• Авторизация


РОССИЯ И РУССКАЯ ИДЕЯ 12-06-2025 05:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Россия флаг Любовь Творить Необходимость.jpg

25 мая 2025 года я весь день провёл на XX международном Книжном салоне Петербурга. Записал несколько выступлений, посвящённых русским писателям, формулирующим Русскую Идею. Говорят, что Русская Идея это некая будущность, миссия русской цивилизации, желание назвать несуществующее существующим.
Русской Идее и её актуальности сегодня была посвящена лекция философа Никиты Сюндюкова «Русская идея Достоевского. Что писатель думал об исторической судьбе русского народа?»




https://vk.com/video1243120_456244115



Я знаю многих современных авторов, пишущих о Русской Идее сегодня. В этой статье обо всех не расскажешь. Но работа идёт!..
На Книжном салоне Надежда Геннадьевна Михновец представила свою новую книгу «Жизнь с гением: Жена и дочери Льва Толстого». Надежда Михновец - литературовед, доктор филологических наук, исследователь русской литературы XIX века, профессор и заведующий кафедрой русской литературы РГПУ им. А.И. Герцена. Личность Льва Николаевича Толстого, писателя, мыслителя, общественного деятеля, вызывает самый живой интерес. Каким был Толстой в повседневной жизни? Как складывались его взаимоотношения с близкими людьми? Какой отклик находили его духовные искания в семейном кругу? «Жизнь с гением: Жена и дочери Льва Толстого» — уникальное издание: под одной обложкой объединены две книги, ранее подготовленные в «Азбуке» и успевшие стать библиографической редкостью.




https://vk.com/video1243120_456244114


Побывал я и на презентации книг проекта «Ветер Радости» Григория Григорьева, с которым мы давно знакомы. «Призрак звезды Полынь» это четвёртая книга литературно-художественного цикла «Ветер Радости». Невероятные и подлинные истории из жизни юного военврача дизельной субмарины Тихоокеанского флота. Эта книга о том, что таланты раскрываются на трудных жизненных дорогах. О том, как искусство и юмор способны осветить самые тёмные тупики. И, конечно, о великой силе любви, которой так не хватает в нашем безумном и всё ещё прекрасном мире.




https://vk.com/video1243120_456244109


Посчастливилось попасть и на выступление Захара Прилепина (мы знакомы с 2016 года), задать ему вопрос о Русской Идее. Меры безопасности были чрезвычайные: осматривали помещение и всех входящих. Но обошлось...




https://vk.com/video1243120_456244100


Под Русской Идеей понимается представление о месте и роли России в мире. Русская идея — философский термин, ряд концепций, выражающих историческую уникальность, особое призвания и глобальные задачи русского народа и, в более широком смысле, Российского государства. Когда термин ещё не был в обороте, существовал интеллектуальный контекст, в котором обсуждали то, что позднее назвали "русской идеей".

Русская идея существует по крайней мере с XI века и состоит из двух уровней — национального и всемирного.
Первым вопрос о своеобразии России и призвании русского народа поставил Пётр Чаадаев. Он видел миссию России в том, чтобы соединить цивилизацию Востока и Запада.
«России поручены интересы человечества, и в этом её будущее, в этом её прогресс, – писал Чаадаев в 1855 году Тургеневу. – Придёт день, когда мы станем умственным средоточием Европы, как мы сейчас являемся её политическим средоточием, и наше грядущее могущество, основанное на разуме, превысит наше теперешнее могущество, опирающееся на материальную силу».



Словосочетание "русская идея" первым употребил Фёдор Достоевский. В объявлении о подписке на журнал «Время» 1861 год он писал: «Мы предугадываем, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях; что, может быть, всё враждебное в этих идеях найдёт своё применение и дальнейшее развитие в русской народности...»

Достоевский различал три мировые идеи: “идею католицизма”, “старого протестантизма” и “идею славянскую”(или русскую идею). Согласно Достоевскому, русская идея предполагает единение всех народов без каких-либо исключений: «…Национальная идея русская есть в конце концов лишь всемирное общечеловеческое объединение».

В.С. Сизов в диссертации на тему «Русская идея в миросозерцании Ф.М. Достоевского» утверждает: "Русская идея Достоевского не является чисто идеологическим или утопическим проектом, но выражает особый метафизический план, выступавший для писателя своего рода метасюжетом или объединяющим мотивом его романов".

