продолжительность и содержание определяются родителями  в консультации с духовником и должны учитывать возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка.
Родителям, регулярно приводящим к Святой Чаше своих детей, необходимо стремиться к причащению вместе с ними (при невозможности одновременно причащаться обоим родителям — поочередно). Практика, когда родители причащают детей, а сами редко приступают ко святому причащению, препятствует укреплению в сознании детей необходимости участия в Евхаристической трапезе.
Первая исповедь перед причащением, согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского, совершается по достижении возраста десяти лет, но в традиции Русской Православной Церкви первая исповедь происходит, как правило, в возрасте семи лет. При этом возраст совершения первой исповеди, а также частота совершения исповеди для ребенка в возрасте от 7 до 10 лет при ежевоскресном причащении должны определяться совместно духовником и родителями, с учетом индивидуальных особенностей в развитии ребенка и его понимания церковной жизни.


Для детей до трех лет евхаристический пост не является обязательным. По традиции, с трехлетнего возраста детей в православных семьях постепенно приучают к воздержанию от пищи и питья перед причащением Святых Таин. К семилетнему возрасту ребенок должен твердо привыкнуть причащаться натощак. С этого же времени следует учить ребенка прочитывать молитвословия ко святому причащению, содержание и объем которых определяются родителями в соответствии с возрастом, духовным и интеллектуальным развитием ребенка.

 

[368x555]

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
ValeZ 05-02-2015-11:07 удалить
Андрей. Я б тебе в принципе запретил причащаться, пока у тебя такое в голове, ну правда. Смирение, послушание, благоговение - это тоже как три канона неизвестно? Кстати неведение - тоже грех, а вовсе не добродетель.
ljvolk 06-02-2015-11:55 удалить
Ответ на комментарий ValeZ # Не понимаю суть твоих претензий.
ljvolk 09-02-2015-12:46 удалить
pop-rebrik из-за военного времени пишет уже только в один дневник, который «живой». И вот что он написал по поводу этого документа: примерно то же, что я, но только не через призму «я», а через призму «всех верных»: rebrik.livejournal.com/725976.html
ljvolk 15-02-2015-22:15 удалить
В главе исторического экскурса не сказано о том, что Литургия оглашенных (по свидетельству и Иустина философа и Ипполита Римского и Максима Исповедника), а также исходя из довольно авторитетных литургистов Алымова, Тафта и Вайброу — литургия оглашенных и есть Правило ко Святому Причащению, так как Великий Вход с евхаристическими веществами совершался извне (вещества приносили из скефофилакии). Правило ко Святому Причащению — не каноническая необходимость, а дополнительная (!) мера. Исповедь стала «неотъемлемой» частью причащения в 1646 году, под сильным католическим влиянием. На практике это тоже вызывает некоторые сложности: священник имеет искушение почувствовать себя «властелином причастия» (кому хочу дам — кому не хочу не дам), а прихожанин ВСЕГДА искушается «чистотой» (ну все меня благословили на причастие — теперь я ТОЧНО МОГУ).
ValeZ 16-02-2015-13:22 удалить
Ответ на комментарий ljvolk # Просто знай, что есть люди, для которых то, что ты говоришь - это печаль и воздыхание об брате нашем Андрее, люте загнанном в расселины земные и страждущем. Без послушания, без умертвения собственной воли, собственных мнений, собственных идей - с целью отдаться в руки и наставления Церкви, где спаслись и просияли многие святые - не спастись, тем более в наши дни. Серафим Саровский читал правило, исповедовался и потом причащался. Кто там твой любимый святой - он тоже. Ну прекрати наконец и обрети мир.


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «Об участии верных в Евхаристии» | ljvolk - Андрей Травин | Лента друзей ljvolk / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»