Это цитата сообщения
Александр_Ш_Крылов Оригинальное сообщениеБорис Михайлович КУСТОДИЕВ
[583x700]
Родился 23 февраля 1878 года в Астрахане - умер 26 мая 1927 года в Ленинграде.
Трудно, наверное, найти в мировой живописи пример более преданного служения именно русскому искусству, чем жизнь и творчество нашей отечественной любви и гордости - Бориса Михайловича Кустодиева. Прикованный последнее десятилетие жизни к инвалидной коляске, испытывающий постоянные мучительные боли, часто работающий лежа под установленным над ним холстом, художник именно в эти годы создал особенно много полных красочности и жизнелюбия полотен. Он как бы творил в соответствии с имеющей хождение в наши годы народной прибауткой - хорошего должно быть много.
Много русского раздолья и удали в "Масленице" (1916), таланта и широты русского человека в "Портрете Федора Шаляпина" (1921), доброго, женского и, следовательно, прекрасного в "Красавице" (1915, 1921), "Купчихе за чаем" (1918), "Купчихе с зеркалом" (1920), "Русской Венере" (1925-1926).
А родился Кустодиев в небогатой семье в Астрахани, где до сих пор чувствуются следы некогда процветавшего купеческого сословия. После смерти отца (1879) юный Борис учился в духовном училище и семинарии (кстати, все четверо детей рано умершего Михаила Лукича Кустодиева и ставшей молодой вдовой Екатерины Прохоровны учились на казенный счет).
"Автопортрет" 1912
В 1895 году Б. Кустодиев уезжает в Петербург и поступает в Академию художеств. Очень скоро юноша был замечен И.Е. Репиным, который предлагает ему все же в качестве соавтора, нежели помощника, работать над масштабной картиной "Заседание Государственного совета". Студентом пишет портреты известных деятелей культуры. "Портрет художника Ивана Яковлевича Билибина" (1901) и "Портрет профессора гравирования Василия Васильевича Матэ" (1902) приносят Б. Кустодиеву широкую известность. Окончив в 1904 году Академию, художник уезжает в пенсионерскую поездку, побывает во Франции и Испании. До окончания срока командировки возвращается в Россию, где продолжается его интенсивная жизнь в русском искусстве: портреты, широкие народные гуляния и просто быт, русские красавицы, иллюстрирование книг, борьба с болезнью и снова живописные полотна, рисунки, иллюстрации, оформление спектаклей.
[535x700]
"Портрет художника Ивана Яковлевича Билибина" 1901
[650x452]
"Постановка натуры в мастерской И. Репина" 1899
[450x625]
"Портрет И.Е.Репина" Этюд. 1902
[603x600]
"Император Николай II" 1915
[423x625]
"Портрет А.Н.Протасовой" 1900
[381x625]
"Монахиня" 1901
[319x625]
"Портрет Д.Ф.Богословского" 1900 ГТГ
[448x625]
"Натурщик в шинели" 1900
[700x509]
"Возмущение слобод против бояр (Бунт против бояр на старой Руси)" 1897
[576x700]
"Выход царя Ивана Грозного" 1900
[521x625]
"Портрет М.Е.Хейлика" 1901
[625x462]
"Портрет писателя Д.Л.Мордовцева" 1901
[500x417]
"Автопортрет" Начало 1900-х
[518x625]
"Портрет Степана Лукича Никольского, дяди художника" 1901
[700x604]
"Портрет Василия Васильевича Матэ" 1902
[619x700]
"Портрет Юлии Евстафьевны Кустодиевой, жены художника" 1903
[700x322]
"Масленица" 1916
[700x580]
"Провинция" 1919
[700x491]
[700x518]
"В старом Суздале"
[700x567]
[698x700]
[700x502]
"Венеция" 1907
[700x486]
"Кони Св. Марка" 1907
[469x625]
"Портрет коменданта Мариинского дворца генерал-майора Павла Аркадьевича Шевелева" 1903
[500x665]
[700x579]
"Утро" 1904
[331x625]
"Портрет женщины в голубом (Портрет П.М. Судковской)" 1906
[431x500]
"На террасе" 1906
[557x700]
"Портрет священника и дьякона" 1907