Арсений Владимирович Гулыга в книге "Творцы русской идеи" пишет: "Русская идея Достоевского — это воплощённая в патриотическую форму концепция всеобщей нравственности".
Заслугой Ф.М. Достоевского было то, что он увидел значение русской национальной идеи в христианском универсализме и обратился к русской национальной идее с позиций почвенничества. Русская идея это потребность национальной, государственной и культурной идентификации. Но не только.

Д.С. Мережковский считал, что русская идея не может быть осуществлена в принципе, поскольку историческая деятельность противоположна исторической схеме Достоевского. Идея всемирного духовного единения человечества во Христе существовала именно в западной половине христианства, в католичестве, тогда как в православии этой идеи никогда не было.

Какова же русская идея Достоевского?

9 ноября 2022 года я участвовал в работе XLVII конференции "Достоевский и мировая культура". В этом году меня интересовал вопрос, который я задал участникам: какова русская идея Достоевского?






Существенный вклад в развитие русской национальной идеи внесла теория культурно-исторических типов, разработанная Николаем Данилевским. Данилевский отвергал европоцентризм и развивал циклическую концепцию множественности цивилизаций. Он писал об уникальности, «четырёхосновности» славяно-русского культурного типа. Данилевский считал, что неисполнение народом своей национальной идеи приводит этот народ к духовной смерти, а потом и к уходу с исторической сцены.

Философу Владимиру Сергеевичу Соловьёву принадлежит заслуга теоретического обоснования “русской идеи”. Он обосновал традиционные христианские ценности и призывы: “Все люди - братья”, “Бог есть любовь”, “Возлюби ближнего своего” и т.д. Соловьёв призывал человечество опомниться и остановиться, протянуть друг другу руки в понимании своего глубокого бытийного единства.

Весной 1888 года Владимир Соловьёв прибыл в Париж с целью издать на французском языке обширное сочинение «La Russie et l’Eglise universelle» («Россия и Вселенская Церковь»). Решив познакомить публику с основными идеями этого сочинения, он прочёл в салоне княгини Сайн-Витгенштейн доклад. Доклад был опубликован сначала на французском языке под названием «L’idée russe» («Русская идея»). Соловьёв писал, что русская идея «не имеет в себе ничего исключительного и партикуляристического, что она представляет собой лишь новый аспект самой христианской идеи, что для осуществления этого национального призвания нам не нужно действовать против других наций, но с ними и для них».






В 1880-х годах русская идея была связана с политикой экспансии России в Азии и привела к оправданию колониальных завоеваний как выражение нового мессианизма с азиатским характером.
Термин "русская идея" широко использовался в конце XIX и начале XX века такими русскими философами как Евгений Трубецкой, Василий Розанов, Вячеслав И.Иванов, Семён Франк, Георгий Федотов, Лев Карсавин.

Е.Н. Трубецкой считал, что не следует отождествлять русскую идею с одной из её конкретных форм — православием, как делали славянофилы, хотя именно в стремлении русского православия к идеалу причина этого смешения.

По Льву Карсавину, русская идея, которая рассматривалась Соловьёвым и Достоевским в качестве обращённого в будущее религиозно-общественного идеала, должна пониматься более узко и определённо, как конкретизация «субъекта русской культуры и государственности».

Основатель евразийства Николай Трубецкой считал, что для России плодотворно «экономическое западничество» — следование западной экономической модели, и в то же время осуждал «космополитизм» и «интернационализм» как неприемлемые для России формы ложного «стремления к общечеловеческой культуре».

Философ Сергей Николаевич Булгаков полагал, что высшая религиозная задача для человечества — подняться над умом, стать выше ума.

Философ Семён Людвигович Франк был убеждён, что смысл человеческой жизни не может заключаться в эгоизме, он в служении Богу и людям. Служение Правде, Добру, людям — оправдание жизни.

Николай Александрович Бердяев, опираясь на идеи Чаадаева, Достоевского, Вл.Соловьева, искал смысл жизни в организации человеческого общества на религиозных основах. Бердяев считал, что Бог не всецело управляет миром; мир отпал от Бога и погружается в зло. Любовь — открытие человека Богу, для этого ему и нужна свобода. «Свобода — это и есть Бог».

