• Авторизация


Как сделать портрет у себя дома , без особых усилий и мучений, в техническом плане. 29-02-2012 09:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Довольно часто люди думают, что хороший портрет можно сделать лишь в студии, где есть особые осветительные приборы, оборудование, в виде фонов, держателей и отражателей, подвесных систем и “журавлей”, дым-машин, ветродуев и всяких насадок… Могу смело сказать – это не так! Портрет можно сделать даже в своей комнате, где есть окно. Скажу честно – такой вариант мне очень нравится, т.к. дает возможность снимать портреты легко и непринужденно, а самое главное - модель уверенно и спокойно себя чувствует, стоя у окна. Её не пугают свисающие лампы и не бьёт в глаза слепящий луч фотовспышки. Более того, именно этот свет позволяет делать разные варианты портрета: от мягкого изображения до контрастного, жесткого варианта. Это хорошо, т.к. есть возможности для воплощения творческих идей и претворения их в жизнь, и при этом, без особых материальных затрат.)
На эту тему у меня было несколько мастер-классов и именно из-за большой заинтересованнос
ти людей решил написать эту статью. Думаю, что мои советы и именно личный опыт пригодятся заинтересованным и тем любителям фотографии, которым близок именно этот жанр.


[479x700]Что важно при такой съемке? Моментов не так уж и много - это размер окна и его расположение в комнате. Чем больше размер окна, тем существеннее в качественном значении будет света, и тем больше и интересней будет блик в глазах модели. Второй момент, который меня интересует – это возможность отойти на некоторое расстояние от модели и при этом не упереться в стенку, т.к. в случае ограничения на передвижение, в кадр не помещается то, что мне нужно, а снимать портрет широкоугольной оптикой я не советую… Т.е. я говорю о месте расположении окна в помещении. Если окно находится точно посередине комнаты, а комната узка, то возможность стать с фотоаппаратом справа или слева минимальна…
В моей домашней студии именно так всё и есть.) Хотя, я иногда умудряюсь снимать портретным объективом, но тут, правда, получаются только крупноплановые портреты, где глаза и часть лица попадают в кадр.
Немаловажно и то, как и чем “оформлены” стены в помещении. Дело в том, что есть такой неприятный момент, как цветовой рефлекс. Если на стенах обои синие, то оттенок на модели будет преобладать именно в этой зоне спектра. Случайно оказавшаяся рядом с моделью розовая занавеска даст оттенок розового на лице, а пол, если он покрыт зеленоватым ковром может привнести общему изображению и этот тон. Неслучайно в студиях стены стараются окрасить в нейтральные тона, желательно серые. Хорошо когда потолок – белый, т.к. это хороший отражатель, позволяющий смягчить тени на лице и фигуре нашей модели.
Важный момент: старайтесь, чтобы на модель не попадал прямой солнечный свет. Лично я предпочитаю свет рассеянный, т.к. он даёт мне возможность управлять световым рисунком за счет удаления от окна модели. Т.е. если модель близко к окну – она освещена больше и контраст тогда минимален. Стоит ей отойти на пару шагов внутрь и контраст возрастает. Значит, у нас появляется возможность регулировать контраст и управлять световым рисунком.
И, дабы не говорить только и рассказывать, хочу показать мою комнату, которую я оборудовал для съемки портретов. На верхнем снимке – окно и его расположение в помещении, а на втором кадре - это противоположная стена. Тут я приклепил на стену держатели для фонов. Очень удобная штука: потянул за веревочку и вот тебе белый фон, нужно убрать, снова потянул и заменил фон на другой…
Обратите внимание, что я специально при ремонте комнаты поставил себе задачу окрасить стены в светло-серые оттенки и пол постелил таким ламинатом, что бы он меньше давал паразитных цветовых рефлексов.
Оборудование.
При выборе фотоаппарата, большинство людей исходят из 2-х принципов: купить то, что им по средствам и это правильно. Другие же считают: имея хорошую камеру, снимки будут уже хорошие. Никогда не забуду, как ко мне на страничку заглянул молодой человек, посмотрел, почитал и выдал: «А, тут всё понятно! С такой камерой любой дурак может…» На что я предложил встретиться и дать возможность сделать несколько кадров моей камерой, правда, предупредив, что в пользовательских настройках моей камеры нет кнопочки «Шедевр».)