[553x625]
Портрет А.Д.Романовой" 1908
[555x700]
"Портрет писательницы Александры Васильевны Шварц" 1906
[503x700]
"Портрет Ф.К. Сологуба" 1907
[535x700]
"Портрет Ю.Е.Кустодиевой"
[453x600]
"Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой" 1907
[414x625]
"Монахиня" 1908 (Игуменья Страроладожского монастыря Олимпиада )
[561x700]
[597x700]
"Портрет Р.И.Нотгафт" 1909
[550x452]
"В ложе" 1909
[352x625]
"Монахиня" 1908
[446x625]
"Портрет П.Л.Барка" 1909
[449x699]
[627x700]
"Портрет дамы. Модель" 1908
[553x700]
"Портрет Т.Ф. Давыдовой" 1912
[700x666]
"Купание"
[515x700]
"Портрет Ренэ Ивановны Нотгафт" 1914
[365x500]
"А.С.Пушкин на набережной Невы" 1915
[659x700]
[600x407]
"Лежащая натурщица" 1915
[580x400]
"Одалиска"
[700x537]
"Красавица" 1915
Станислав Садальский пишет: "Несомненно и сам художник был влюблен в свою натурщицу.
Позировала ему 21-летняя актриса МХАТ Фаина Шевченко - будущая народная артистка СССР, орденоносец и лауреат двух Сталинских премий ))
Позировать красавица согласилась легко, но когда узнала, что раздеться надо полностью, отказалась.
- Мне такой позор не нужен, - сказала она. Я – актриса Художественного театра. И что? Тысячи людей увидят меня голой?
Долго и нежно уговаривал Фаину Борис Михайлович. Не для себя, а «для искусства ради».
И уговорил.
[441x700]
Фаина Шевченко в спектакле МХАТ "Царь Федор Иоаннович"
[700x604]
"Балаганы" 1917
После революции художник не оставил своего «призвания»; однако, в его творчестве появились новые типы и мотивы в которых он видит тот же русский быт. «Говорят, что русский быт умер, что он «убит» революцией. Своей новой композицией «Матрос и милая», вызывавшей нарекания его друзей, он особенно гордился и дорожил, замечая, что эта сцена «подсмотрена из жизни».
[499x598]
"Матрос и милая" 1921
С 1911 года обострилось давнее недомогание художника – мучительные боли в спине. Он подолгу лечился в больницах и клиниках, в том числе и за границей, перенес несколько тяжелых операций. В 1916 году опухоль на позвоночнике была удалена, но художник оказался до конца жизни прикованным к постели и инвалидной коляске. Однако, он продолжает работать и поражает своей неутомимостью, силой воли и желанием жить и радоваться.
Революционные события 1917 года воспринимались им как проявление самой жизни. Он искал новые пути в творчестве: если и раньше он, интересуясь литографией, работал в мастерской В.В.Мате, теперь начинал осваивать линогравюру и много работать для иллюстрирования книг, занялся политическим и рекламным плакатом. Кустодиев участвовал в оформлении Петрограда к революционным праздникам, сотрудничал со многими петроградскими издательствами (с 1919).
Несмотря на трудности передвижения, Кустодиев работал над театральными постановками. С 1911 года он был художником нескольких московских театров: театра К.Н.Незлобина, МХТ (1914–1915), МХАТ-2 (1924). Дебютом художника как театрального художника стало оформление пьесы А.Н.Островского "Горячее сердце" в московском театре Незлобина.
[700x420]
"Площадь на выезде из города" Эскиз декорации к спектаклю А. Н. Островского «Горячее сердце»
Он много работал над декорациями, костюмами, придумывал грим в постановках пьес Островского, Салтыкова-Щедрина, к операм Н.А.Римского-Корсакова А.Н.Серова, М.П.Мусоргского. Оформил спектакль "Блоха" по Н.С.Лескову. Работа для театра привлекала художника возможностью воссоздания «воображаемой жизни», когда на сцене возникает иллюзия ожившей картины – игра актера соединяется с работой художника.
