Для тех, кто участвует в Евхаристии я сделал не буллу, но дайджест. Однако на том стоял и стоять буду.
Всех верных, входящих в храм и Писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как бесчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного (9 Апостольское правило). По объяснению патриарха Феодора Вальсамона «определение настоящего правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся».
80-е правило VI Вселенского Собора и 11-е правило Сардикийского Собора подобным образом определяют, чтобы все «были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресных дня».
Таким образом, причастие православного христианина, совесть которого не отягощена смертными грехами, за каждой литургией является канонической нормой Церкви, отступление от которой чревато отпадением от Церкви. Сложившаяся церковная практика говорит нам о необходимости соблюдения трехдневного поста перед причастием, вычитывания последования состоящего из трех канонов и правила к святому причащению, вечерних и утренних молитв, обязательной исповеди накануне, либо в сам день причастия. Разумеется, причащаться возможно лишь натощак. Данная практика стала нормой для большинства приходов РПЦ. При этом мы должны понимать, что эта практика не является древней и не имеет статуса соборного постановления. С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами:
Подводя итог можно сказать, что согласно канонам православный христианин может приступать к причастию, не вкушая пищи с полуночи, а для тех православных христиан, кто состоит в браке, накануне причастия необходимо супружеское воздержание. Объем молитвенного правила, необходимость соблюдения дополнительных постных дней и обязательная исповедь перед причастием канонами Церкви не регламентируются. К тому же невыполнимы указания о трехдневном посте, учитывая, что пост в субботу воспрещается 64 Апостольским правилом: если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень или в субботу, кроме единственно только Великой субботы, да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен.
Не будет секретом сказать о том, что готовящийся к совершению литургии священнослужитель не соблюдает дополнительных постных дней перед причастием, кроме тех постов, которые установлены Церковью. На это можно услышать возражение о том, что священник не может совершать литургию не причастившись, но ведь именно об этом говорят каноны и в отношении мирян. 9 Апостольское правило мы уже приводили. Что касается подготовки к причастию, то священники не имеют какого-либо особого привилегированного положения, о чем и пишет святитель Иоанн Златоуст: «Но есть случаи, когда священник не отличается от подначального, например, когда нужно причащаться Св. Тайн. Мы все одинаково удостаиваемся их, не так, как в Ветхом Завете, где иное вкушал священник, иное народ и где не позволено было народу приобщаться того, чего приобщался священник, людям запрещалось соучаствовать в том, что было для священников. Ныне не так — но всем предлагается одно Тело и одна Чаша…».
Таким образом, мы видим, что возникает определенная коллизия — священник совершающий литургию освобождается от необходимости соблюдения дополнительных постных дней и обязательной исповеди перед причастием, мирянин, изъявивший желание причащаться каждый воскресный день вынуждается помимо прочих постов соблюдать трехдневный пост перед причастием, нарушая при этом 64 Апостольское правило, запрещающее пост в субботу.
Как обстоит дело в других Поместных Церквах? В мировом православии имеются две основные традиции — условно греческая и условно русская. Греческая практика, к которой мы относим приходы Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Элладской, Кипрской Церквей предполагает возможность причащения мирян за литургией без обязательной исповеди. Прихожане стараются причащаться каждое воскресенье, при этом исповедь совершается в отдельное от литургии время и никак не связана с причастием. Более того, исповедовать может не всякий священнослужитель, а только тот, кто получил специальную грамоту от архиерея, которая дает право на совершение исповеди. Обычно подобное разрешение выдается священнослужителю, который уже имеет достаточный пастырский опыт. Сам факт рукоположения в священники в греческой традиции еще не означает, что новорукоположенный батюшка сразу получает власть «вязать и решить». В Сербской Церкви нет единообразия: все зависит от того, где «батюшка учился». Выпускники греческих духовных школ перенимают традиции Элладской Церкви, а священники русской школы считают исповедь непременным преддверием причащения, а во внепостное время многие из них причащаться не советуют.
Самая молодая Поместная Церковь — Православная Церковь в Америке, которая еще в прошлом веке имела те же самые проблемы, которыми мы задаемся в этой записке по поводу РПЦ, в настоящий момент является одной из наиболее динамично развивающихся Церквей в Северной Америки. Подготовкой к причастию является сама Литургия по слову святого Николая Кавасилы: «Псалмы и чтения Писаний подготавливают нас к освящению Святыми Тайнами». Каждый верный причащается за каждой Литургией. Канон ко святому причащению и молитвы ко причащению входят в домашнее молитвенное правило. Дополнительного поста не требуется. Соблюдение поста по средам и пятницам, а также больших постов является достаточным. Т.е. к верным предъявляются те же требования, которые выполняют сами священники (см. цитату из Святителя Иоанна Златоуста на этот счет). Исповедь требуется регулярная (по совету священника — раз в один-два месяца), по собственному желанию верующего (в большинстве храмов всегда можно поисповедываться до начала литургии или после вечерни), в случае если верный впал в смертный грех (убийство, прелюбодеяние, идолопоклонство — включая уход из церкви на длительный период). В Великом Посту исповедь обязательна для всех.
