Без ступени. Чистая молитва.
Испытали единицы (Исаак Сирин). Связана не с движением ума, человек тут не пассивен, но воспринимающий. Чистая молитва — немолитва (не разворачивается в речь). Она не восходит, а восхищается. Ум в чистой молитве исступает из всего сущего [обоживается]. Она доступна только приобретшим бесстрастие. Единения с Богом еще нет (оно будет лишь после конца истории), поэтому чистая молитва не приходит, если Сам Утешитель не озарит молящегося и не восхитит через откровение (через видение Света).
Ступень 8. Благодатная молитва (синергия или соработничество с Богом).
В ней воспринимаем не благодать, а великую благодать (Силуан Афонский). И иногда она соединяется с созерцание нетварного Света (вершина опыта), который «невидимо видится» и «несозерцаемо созерцается».
Ступень 7. Созерцательная молитва.
Человек неактивен и не пассивен, он бдителен (созерцает).
Софроний (Сахаров) рассказал о ней в третьем лице, подражая рассказу апостола Павла о его восхищении в рай. И все равно потерял эту молитву (помысел тщеславия видимо всё-таки вкрался в рассказ).
Ступень 6. Бесстрастие.
После непрестанной молитвы страсти изгоняются и происходит переход на следующую ступень. У бесстрастия есть определение — «несовершаемое совершенство» (Иоанн Лествичник), поскольку совершенен только Бог. Бесстрастие — это опыт, сопряженный с обожением. Самосовершенствование не приводит к бесстрастию.
Ступень 5. Непрестанная молитва Иисусова.
Если человек в течение всего дня сохранил непрестанную молитву, то обнаруживает, что она творится и во сне. При непрестанной молитве можно заниматься другими делами. Уровень Феофана-затворника и ряда оптинских монахов.
Ступень 4. Умно-сердечная молитва Иисусова (более внимательная, человек собран, сконцентрирован на молитве и не может заниматься другими делами).
Это последняя из ступеней, про которую достоверно известно, что она доступна мирянам. Так, родной отец Григория Паламы получил сведение ума в сердце прямо на совещании с императором.
Ступень 3. Умная молитва Иисусова.
Ступень 2. Устная молитва Иисусова.
Ступень 1. Покаяние.
Объявил о своих грехах, а потом стал на войну с ними.
======================
Нужно говорить об этом, чтобы не останавливаться на покаянии.
Чистая и созерцательная молитва относятся к мистике.
Всё остальное, включая бесстрастие, относится к аскезе (аскеза — духовное упражнение).
Всё — от непрестанной молитвы до чистой относятся к экстасису (он же — «экстаз», но смысл этого слова несколько размыт в современном языке).
Духовной бранью называется борьба со страстями. Мой уровень.
Борьба со страстями и покаяние составляют 26 ступеней Лествицы. Остальные четыре ступени Лествицы (несколько схематично) обозначают высшие ступени молитвы.
Помысел — незаконченная мысль, возможно, мы ее же выстрадали, хотя она проносится не вполне отчетливо или это настроение (печаль) или страстной помысел от бесов. Помысел более размазанное понятие, чем установка. «Комариный рой» по метафоре Феофана Затворника. Рекламное сообщение, которое встречается много раз и влияет на потребителя.
Прилог помысла. Надо говорить «не моё», дистанцироваться. Имею право что-то культивировать, что-то отвергать. Производится отсечение помыслов.
Священное безмолвие (она же исихия) — безмолвие ума от помыслов.
Страсти стихают благодаря послушанию (чисто монашеская добродетель) и отсечению помыслов. Отслеживается действия (энергии). Они воспринимаются в самом грубом и в самом тонком виде (намерение, то есть действия, оставшиеся на уроне замысла — помысел).
Сведение ума в сердце (она же сердечная молитва, в которой происходит почти «сведение с ума», так как ум уходит с поверхности на глубину).
Человек может действовать на периферии своего существования и в его центре.
Синоним сердца — нутро, чрево. В литературе есть «нутряное письмо» (то, что у меня под общественными масками, тот я, которого я сам плохо знаю, потому что я там (внутри себя) не бываю). Но литературное нутряное относится к обнажению пороков. Потому что писатель рассказывает о своих пороках. В исихазме — нутряная молитва очищенного человека.
см. также комментарий