Посмотрела наконец долгожданный, ставший почти культовым, Objectified. За первые полчаса я даже простила создателям нежелание приехать на Design Act прошлым летом, но к концу немного поостыла.
Во-первых, желание показать все подходы к промдизайну, от самого технично-индустриального до призрачно-концептуального, понятно и логично. Но тому, кто с дизайном совсем незнаком — это все равно малопонятно и малоинтересно, а тому кто знаком хоть немного — очевидно.
Во-вторых, неизбежный реверанс в сторону экологической сознательности, особенно после того как Паoла Антонелли (MOMA, NY), говорит, что дизайнеры работают для 10% населения — выглядит совершенно неискренним, притянутым за уши и излишним. Давайте признаемся уже, что дизайн неэкологичен по определению: экологичней всего будет просто не делать еще один стул. Признаемся, и перестанем кокетливо плевать в собственный колодец ради псевдотолерантности масс.
В-третьих, через час примерно, начинает казаться, что пять двадцатиминутных лекций тех же людей на TEDe, впитались бы в мозг эффективней полуторачасового мелконарезанного салата.
Вместе с тем, смотреть стоит. Потому что, например:
Джонатан Айв (Apple) о том что он делает: «Mы постоянно задаемся вопросом «Почему это сделано именно так?», соприкасаясь с различными предметами. Мы стараемся делать вещи которые не вызывают таких вопросов. Вещи «Ну конечно это так. Как же может быть по-другому?»
Дэн Формоса (Smart Design) о разработке картофелечистки с резиновой ручкой для OXO: «Нас не интересует мнение среднестатистической матери с тремя детъми. Нас интересуют крайности. Если человек с артритом может пользоваться этой картофелечисткой — значит все могут».
Дитер Рамс (все легендарные дизайны Braun) о хорошем дизайне: «Хороший дизайн это как можно меньше дизайна».
Марк Ньюсон о том как все плохо в дизайне для детей: «Моей дочери 9 месяцев. Каждый день я сталкиваюсь с умопомрачительно ужасающими вещами. Я просто вижу этот дебильный детский стульчик и я хочу выкинуть его нафиг. Но у меня нет никаких альтернатив».
Роб Уокер (критик NY Times) о терминологии: «Проблема в том, что „дизайн“ стал слишком широким понятием, что бы использовать его как определение. Мы же не говорим: „Писательство — это важно“. Мы можем конечно так сказать, но какое писательство? О чем вообще речь?»
*все цитаты приведены по памяти и в свободном переводе.