Еще в 70-х годах прошлого столетия православные христиане Америки жили в традиции «нечастого» причастия. Благодаря усилиям таких прославленных пастырей как протопресвитер Александр Шмеман и протопресвитер Иоанн Мейендорф сегодня посещаемость воскресных литургий и праздников в Православной Церкви в Америке (которая не имеет никаких других ресурсов кроме, собственно, церковных) — самая высокая среди всех православных юрисдикций США.
Не во всех Поместных Православных Церквах ситуация столь благоприятная. Некоторым знакома современная практика Болгарской Православной Церкви, в которой последование литургии почти повсеместно исключает возможность причащения мирян, т.к. предъявляемые требования для причащения неоправданно строги — месяц поста перед причастием. Следствием этого стали полупустые храмы Болгарии, духовный упадок и прозападные настроения молодежи.
Задача пастыря в том, чтобы вдохновлять верных для постоянного участия в Таинствах и помочь выработать разумное и посильное правило подготовки. В том случае, если сам верный хочет более полного участия в Таинствах, мы должны всячески поддерживать такое стремление и выработать разумные пастырские подходы. В этом вопросе нам весьма необходимо то, что в православном богословии называется «согласием отцов». И если святоотеческий consensus patrum по данной проблематике однозначен, согласие отцов ныне здравствующих не всегда очевидно.
Представляется целесообразным, опираясь на каноны Церкви, определить индивидуальный подход для каждого прихожанина, учитывая имеющийся у него опыт церковной жизни. В том случае, если человек изъявляет желание регулярного причастия, возможно благословление на причащение без дополнительного поста, а чтение трех канонов должно быть оставлено на усмотрение готовящегося к причастию. Исповедь не является служебным таинством по отношению к причащению, и особенно печально, когда исповедь многими прихожанами по меткому замечанию о. Александра Шмемана воспринимается как «билет на причастие». (Пытаясь оградить мирян от формализации таинства причастия мы, по сути, формализуем Таинство исповеди, которое из Таинства «второго крещения» становится одним из условий для причастия). В любом случае пастырь всегда должен помнить, что он не имеет права требовать от пасомых того, что он сам не исполняет.
Не лишним для нас было бы помнить слова Христа: «…Вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них» (Лк. 11, 46). Добавим слова архимандрита Ефрема, игумена Ватопедского монастыря, сказанные им во время принесения в Россию Пояса Пресвятой Богородицы: «Я знаю, что в России некоторые священники говорят, что перед причастием надо поститься три дня, а некоторые — пять дней. На самом деле нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед святым причастием. Доказательством этому служит то, что священники не постятся в обязательном порядке, а потом не только причащаются на следующий день, но и служат Литургию. Мы ведь соблюдаем посты определенные — четыре поста в году и посты в среду и пятницу, думаю, что этих постов достаточно. Если кто-то хочет поститься перед причастием даже целую неделю ради аскезы, ради благоговения, пожалуйста, но чтобы это узаконивали духовники — об этом мы нигде и никогда не слышали. Если бы это было обязательным условием для причастия, во-первых, священники должны были бы поститься всегда. Иногда говорят, что христианам надо только раз в два-три месяца причащаться, — такого закона тоже нет. Когда у христианина нет смертельных грехов, он вправе причащаться значительно чаще».
Все, кто для меня является авторитетом в христианстве — Игнатий Брянчанинов, Иоанн Кронштадский, Даниил Сысоев, Юрий Максимов, Антоний Сурожский, Варсонофий Оптинский, Никодим Святогорец — почему-то по совместительству являлись сторонниками частого причащения.
Пастыри, затрудняющие подход к чаше, должны быть внесены в черный список. В Москве они особо группируются вдоль зеленой ветки метро: от Речного вокзала до Павелецкой. Там могут отказать в причастии не только за невычитанные последования ко святому причащению, но и за непосещения вечерней службы накануне или за несоблюдение Великого поста даже для прихожан, имеющих болезни органов пищеварения.
Но недаром восклицал Никодим Святогорец: «Те же священники, которые не причащают христиан, приступающих к Божественному Приобщению с благоговением и верой, осуждаются Богом, как убийцы, согласно написанному у пророка Осии (Ос.6:9): «Как разбойники подстерегают человека, так сборище священников убивают на пути в Сихем и совершают мерзости» (или на старославянском: Скрыша жрецы путь Господень, убиша Сикиму, яко беззаконие сотвориша). Иными словами, священники скрыли волю и заповедь Божию, и не объявили о ней, убили Сихема и сотворили беззаконие в народе. Только я удивляюсь и недоумеваю, если находятся такие священники, которые прогоняют приступающих к Тайнам. Ведь они даже не задумываются, по крайней мере, о том, что слова, которые они сами говорят, оказываются ложью. Ведь они сами в конце Литургии громко возглашают и призывают всех верных, говоря: "Со страхом Божьим, верою и любовью приступите". То есть подходите к Тайнам и причащайтесь; а затем, опять же сами, отрекаются от своих слов и прогоняют приступающих. Я не знаю, как можно было бы назвать это бесчиние».
В феврале 2012 года я причащался 12 раз. Это пока мой рекорд, причем 11 раз из 12 я причастился, пока работал в Оптиной пустыни. В декабре 2013 я имел шанс повторить рекорд, но по факту — только девять раз при двух отказах и одном опоздании.
«На этих двух заповедях, то есть на частом причащении и на любви к ближнему, весь закон и пророки утверждаются» / Авва Аполлос.