В работе 1946 года «Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века» Бердяев по существу отвергает русскую идею Соловьёва. Для Бердяева «русская идея», предназначение России — в объединении всех людей, всех народов ради реализации высших духовных ценностей и преображения мира и человека к совершенному состоянию, которое описывается христианством. Есть у Бердяева более лапидарная формула русской идеи: «все ответственны за всех».

Философ Иван Ильин считал необходимым обоснование русского национализма и патриотизма, которые он рассматривал не как политико-идеологические, а как духовно-культурные явления. Ильин высказался против «христианского интернационализма», понимающего русских как «какой-то особый „вселенский“ народ, который призван не к созданию своей творчески-особливой, содержательно-самобытной культуры, а к Претворению и ассимиляции всех чужих, иноземных культур».

Насколько правильно говорить о русской идее и русской философии вообще?

17 ноября 2022 года во всемирный День философии я участвовал в работе традиционной конференции "Дни философии в Петербурге". В этом году она была посвящена цивилизационным кодам России. Меня интересовал вопрос, является ли Русская идея (понятие, которое развивали философы Вл.Соловьёв, Н.Бердяев и др.) цивилизационным кодом России, и в чём её новое содержание. С этой целью я провёл опрос философов, который приглашаю посмотреть.






Первая модификация русской идеи была синтезом православия и традиционных славянских представлений о мире (не только как о планете и космосе, но и как общине).
Вторая модификация была синтезом русской идеи с марксизмом. Социолог Питирим Сорокин анализируя этику "русского коммунизма" указывал: «По своим основаниям эта “новая этика” является воспроизведением и модификацией вечных и универсальных моральных принципов, провозглашённых всеми великими религиями и этическими системами, включая Нагорную проповедь и заповеди Иисуса».

После распада Советского Союза впервые за почти двести лет Россия не знает своего предназначения. Этим объясняется и кризис русской идентичности.

Кризис русской идентичности образно выразил писатель Виктор Пелевин в романе «Generation "П"» (1999 год).
"У нас раньше было православие, самодержавие и народность. Потом был этот коммунизм. А теперь, когда он кончился, никакой такой идеи нет вообще, кроме бабок. ... Нам не хватает национальной и-ден-тич-ности... У чеченов она есть, а у нас нет. Поэтому на нас как на говно и смотрят. А надо, чтобы была чёткая и простая русская идея, чтобы можно было любой суке из любого Гарварда просто объяснить: тыр-пыр-восемь-дыр, и нефига так глядеть. Да и сами мы знать должны, откуда родом.
... Напиши мне русскую идею размером примерно страниц на пять. И короткую версию на страницу. Чтоб чисто реально было изложено, без зауми. И чтобы я любого импортного пидора - бизнесмена там, певицу или кого угодно - мог по ней развести. Чтоб они не думали, что мы тут в России просто денег украли и стальную дверь поставили. Чтобы такую духовность чувствовали, бляди, как в сорок пятом под Сталинградом, понял?"

Русский философ А.В. Гулыга в 2003 году писал: «Сегодня русская идея прежде всего звучит как призыв к национальному возрождению и сохранению материального и духовного возрождения России. Русская идея актуальна сегодня как никогда, ведь человечество (а не только Россия) подошло к краю бездны… Русская идея — это составная общечеловеческой христианской идеи, изложенная в терминах современной диалектики».

Современные философы утверждают, что «всемирный пафос русской мечты о правде позволил России многие века возглавлять многонациональную Империю — подчас даже в ущерб родовому русскому началу как таковому. Собственно, в этом и состоит русская идея. Всё великое требует жертвы, и русский народ эту жертву принёс и приносит».

Сторонники русского мессианства считают русский народ единственной силой, способной противостоять мировому злу и повести за собой остальной мир. «Если мы, русские, потеряем чувство ответственности за нравственное содержание человеческих мыслей, то Землю постигнет апокалиптическая катастрофа…"

Британский теософ Элис Бейли, одна из основателей течения нью-эйдж, в рамках которого ожидается наступление эры Водолея, предоставляла России особое место в обновлённом мире. По её мнению, именно из России должна прийти новая общечеловеческая религия, которая зальёт человечество «Солнцем Правды».

