• Авторизация


Туринская плащанца. Фильм 2010 года. 30-01-2014 10:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!


После очередных нападок на христианские святыни нынешней зимой, хочется сделать статью про самую исследованную из них.
Когда у меня случилась встреча с учеными, исследовавшими Туринскую плащаницу (соответственно это было в Доме ученых в Москве в конце прошлого века), то я тогда отписался целым тематическим выпуском журнала про нее. С той поры у меня до сих пор хранится визитка итальянского профессора Emanuela Marinelli Paolicchi, доктора естественных наук и геологических наук, сотрудницы римского журнала "Collegamento pro Sindone" (в моем переводе с итальянского "Приобщение к Плащанице", кто может, придумайте лучше), который (усилиями мирян) с 1986 по 2001   два раза в месяц выходил на бумаге, а потом переехал на сайт www.shroud.it.

А в октябре 2010 про нее привезли свежий фильм, снятый французами весной 2010, когда в Турине в очередной раз выставили для посещений оригинал плащаницы. В остальное время там показывают копию в натуральную величину. Такую копию привезли осенью в Москву, и я долго держал ее руках. Длина ее примерно 4 метра.

Фильм стоит посмотреть. Это можно сделать к примеру на сайте netforgod.tv (не забудьте выбрать русский язык перед просмотром - Russe).

Там показан фотограф Барри Шворц, еврей из США (из авторитетного научного центра в Лос-Аламосе), который 32 года исследовал плащаницу, через в 18 лет поверил в ее подлинность, а в последний год произошло его обращение.

Плащаница — икона любви Христовой. Однако это непросто описывать. Перечислю лишь факты, важные для меня на сегодняшний день.

На ткани плащаницы нет следов гниения, то есть тело не подвергалось разложению.

Кровь на плащаницы осталась красной, а не почернела, потому что она полна билирубином. Во время шока из печени в кровь поступает этот фермент, а шок — следствие 120 ударов бичом, у которого на концах плеток куски свинца в форме гантелей. Почки уже были отбиты, организм обезвожен.

Изображение содержится в нанослое (10-20 нм). Оно трехмерное. Чем ближе было тело к плащанице, тем отпечаток темнее. Но рана на боку - самое темное пятно.

Была еще ткань, которая была положена поверх плащаницы на лицо. Она тоже сохранилась и находится в Овьедо (главном городе области Астурия) в соборе Сан-Сальвадор.

Совмещение изображений лица на ткани из Турина и Овьедо показало их полную совместимость. На испанском материале сильнее всего отпечаток остался в области глаз.

Название этой реликвии  — сударь (от лат. sudarium — «платок для вытирания пота с лица»). Евангельский рассказ о нем является кратким: «Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте (Ин.20:6-7)».


Перед началом показа (в культурном центре «Покровские ворота»)  выступил  Жан-Франсуа Тири. Сказал, что Плащанице, в которую, по преданию, было завернуто тело Христа, снятое с голгофского креста, в раннем Cредневековье поклонялись в Константинополе. После IV крестового похода она оказалась во Франции, а затем вместе с представителями савойской династии в Турине.

Затем выступила представитель организатора встречи — экуменического движения "Net for God" — с информацией об этом движении, которое  реализует идеи французского аббата Поля Кутюрье о всемирном невидимом монастыре, в котором молятся о единстве христиан. Молитву мне потом озвучили в кулуарах. Ничего крамольного я в ней не обнаружил.  Но экуменизм — слово бранное, и меня просили не разглашать, что в Москве их встречи проходят в одном из самых известных православных храмов. Движение существует с 2000 года. Раз в месяц ими выпускается фильм,  переводится на 22 языка и рассылается в 68 стран. Несколько лет назад они сняли фильм про Александра Меня, который я тоже посмотрел на сайте. Новый фильм про плащаницу в  Москву привезла сестра Тамара, которая почти не говорит по-русски.

Говоря в жанре рецензии, фильм в основном сосредоточен вокруг свидетельств экспертов, работавших с плащаницей. Среди них, как уже говорилось, выделяется свидетельство Шворца. Ранее он был абсолютно неверующим человеком, однако экспертные исследования плащаницы в привели его к вере в Бога. При этом Барри не стал христианином и подчеркивает, что его пример показывает: Туринская плащаница не только для христиан — она для всех.

Обсуждается датировка по радиоуглероду. Так, химик из США Рой Роджерс в фильме утверждает, что во взятом на пробу образце ткани были не только древние льняные, но и хлопковые волокна. То есть можно предположить, что образец — один из тех кусков ткани, с помощью которых монахи ремонтировали изрядно порванную плащаницу в раннем Средневековье, о чем всем хорошо известно. Впрочем, Барри Шворц заканчивает свое свидетельство так: «Глядя на плащаницу, каждый должен сам определить, во что он верит. Ответ — в глазах тех, кто смотрит на плащаницу». Я бы добавил, что возможность сомневаться с помощью научной датировки специально устроена (или попущена) тем, кого заворачивали в плащаницу. С понятной целью.