Всё это к тому, что не стоит так уж уповать на мегапиксели и ориентироваться на цену фотоаппарата, сравнимую со стоимостью неплохой машины… Я снимал свои портреты на цифровую мыльницу с разрешением около 3 мп. и выглядели они вполне прилично. Так что, фотографируйте тем, что у вас есть. В будущем, почувствовав вкус к этому жанру, сами определитесь: что вам нужно и для чего…
Лично для меня моя камера – это часть и продолжение не только моих рук, но и возможность получить то, что мне хочется видеть в итоге. Мне иногда приходится по просьбе заказчика распечатывать снимки довольно приличного формата и, если бы я имел мыльницу или зеркалку начального уровня, то вряд ли смог бы это сделать… Так что выбор за вами, но всегда должно быть понимание: для чего вы снимаете и зачем вам это нужно. Я не раз приводил примеры, как можно обычным объективом сделать прекрасную работу, но никогда не ставил во главу угла осуждение того или иного фотоаппарата.
Безусловно, качество и возможности камеры влияют на качество снимка, но всегда помните: камера это не более, чем инструмент. И если вы не знакомы с Инструкцией к ва-шей камере, то не советую начинать сразу же снимать, т.к. возможности современных цифровых фотоаппаратов настолько огромны, что знать эти нюансы должен человек, который решил заняться фотографией серьезно. Из этих знаний складывается багаж опыта и всё это пригодится в дальнейшей работе. Первый мой совет: читайте Инструкцию к вашему фотоаппарату. Нужное, полезное и важное дело!
Иногда я поражаюсь, видя, как человек, имея средненькую камеру, делает потрясающей красоты снимки: как в композиционном плане, так и в техническом исполнении. И, безусловно, тут есть доля «дара и таланта, искры Божьей», но и явно видно Желание автора творить. И это приятно, это радует. Печально, но также, довольно часто встречаю, как сейчас модно говорить: «фотки», от любителей щелкать всё подряд, на что глаз упал… Не в осуждение это пишу, а с искренним сожалением, т.к. технический прогресс превратил из Таинства Фотографии в откровенный пофигизм пользователя…(
Раньше, имея катушку фотопленки ты был ограничен 6-12 (средний формат) и 36 кадрами на узком формате. Это ограничение заставляло в первую очередь ДУМАТЬ, а не тупо нажимать на кнопку затвора по любому поводу… Прекрасно понимаю, что имея 32 гб на своей флешке трудно побороть искушение не исщёлкать всё, что видится - ведь кругом такая красота! Только вот видя странички какого-нибудь пользователя, я поражаюсь однообразием и обилием снимков модели, которую исщёлкали «от души», только вот выбрать из этой массы один, но стоящий кадр затруднительно и утомительно для любого зрителя. Не раз писал об этом и говорил коллегам: выберете пару-тройку, но таких кадров, что бы можно было посмотреть и понять, что же вы хотели показать своему зрителю. Так же и со свадебными снимками: десяток, другой, сотня… А по мне, пусть один кадр, но такой, что бы порадоваться за человека, которому удалось запечатлеть Миг Мгновения!
Есть у меня знакомый, который профессионально занимается фотографией и, естественно, его приглашают на свадьбы… Как-то он показал мне, что и как снимает. Я был просто поражен огромным количеством нащёлкнутого! Представьте себе: невеста выходит из машины – 15 кадров. Вот она взяла ручку в ЗАГСе – еще 10, и т.д. и т.п… Он ставит свой фотоаппарат в режим скоростной съемки и щёлкает, щёлкает…в надежде получить тот единственный и неповторимый кадр. Я ему предложил сменить фотоаппарат на видео камеру. Кстати, обратил внимание, читая на фотосайтах свадебных фотографов, когда пишут: гарантирую не менее 1000 кадров! Видимо, количеством решили молодых взять.
Сегодня, куда не плюнь (извиняюсь за такое сравнение) – непременно попадёшь в человека с камерой: мыльницы и телефоны, iPods, зеркалки и в/камеры, народ щёлкает всё подряд. Я понимаю, что выложив в социальной сети перекошенную свою физиономию, это вызывает весёлый смех знающих тебя, но это не Портрет – это именно «фотка»! Наверное, это и породило такое выражение: «Сфотай меня!» Я всегда морщусь слыша эти словечки… Понимаю – сленг, но именно такие слова мне говорят о многом и, в частности, об отношении к фотографии этого человека.