Французский историк Лоррейн де Мо, специализирующаяся на истории России, для объяснения конституции русской идеи исходит из культуры обиды, питаемой Россией из-за отношения к ней европейских стран.

В.С. Сизов считает, что поскольку не существует чёткого и однозначного определения русской идеи "одни принимают необходимость самой идеи как положительного идеала, через осуществление которого Россия в «чистоте помыслов» сможет достичь высот нравственности и выполнить своё историческое предназначение. Другие считают русскую идею идеологией русского империализма, программой экспансии, где церковь и власть заодно".

"Если забудут русскую идею, то не будет и России как духовно-социального образования, — полагает Анатолий Алексеевич Горелов (в статье "Ф.М. Достоевский: русская идея и русский социализм").
"1) русская идея существует по крайней мере с XI в. и состоит из двух уровней — национального и всемирного;
2) было две её модификации — православная
и коммунистическая;
3) сейчас, если не желать гибели страны, необходима третья модификация русской национальной идеи, диалектически связанная с двумя предыдущими, — духовно-социальный строй, в осмысление которого вносит свой вклад и концепция русского социализма Ф.М. Достоевского".

"Новая русская идея будет структурной модификацией всё того же желания осчастливить мир. Отдельные глобальные проекты погибают, но стремление к благодати, заложенное в структуре русского национального характера, остаётся. Ему нужна новая идея, не столь приземлённая, как идеи потребительства, капитализма или национальной исключительности. Мы должны не восстанавливать какую-то из двух прежних модификаций русской идеи, а создавать третью модификацию, которая соединила бы в себе всё лучшее, что было в первых двух". (А.А. Горелов "Ф.М. Достоевский: русская идея и русский социализм").

По большому счёту в мире всего две Идеи:
Первая – мир был сотворён Богом и надо жить по божественным законам, любить ближних и помогать слабым.
Вторая – наш мир результат долгой эволюции, и жить надо по природным законам естественного отбора, где выживает сильнейший, а слабый погибает, где каждый за себя и выживать надо любой ценой.

По каким же законам жить: бороться за выживание любой ценой или жертвовать собой ради любви к ближнему?

Если жить по закону Бога, то нужно жертвовать собой из любви к ближнему.
Но если жизнь даётся только раз и бессмертия не существует, то стоит ли жертвовать своей единственной жизнью во имя какой-либо идеи?
Что ценнее: жизнь или идея?

Если важнее жизнь, то ради сохранения своей жизни можно пожертвовать любыми идеалами, пойти на любое преступление.
Если важнее идея, то ради высокой идеи можно пожертвовать своей жизнью, а если потребуется, то и жизнью других людей.

С точки зрения биологии, погибать ради каких-то абстрактных идей полный абсурд. Человек должен жить и размножаться, а не умирать из-за часто ошибочных и лживых идей. Всякого рода идеи является обманом одних ради процветания других. Жертвовать собой ради какой-либо идеи противоестественно. Желание выжить любой ценой куда естественнее, чем готовность к самопожертвованию. Эгоизм – часть инстинкта самосохранения. Да, среди животных встречаются факты самопожертвования, когда мать защищает своего детёныша или когда часть особей погибает ради выживания всего сообщества. Но это инстинкт! В борьбе за человека инстинкты побеждают культуру. Инстинкты спасают от различных идей и культурных экспериментов. Рационально-логические и прагматические доводы здесь не работают.

Если жить по дарвиновскому закону "естественного отбора", то ради самосохранения и продолжения жизни допустимо пойти на любое преступление. Собственная жизнь, очевидно, дороже, чем жизнь другого. Можно даже убить нападающего в ситуации необходимой обороны. Уголовный закон оправдывает убийство другого человека ради личного выживания в ситуации необходимой обороны.

В человеческом сообществе действуют те же законы джунглей, что и среди диких зверей; господствует право силы, а не сила права, выживает сильнейший, и сильнейший всегда прав. На мораль и право плюют, если всего можно добиться силой. Человек не склонен признавать свои ошибки, и более того, хочет, чтобы за его ошибки расплачивались другие, часто невиновные люди. Лживость, зависть, жадность в инстинктивной природе человека.