В конце встречи случилось выступление секретаря ОВЦС МП по межхристианскому единству о. Дмитрия (Сизоненко). Он рассказал, что весной этого года он сопровождал главу ОВЦС МП митрополита Илариона (Алферова) во время визита в Италию, где перед Туринской плащаницей ими была отслужена литургия. Сизоненко запомнился двумя высказываниями: «новое агрегатное состояние вещества — огненная колесница Илии» и (про плащаницу) «пусть стоит вопрос о ее подлинности как артефакта, но свидетельство, которое она несет, подлинное».

Каждый год в конце августа проходит незамеченным широкими кругами православных праздник Спаса Нерукотворного. Между тем, праздник этот важный. Особенно в наше лукавое время, когда то, что отличает православную веру от всяких других, называющих себя христианскими, учений, все больше забывается, и люди и искренне считают себя православными просто по причине незнания православной веры.

К этому относится и догмат иконопочитания, который утверждается чудом Спаса Нерукотворного. Чудо это восходит к очень древним временам, непосредственно к Спасителю, когда образовался плат с отпечатком Его лица.

Этот плат — исторический артефакт, который долго хранился в Сирии и Византии, и возможно до сих пор хранится в Овьедо.
Как бы то ни было, но был такой кусок материи с изображением Христа, который передавался из поколения в поколение, и многие его видели и в средние века. Возможно, Туринская плащаница и есть тот самый кусок материи. Возможно, это отдельный кусок, изображавший только лицо. Хотя теперь знаем, что до нас дошло и то, и другое.

В древности в Сирии была легенда о царе Авгаре — царь такой действительно в Сирии был — который узнал о Христе и послал к Нему своего художника с просьбой изобразить хотя бы портрет. А Христос вместо того, чтобы дать Себя нарисовать, просто приложил плат к лицу, и так портрет отпечатался на ткани.

Этот плат потом долго хранился в Эдессе (в современной северной Сирии). Там он хранился над воротами города, считался священным оберегом этого города. Но когда городу стала угрожать очень большая опасность захвата и разорения мусульманами,  удалось перенести святыню в Константинополь.

В Х веке был установлен праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь этого образа. Это и есть праздник Спаса Нерукотворного. Этот образ долго хранился в Константинополе, но, в конце концов, все равно пропал в эпоху крестовых походов еще через несколько веков.
История не вполне ясная, но ясно — этим чудом свидетельствовалось, что иконопочитание заповедано Богом. Конечно, Христос не говорил прямо, что это изображение надо почитать, но оно было передано так и в таких обстоятельствах, что с самых древних пор оно почиталось.

Когда возникли в VIII веке еретики, которые стали запрещать поклоняться православным иконам, то тогда иконопочитатели как на важнейший аргумент наряду с другими ссылались вот на эту историю и на почитание этого Нерукотворного Образа. Сейчас (по словам, сказанным мне профессором Дворкиным) этот аргумент бесполезен для любого сектанта, поскольку они отвергают Предание.

Многие думают так: мы почитаем иконы, на них что-то полезное изображено, что позволяет вспомнить, кому мы молимся, какие-то эпизоды священной истории. Но и только. И вот еще в VIII-IX веках были люди, которые говорили так же. Только эти люди честно относили себя к иконоборцам.

Это совсем не почитание иконы — просто признание за иконой функции полезной картинки. Конечно, такая функция у нее есть. Но при чем тут догмат иконопочитания? Причем тут особое пребывание Бога в этой иконе? Ничего такого из этой функции еще не следует, несмотря на всю ее полезность.

Когда мы исповедуем, что икона Христова — это именно икона, в которой мы пусть и относительно, но почитаем Божие присутствие, не потому что там доски, краска, а потому что там есть реальное Божие присутствие — то мы имеем в виду, конечно, нечто большее кроме полезного нравоучительного изображения. Мы имеем в виду, что там реально присутствует Бог.

Но, конечно, самое главное присутствие Бога в нашей жизни — наше причащение Святых Христовых Тайн.
То есть увидев Плащаницу, или не увидев ее, мы все равно живем среди святынь.  Таким образом, мы никогда не остаемся без прямого и реального участия Бога в нашей жизни.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Туринская плащанца. Фильм 2010 года. | ljvolk - Андрей Травин | Лента друзей ljvolk / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»