[200x228]О "ВЕРЕ В ДУШЕ"
Те, кто говорит, что вера должна быть только в душе, допускают две существенные ошибки. Во-первых, "вера в душе", как правило, сводится к абстрактному признанию бытия Бога, из которого человек почти никаких выводов в своей жизни не делает. В этой связи можно вспомнить слова ап. Павла о том, что и бесы веруют и трепещут (Иак. 2, 19). Во-вторых, Христос говорил, что пришел основать на земле Церковь, а не союз Бога с отдельными, никак не связанными между собой людьми. И что пришел дать заповедь о любви не только к Богу, но и к ближнему. И лишь так может осуществиться полнота жизни человека.
По словам ап. Павла, сила совершается в немощи (2 Кор. 12, 9). Не в немощи ложно-смиренного признания себя греховным, мол, "грешен, не могу того-то сделать", а в той немощи, как у ребенка, который, когда учится писать, вручает руку свою матери, и она водит его рукой, и тогда слова получаются отчетливыми, внятными и красивыми. А если ребенок начнет сопротивляться, то получатся одни каляки-маляки. Так и в нашей духовной жизни. Когда мы проявляем такую немощь ребенка или немощь паруса, который надувается ветром, вот тогда-то у нас что-то и выходит. Но это возможно только в Церкви. Почему? Потому что прихожане - это не сообщество людей, но организм, а священник - не жрец, не парторг, не психотерапевт, но человек, имеющий особую благодать от Бога совершать Таинства и оказывать людям духовную помощь.
Вся история подтверждает слова сщмч. Киприана Карфагенского: "Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец". Одно дело рассуждать о самых высоких материях, а другое - попытаться прожить напряженной духовной жизнью хотя бы 40 дней Великого поста. Пусть говорящие о "вере в душе" попробуют провести его по церковным предписаниям, и они увидят, как что-то изменится в их собственных рассуждениях, потому что для подлинной духовной жизни нужна и духовная чистота. Это то, что ныне забывается многими.
Протоиерей Максим Козлов.