Сегодня в битве за человека очевидно побеждает дарвинизм; повсеместно сделана ставка на силу и принуждение. Об идее Христа – «возлюби врага своего» – никто не вспоминает.
Если я возлюблю ближнего как самого себя, то не должен его жрать, и тогда он сожрёт меня. Значит, я из любви к ближнему должен принести себя в жертву? Да никто не живёт по христовой заповеди! Это только на словах призывают к любви, а на деле жрут друг друга. Необходимость заставляет бороться за выживание. Значит, не верна христова заповедь, если противоречит природе человеческой. Выходит, Христос ошибался, раз не под силу людям любить ближнего своего как самого себя.

«Доказать тут нельзя ничего, — настаивает старец Зосима (в романе "Братья Карамазовы"), но добавляет: — а убедиться можно… Опытом деятельной любви. Постарайтесь любить ваших близких деятельно и неустанно. По мере того, как будете преуспевать в любви, будете убеждаться и в бытии Бога, и в бессмертии души вашей».

В рассказе Достоевский «Сон смешного человека» главный герой после пробуждения восторженно говорит: «Я видел истину. Я видел и знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв возможности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей».
"Смешной человек" не знает, как устроить рай на земле, есть только евангельское правило: люби других, как себя, и это главное.

Реализм действительной жизни Достоевского требовал признать, что правило всепрощения в реальной жизни не работает. Алёша Карамазов должен был бы простить генерала, замучившего ребёнка, но он не только не прощает, но и требует "расстрелять!"

В романе «Подросток» Достоевский пишет, что в России «возникает высший культурный тип, которого нет в целом мире — тип всемирного боления за всех». «Француз может служить не только своей Франции, но даже и человечеству, единственно под тем условием, что останется наиболее французом; равно англичанин и немец. Один лишь русский, даже в наше время, то есть еще гораздо раньше, чем будет подведен всеобщий итог, получил уже способность становиться наиболее русским именно тогда, когда он наиболее европеец. Это и есть самое существенное национальное различие наше от всех…».

28 августа 2006 года состоялся Круглый стол Первого конгресса культурологов на тему "Русская идея в контексте диалога культур".
В своём выступлении я утверждал, что русская идея, как и любая другая идея, является проявлением жизненной необходимости, с одной стороны, и представлением о бессмертии, с другой стороны. С точки зрения проявления жизненной необходимости, русская идея сформирована всей историей русского народа, в котором одно из главных было выживание русской нации и обретение её целостности как народа. Отсюда и одно из положений русской идеи о том, что индивидуальное спасение невозможно, спастись можно только вместе.
В европейской культуре ценность индивидуальности превалирует над ценностью общности и государства. Проявлением азиатской принадлежности русской нации является превалирование ценности общности над ценностью индивидуальности. Отсюда второе положение «русской идеи» о необходимом самопожертвовании личности ради светлого будущего всего народа.
Третья составляющая «русской идеи» в ожидания пришествия царства Божия и построения справедливого общества на земле. Русскому мировоззрению было характерно сомнение относительно богатства, основательного устройства жизни и быта, а земная жизнь представлялась как путь странничества и бегства от мира.
Я исхожу из предположения, что различные типы культур формируются на основе различных представлений о смерти (бессмертии). То или иное представление о смерти формирует определённый тип культуры. Жизнь напрямую связана с бессмертием.
Представление о смерти и послесмертии, о существовании жизни после смерти оказывают пусть не напрямую, но воздействие на бытие. Нужно ли копить блага земные, отдавая все силы души и тела участию в обществе потребления, или стоит ограничиться в материальном потреблении, чтобы посвятить все свои силы совершенствованию души?
Является ли земная жизнь самоцелью, либо лишь приуготовлением к переходу в вечное существование? В таком подходе находит объяснение и оправдание земные страдания, – они нужны ради совершенствования души для перехода в вечное существование.
Если жизнь после смерти есть, то следует выбирать путь совершенствия души. Если же не верить в бессмертие души, то и заботиться о ней нечего. Общество материального потребления неизбежно формирует бездуховность как следствие.

События последнего времени заставили по-новому взглянуть на русскую идею. Возможен ли мир, в котором нет России?