В послереволюционном Петрограде полупарализованный художник оказался в тяжелейших условиях. Не имея уже возможности выехать за границу для лечения, прикованный к креслу, он продолжает работать. Многие люди, даже и не бывшие его близкими знакомыми раньше, приходили навестить Кустодиева, зная о его бедственном положении. Так к нему заходили М.В.Нестеров, К.А.Сомов. Маленький Дмитрий Шостакович, друг его дочери Ирины, приходил к ним в гости и играл на фортепиано.
В 1920 году в Петрограде прошла единственная прижизненная персональная выставка художника. В 1923 его приглашали в образованную в 1922 году Ассоциацию художников революционной России (АХРР) единственного члена объединения "Мир искусства".
Незадолго до смерти художника, в 1925 году, вышла монография Воинова о Борисе Михайловиче Кустодиеве. Эта книга создается при непосредственном участии художника; Воинов часто бывал в их доме, зачитывал свои главы, Кустодиев сам работал над оформлением книги.
Весной 1927 года, не достигнув 50-летия, художник умирает в Ленинграде, окруженный любящей семьей. Многие откликнулись на смерть Кустодиева статьями, некрологами, воспоминаниями: М.Горький, Ф.И.Шаляпин, К.С.Петров-Водкин, И.Э.Грабарь, И.И.Бродский, М.В.Добужинский.
[400x493]
"Купчиха пьет чай" 1918
[576x600]
"Купчиха за чаем" 1918
[577x700]
"Пасхальный обряд (Христосование)"
[357x700]
"Купчиха" 1918
[531x700]
"Kупчиха с зеркалом" 1918
[646x645]
"Купчиха за чаем" 1920
[686x416]
"Купчиха и домовой" 1922
[420x342]
"Купчиха за чаем" 1923
[487x625]
"Портрет искусствоведа и реставратора А.И.Анисимова" 1915
[700x407]
Эскиз группового портрета художников объединения «Мир искусства». 1916-1920
[453x700]
"Портрет А.П.Остроумовой-Лебедевой" Этюд к неосуществлённой картине 1910
[361x400]
"ПОРТРЕТ Н.К. РЕРИХА" 1915
[543x700]
"Портрет художника Е.Е.Лансере"
[567x700]
"Портрет художника К.А.Сомова" 1914
[546x700]
"Портрет Льва Бакста" 1910
[458x700]
"Портрет художника и историка искусства И.Э.Грабаря" 1916
[568x625]
"Портрет Я.И.Лаврина" 1909
[640x484]
"Портрет графини Грабовской" 1917
[384x700]
[420x625]
"Портрет Любови Борисовны Боргман" 1915
[700x512]
«Заснеженный русский город» 1917
[700x481]
"Морозный день" 1913
[700x518]
"Масленница"
[700x668]
«Зимний пейзаж» 1919
[698x700]
"Летний пейзаж"
[434x700]
"Портрет Георгия Семеновича Верейского" 1917
[517x700]
"Женщина с чашкой"
[543x700]
"Портрет Н. К. фон Мекка" 1913
[575x700]
"Портрет Т.Н.Чижовой" 1925
[518x700]
"Женщина с зеркалом" 1926
[501x600]
"Евгений Замятин"
[512x700]
Портрет И.Б.Кустодиевой, дочери художника" 1926
[438x625]
"Портрет композитора Д.В.Морозова" 1919
[594x599]
"Портрет академиков Петра Леонидовича Капицы и Семёнова" 1921
[330x512]
«Фурначева» 1914
[700x430]
«Зимняя ярмарка» 1921
[523x700]
«Машка - дочь купеческая» 1924
[575x692]
[625x542]
"Портрет скульптора и архитектора И.С.Золотаревского" 1922
[562x700]
"Портрет Ф.И.Шаляпина" 1922
[550x557]
"У окна" 1921
[501x660]
"Портрет Ю.Е.Кустодиевой" 1915
[622x625]
"Портрет К.Б.Кустодиева" 1922
[552x700]
"Наталья Оршанская"
[566x700]
"Портрет Волошина" 1924
[517x600]
[484x463]
"Портрет Н.И.Ивановой" 1926