Иногда приходится читать на своих страничках, когда мне дают советы, что так «фотать не надо…» Попытки объяснить, что я не «фотаю», вызывает искреннее удивление… Ну, да бог с ними, у нас задача куда интереснее – мы познаём Таинство фотографирования
.
Итак, познавая основы композиции (компоновка предметов, объектов в кадровом пространстве), чувствуя и горя желанием, настраивая себя на самосовершенство
вание, даю совет: рассматривайте и изучайте фотографии разных авторов – это ощутимо даёт толчок к заинтересованности и, в конечном итоге, к созиданию и творческому росту. Именно это позволяет нам делать с ним
Итак, познавая основы композиции (компоновка предметов, объектов в кадровом пространстве), чувствуя и горя желанием, настраивая себя на самосовершенствование, даю совет: рассматривайте и изучайте фотографии разных авторов – это ощутимо даёт толчок к заинтересованности и, в конечном итоге, к созиданию и творческому росту. Именно это позволяет нам делать снимки выразительными, притягивающие глаз людей; и не пройдёт тогда зритель мимо, а это важно всем участникам, и это всегда приятно автору.
«Фотография - это тайна, в которой заключена ещё одна тайна. Чем больше она открывается вам, тем меньше вы знаете». (Диана Арбус)
Но вернемся снова к техническим моментам и теперь хочу я поговорить об объективах. Внимательный зритель обратил, наверное, внимание, что я постоянно в поиске интересной и нужной мне оптики. Как-никак, но именно оптика позволяет передавать множество нюансов! На своих страничках я постоянно делюсь информацией о том или ином объективе: о его достоинствах и недостатках, о его преимуществах, в сравнении с тем или иным оптическим рисунком того или иного объектива… Всё это наглядно видно и каждый может сделать для себя определенные выводы.
Снимая портрет, я стараюсь использовать оптику с фокусным расстоянием 70-90мм (для полноматричных камер; для камер, имеющих кроп-фактор это легко расчитать помножив конкретное фокусное расстояние объектива, скажем 50 мм на 1,6. Получается – 80 мм ), хотя не стесняюсь использовать и 50 мм. Но, используя 50 мм важно не подходить близко и быть особо внимательным при выборе ракурса, т.к. возможны искажения пропорций лица или других частей тела. Т.е. у тех, кто имеет стандартный зумм-объектив, может смело ставить его в длиннофокусное положение и фотографировать разноплановые варианты. Единственная проблема – это светосила! Это важный для меня показатель и, т.к. я начал эту статью именно о съемке портрета при естественном “оконном” освещении, то тут, возможно, многим не обойтись без штатива. И это понятно, т.к. обычный объектив не может похвастаться светосилой и имеет значение 1:3,5-5,6. Использование штатива - это хорошо, т.к. дает возможность тщательно и не торопясь откадрировать то, что снимаете, а также исключит, так называемую “шевелёнку”. Кадры будут резкими, но с другой стороны, используя длинные выдержки мы теряем возможность поймать Момент. Ведь наша модель будет напряжена и всегда должна замирать по нашей просьбе…
(небольшое отступление. Когда я только пришёл в фотографию, то начинал в фотолаборатории при одном предприятии. Был у нас руководитель этой лаборатории и я всегда улыбался, как он снимал людей. Камера была огромная, форматная: помните, раньше фотографы накрывались черной тряпочкой, что бы на резкость навести… Потом, снималась крышечка с объектива и фотограф считал про себя время, нужное для экспонирования фотопластины. Модель сидела неподвижно и тупо смотрела в объектив… Вот, мой начальник, вылезал с клокоченной головой из под этой тряпки и дико вращая глазами кричал: “Сюда, сюда, на руку смотрим!” и… снимал с объектива крышку. Модель в неком замешательстве этого священнодействия замирала от восторга, потому что он всегда заканчивал словами: “Это что-то!!!” Они, бедные, надеялись на Результат и ту эмоцию, что вкладывал наш фотограф своим возгласом… Я же, наблюдая со стороны видел эти вытаращенные глаза модели, видел заваленность на стул и понимал – ерунда! Особенно “доставалось” полным женщинами, у которых “грудь заваливалась за спину”, а так же возникало 2, а то и 3 подбородка… При отдаче готовых отпечатков, он “выкручивался”: “Нужно меньше есть, товарищи!”)