Для меня Русская идея это идея спасения. В прошлом я моряк-подводник, прошёл сквозь огонь, воду и торпедный аппарат, преодолел страх смерти. Недавно вновь побывал в Сестрорецке, где мемориал погибшим подводникам. У храма Петра и Павла задал прихожанам вопрос: какая идея могла бы нас всех сплотить, вдохновить и в итоге спасти?






Достоевский показал миру, что не социальное устройство и даже не религия главное, а сам человек. "Идеал гражданского устройства в обществе человеческом" есть "единственно только продукт нравственного самосовершенствования единиц... – было так спокон века и пребудет во веки веков".

Достоевский пишет: «русскому скитальцу необходимо именно всемирное счастие, чтобы успокоится: дешевле он не примирится. <...> Фантастический и нетерпеливый человек жаждет спасения пока лишь преимущественно от явлений внешних; да так и быть должно: „Правда, дескать, где-то вне его может быть, где-то в других землях, европейских, например, с их твёрдым историческим строем, с их установившеюся общественною и гражданскою жизнью“. И никогда-то он не поймёт, что правда прежде всего внутри его самого...»

"Вот ведь весь мир живёт умом, только у нас от ума одно горе, — а всё потому, что русский сердцем живёт! Нажива не отличительная особенность нашего национального характера. Выживать за счет спекуляции — вряд ли это может быть идеалом русского человека, который, напротив, готов сознательно пойти на материальные лишения, дабы ощутить духовную свободу.
Мы, русские, не хотим согласиться с приоритетом материального над духовным, хотя и не в состоянии абсолютно освободиться от бытовых проблем. Выживание по типу “пойду на всё, но никогда не буду голодать!” чуждо нашей культуре, проповедующей ценность самопожертвования. Прагматизм никогда не был и никогда не будет чертой русской души.
Если на Западе люди в большей мере обеспокоены идеей личного счастья, то в России их мучит идея счастья всеобщего — как всех осчастливить, даже если для этого необходимо пожертвовать собственной жизнью.
Русские — это вечное недовольство собой. Мы, подобно детям, готовы слушать всех, кто встал в позу учителя, и потому представители высокоразвитых стран думают, что они взрослее. Но ведь взрослость определяется не умением получать, а желанием отдавать, причём безо всякой выгоды для себя.
Отличительная черта русской души — бескорыстность; ни для какого другого народа совесть не является такой мучительной проблемой, как для нашего, потому что совесть заставляет жертвовать выгодой. Русскому человеку не нужно богатство, мы даже свободны от желания достатка, потому что русский всегда более озабочен проблемами духовного голода, поиском Смысла, нежели накопительством, — в этом пренебрежении материальным заключено духовное средоточие.
Только русский может летать над пропастью, оказавшись в полном безденежье, и при этом жертвуя всем ради захватившей его идеи. С точки зрения западного обывателя это безумие, но только такое состояние позволяет создавать гениальные творения.
Таинство русской души иноземцы склонны объяснять сумасшествием, только потому, что не в состоянии понять и объяснить странные поступки ненормальных русских. А объяснить не могут, потому что не могут принять. Поэтому и Достоевского называют сумасшедшим, и Ивана Грозного. Мы же, не ища никакой выгоды для себя, мечемся из стороны в сторону в поисках Бога, Веры, Любви".
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература 1998 год).

Сегодня русская идея в свете последних событий в мире требует уточнения и развития.
Объединённое Движение «Русская Философия» созвало Большой Философский Собор, призванный сформулировать единые онтологические основания русской идеи.

Но возможно ли проверить онтологический довод практически? Можно ли изучая общественное мнение о Русской идее сформулировать эти самую идею?!
Опыт моих опросов показывает: людям подчас трудно сформулировать русскую идею, но они её чувствуют сердцем, и когда подсказываешь, они соглашаются, что да, надо научиться любить, любить несмотря ни на что, жить в состоянии любви, в этом смысл жизни. Но любовь не следует понимать лишь как физиологическое или душевное состояние, а как МИРООТНОШЕНИЕ!

Русская идея это вселенская идея, и потому её суть и принцип есть отражение принципа мироустройства. Для меня онтологический довод существования Русской идеи в универсальности закона (принципа) устройства мироздания. Творение имеет принцип. И он во всём, всегда, везде: ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ и в Космосе, и на Земле...

