
Суеверия и страхи.
«Все религии основаны
на страхе многих и ловкости
нескольких».
Стендаль.
Как я могу верить
Богу, если его не боюсь».
Из военного дневника.
М. Зощенко.
Суеверия человека тесно связаны со страхом. Многое пугало древних людей: грозы, наводнения, землетрясения, темнота, дикие звери и враждебные племена.
И чтобы умилостивить враждебный мир, найти с ним общий язык, люди начали «очеловечивать» природу, считать её живой.
Когда дерево, река или вулкан становятся «живыми» существами, появляется возможность «договориться» с ними и с помощью даров или молитв отвести от себя беду.
Следующим шагом было создание представлений о духах, населяющих мир и управляющих течением всех процессов.
Но так много этих духов и демонов развелось, которые управляют жизнью человека, движением планет, явлениями природы.
Поэтому следующей ступенью религии стало уменьшение количества богов до одного – двух десятков, а потом и переход к единобожию.
И общение с божеством помогает психически обрабатывать свой безрассудный страх перед бушующими стихиями и страстями.
И вот уже человек не беспомощно парализован перед насильственной природой.
Такая замена естествознания психологией дает облегчение.
И это помогает достижению уверенности, что указывает путь дальнейшего овладения ситуацией.
З. Фрейд полагал, что в отношении верующего человека к Богу есть очень много от отношения к отцу со стороны маленького ребенка.
Который, с одной стороны, боится его и терпит от него наказания, зачастую совершенно не понимая логики его поступков.
А с другой стороны, всегда может рассчитывать на его поддержку, за которую платит послушанием и поклонением.
И сейчас людей больше всего привлекает в идеи Бога, мысль о возможности поддержки и утешения со стороны Бога, который понимает, и заботиться о своих «детях».
И это дает чувство психологической защищенности, которое человек ищет у Бога.
Так же важна сама идея о высшем существе и творце всего сущего как организующей силы этого мира.
А с помощью религиозного мировоззрения сделать мир проще и понятнее.
Другие видят в религии своеобразный регулятор общественной морали, что определяет нормативы поведения людей.
Религия, как и любая идеологическая система, не может существовать без специальных служителей – жрецов, являющихся посредниками между Богом и людьми.
И они, как правило, стремились сделать единственным связующим звеном между верующими и божеством, так как это в любые времена давало им дополнительную материальную выгоду.
Ведь чем непонятнее, тем больший страх это может внушить.
А ритуалы у магов и колдунов? Или вот скажите, почему современные православные в нашей стране, ведут службу на церковном языке, таком непонятном.
А в Европе со средних времен обряды велись на латыни, чуждой для большинства жителей Европы.
Или вот тезис: «Бог прощает раскаивающемуся» - а что это значит?
Если человек покоряется священнику, то ему все прощается. Значит, церковь живет за счет прегрешений, чем больше кающихся, тем больше даров.
И вот если страха перед Богом не хватает, то церковники извлекают на свет божий дьявола.
Кто-то из деятелей эпохи Просвещения остроумно заметил, что христианская религия похожа на медаль – на одной стороне у нее Бог, а на другой – Сатана.
И все плохое и непонятное, что твориться на Земле, все это «сваливают» на дьявола и его слуг.
Если людей не удается удержать в повиновении, обещая им рай, то их еще можно напугать муками ада.
За два тысячелетия церковники создали целое учение о дьяволе – так называемую демонологию, которая отсутствовала у истоков христианства.
Идея Сатаны оказалась столь привлекательной и так успешно внушала страх людям.
И именно под предлогом борьбы с Сатаной церковники замучили и сожгли сотни тысяч ни в чем не повинных людей, при этом искалечив души миллионов.
О ПСИХОЛОГИИ СТРАХА подробно на
http://rapport.sitecity.ru