Я в ту пору как раз работал и учился, и именно портрет меня интересовал. Да и Учителя были знатные! А я ругался со своими стариками на работе, чуть ли не до драки… Доказывал, убеждал, показывал примеры: как нужно и что нужно… Искал световые схемы и придумывал новые проявители, разрабатывал нестандартные композиции для растворов и мастерил светильники… Взохнули они только тогда, когда я уволился и перешёл в другую фотолабораторию, где я был уже сам себе хозяин. Но, как мне было приятно, когда спустя лет 15 встретил одну женщину с старой работы, которая радостно сказала, что мой портрет она хранит и бережёт .)
“Сейчас птичка вылетит!” – кто не помнит этот момент в нашей жизни. И, посмотрите на те фотографии: модели напряженные, они боятся пошевелиться. Я иногда это использую в своих работах, когда хочу показать вариант стилизации под ретро, старину и это проходит – опыт есть. Но начинающему портретисту тут сложно и не комфотно: он сам “трясётся” и модель его напряжена… Может поэтому я не раз слышал от своих моделей, что они-де лучше всего получаются в естественной “среде”, т.е. когда их снимали где-то на природе, где они даже и не догадывались о том, что их фотографируют. Именно расслабление позволяет придать портрету особую выразительность.
Отсюда вывод: первые ваши модели должны вам доверять! Значит, это могут быть родственники и знакомые, наши дети и родители. Вот, с ними и начните свои эксперименты.
А что делать если к вам пришел человек малознакомый? Когда и как приступить к фото-графировани
ю человека?
Не спешите! Прежде всего, улыбнитесь ему, поговорите, найдите общие темы и интере-сы, предложите чай, кофе, включите музыку (я иногда и вино предлагаю)). Нам нужно со-здать условия, при которых человек расслабится, почувствовал себя раскованным. Мы должны показать, что здесь друг, а не просто человек с фотоаппаратом, который чего-то там хочет.... Нужно объяснить, что нужно стать единомышленником в этом творческом процессе и только помощь друг друга может привести к положительному результату.
Именно с этого и начинается творческий процесс создания Портрета!
Но, вернёмся снова к технике: почему всё же длиннофокусный объектив так важен при съемке портрета? Ответ очевиден: длиннофокусный объектив позволяет выделить главный сюжет в кадре. При этом длиннофокусная оптика, имеющая меньшую глубину резкости, несколько «размоет» задний план, который не будет привлекать внимание зрителя. А имея еще и светосильный объектив, вы сможете в полной мере увидеть и понять прелесть портрета, где Главное выделено резкостью (обычно это глаза), а все остальное уходит в размытие, создавая приятную объемность и прида-вая пространственнос
ть изображению.
Но, вернёмся снова к технике: почему всё же длиннофокусный объектив так важен при съемке портрета? Ответ очевиден: длиннофокусный объектив позволяет выделить главный сюжет в кадре. При этом длиннофокусная оптика, имеющая меньшую глубину резкости, несколько «размоет» задний план, который не будет привлекать внимание зрителя. А имея еще и светосильный объектив, вы сможете в полной мере увидеть и понять прелесть портрета, где Главное выделено резкостью (обычно это глаза), а все остальное уходит в размытие, создавая приятную объемность и прида-вая пространственность изображению.
Фон.
Тут главное, не попасть в плен собственных заблуждений… Я это прошёл, когда снимал и имел в свое время фоны с разными рисунками, с пятнами и росписями. Сегодня предпочитаю работать с фонами однотонными, без всякого рисунка и использую в основном 3: белый, серый и черный.