Русская идея лично для меня это не государственная идеологема и не постулат национального превосходства. Если идея Запада (условно) это рационализм и прагматизм, то русская идея — это бескорыстная любовь и сострадание.
Основной вывод теории альтруизма заключается в том, что наш мир может спасти только бескорыстная любовь.

Русская идея метафизична, но и понятна большинству простых людей, способна изменить жизнь каждого. Это то, что на слуху у всех (как православие, самодержавие и народность), по-современному слоган или мем.

Быть может, цель жизни состоит в том, чтобы научиться любить, любить несмотря ни на что. Смысл – жить в состоянии любви! Любовь творить необходимость! Всё есть любовь!

Какой сегодня должна быть формулировка Русской Идеи?
По широте она должна быть универсальной общемировой и всечеловеческой, по глубине метафизической и всесубъектной, при этом конкретной, глубоко личностной и гуманистической.

Лично для меня Русская идея это не государственная идеологема и не постулат национального превосходства, а грань общечеловеческой идеи, и она не должна быть использована в качестве государственной идеологии.

Если идеи определяют политику, то наша задача так сформулировать Русскую идею, чтобы она изменила политику государства и в мире в целом.

Мир в тупике. Политики запутались. Выхода не видно. Но худой мир, как известно, лучше войны. Как победить противника, который в 30 раз сильнее? Только ЛЮБОВЬЮ!

Если идея Запада (условно) это рационализм и прагматизм, то Русская идея — это бескорыстная любовь и сострадание, спасение не себя лично, но и других.
Гёте писал: "Любовь есть закон, на котором держится мир".
В стихотворении "Два единства" сентябрь 1870 Гетё писал:

Из переполненной господним гневом чаши
Кровь льётся через край, и Запад тонет в ней.
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! –
Славянский мир, сомкнись тесней...

«Единство, – возвестил оракул наших дней, –
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью, –
А там увидим, что прочней...


Таков Закон существованья,
Вселенский Смысл и суть Творца.
Доступно каждому то знанье,
Как каждому дана душа.

Творение имеет принцип,
И он во всём, всегда, везде:
Любовь творит необходимость
И в Космосе, и на Земле.

Необходимость жить любовью,
Необходимость мир любить,
И принимать любовь и с болью,
И даже мучаясь, творить.

Творить любовь — необходимость!
И всё подчинено тому.
Ведь всё, к чему бы ни стремилось,
Творит зачем и почему.

Зачем себя осуществляем?
И почему хотим любви?
Тем волю Бога исполняем,
Достичь желая Красоты.

Творить себя — необходимость,
Любовь нас требует себе.
Что в Космосе — и в нас вместилось,
Вселенский смысл — он и во мне! —
ЛЮБОВЬ
ТВОРИТЬ
НЕОБХОДИМОСТЬ
(из моего романа-быль "Странник"(мистерия) на сайте Новая Русская Литература


P.S. Не стало моей мамы - моей дорогой мамулечки! - ушла навеки
Лучше всех знает нас только мама,
Как мы сами не знаем себя.
Ведь она нас носила, рожала,
Свою жизнь отдавая сполна.

Только мама о нас нам расскажет,
Как рождались и как мы росли,
Недостатки нам наши укажет
И подарит нам мысли свои.

И путь в жизни укажем нам мама,
И поддержит от страхов и бед,
И отдаст всё, что в жизни достала,
И всегда будет жить в нас вовек.
© Николай Кофырин - 1147
С любовью навсегда!




https://vk.com/video1243120_456244120

Поздравляю с Днём России!

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь.

А Вы согласны с РУССКОЙ ИДЕЕЙ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – https://www.nikolaykofyrin.ru
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
stepkin 12-06-2025-08:04 удалить
Записал несколько выступлений, посвящённых русским писателям, формулирующим Русскую Идею.
_________________________________________
Русскую идею прекрасно сформировали Михаил Жванецкий и Николай Задорнов, никак не Достоевский


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник РОССИЯ И РУССКАЯ ИДЕЯ | Николай_Кофырин - Дневник Николай_Кофырин | Лента друзей Николай_Кофырин / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»