Что может служить фоном? Да всё что угодно! Простыня (только без полос и разводов), кусок ковра, обратная сторона линолиума, листы ватмана, склеенные в один большой лист… Я в свое время практиковал очень интересный вариант: на рынке для любителей-садово
дов купил нетканный материал, он называется “укрывной”. Имеет несколько цветовых оттенков и разную плотность. Ширина – 3 (!) метра. Очень мне он нравился, но постепенно отошёл от него из-за жуткой способности его искрить. Чуть тронешь, так током бьет! Но, он стоит буквально “копейки” и поэтому советую присмотреться к нему. Правда, он мнётся и это тоже минус его. Я по-разному его “разглаживал” и даже один раз сдуру решил утюгом пройтись… Потом сидел и очищал шкуркой, что бы жена не увидела .) Но когда наматал его на трубу, то всё стало замечательно.
Короче, не стесняйтесь в своих поисках и, порой, даже, казалось бы бредовый вариант, может оказаться довольно приятным в использовании его на практике.
Если вам нужен абсолютно темный фон, то лучше бархата ничего нет и не придумано. Единственная проблема у этого материала, он катастрафически поглощает свет! Т.е. вам не удасться что-то подсветить или сделать световое пятно на этом материале, либо это будет, но фоновый свет должен быть очень приличной мощности. Поэтому я всё же за черный сатин – дешево и точно черный будет на снимке.)
Отражатель.
Некоторые начинающие фотолюбители почему-то считают, что только фирменный отражатель будет работать без проблем. Это не так! Любой фрагмент светлого материала (ватман, кусок белой материи, та же простыня, или даже оторванный лист от светлых обоев) – все это отражатель. Его нужность проявляется тогда, когда мы видим и чувствуем, что зетемненная часть лица “теряется” и детали пропадают, а это не всегда желательно. Именно с помощью отражателя удастся справится с этой проблемой.
Вопрос: как его держать или установить, что бы он не отвлекал от процесса съемки, и меня долгие годы мучил, пока не приобрёл себе специальный держатель для отражателя. Например,, вот такой - http://www.fotop
lus.su/catalog/item?id=1606
Сейчас, купить эту вещь можно без особых проблем, а применение его с лихвой вернётся к вам в виде удобства и комфорта. К держателю нужно еще и штативную стойку найти и тогда вам не потребуется помощник.
Для чего же он нужен? Давайте разберём его возможности.
Первое его свойство – это перенаправление света. Т.е., убираем отраженным светом резкие тени и смягчаем рисунок. Я, обычно, ис-пользую матовый отражатель, хотя, некоторым нравится и зеркальная поверхность. Только для меня от него уж больно сильный эффект. Недавно я все же решился на приобретение фирменного отражателя - http://www.refle
ctors.ru/cash/marks/124_220_382.html Дорого? Понимаю, но я в вос-торге и именно от того, что там всё так оригинально продумано: серебряные нити переплетаются вместе с золотыми. Эффект не такой яркий, как от китайского вари-анта и мне это очень нравится. Да и места он мало занимает.
Второе назначение отражателя – это возможность создать с его помощью источник света. Да, именно так, вы не ослышались. Например, вы имеете выносную вспышку и именно её свет и направляем на отражатель… Получается довольно большой по размеру источник освещения и, опять, если использовать матовую сторону, можем получить приятный, рассеянный свет.
И, еще один вариант. Если у вас отражатель имеет прозрачную основу и большой размер, то им, при ярком солнце можно закрыть модель. Не накрыть, а именно за-крыть солнышко и яркие лучи его, создав таким образом мягкое, гармоничное освещение.
Что важно помнить: отраженный свет по интенсивности менее ярок, чем основной источник. Так же важно: источники света и отражатели, всегда располагайте естественно — чуть выше лица. Чтобы картина светотени была адекватной восприятию. Хотя я видел не раз, когда источник света или отражатель располагали снизу лица. Тут главное – не перестараться, что бы отраженный свет был именно отраженным, подсвечивал тени, а не давал повод зрителю воспринять нижний свет, как основной. Обычно этот свет называют «свет рампы» и используют его для особых эффектов, таких, как, например, придание образу некой мистичности (ужастики именно с этим светом снимают). Уверен, что не каждому такой вариант будет по душе и не каждая модель адекватно отреагирует, увидя себя в этом необычном образе.

Сергей Миронов fotki.yandex.ru/users/volizugor/view/579416/?page=2

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Как сделать портрет у себя дома , без особых усилий и мучений, в техническом плане. | RomRomik - Не ищи врагов вне себя | Лента друзей RomRomik / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»