02.01. День шестой. Грандиозное турне.
Поскольку планы на сегодня грандиозные, купили билет на автобус на день за 1.5 лиры. Доехали до Валетты, а оттуда на 8-м автобусе до Храма Таршиена. Подобные храмы, называемые мегалитами, являются одной из достопримечательностей Мальты, так как построены они, как предполагается, около 4 тысяч лет назад. Пирамиды Египта позже. Приехали к девяти утра. Пока вход в музей был закрыт, я погулял по округе. Рядом в парке заметил интересную статую Мадонны. Интерес состоял не в самой фигуре, а в том, что надпись на скульптуре «Защити меня» была сделана на пяти языках, в том числе на русском. Цена билета в музей (он же храм) 1 лира. Но в самом храме ничего примечательного нет. Развалины часовни, не иначе. Какие-то камни с рисунками и без. Настёна предполагала (по опыту Греции), что сохранить в нормальном виде сооружения старше века 16-17 просто нереально. Убедились ещё раз. В итоге через 15-20 минут мы уже освободились. Обратно до Валетты, а оттуда на 138 автобусе к Голубому гроту. Этот маршрут идёт прямо до моря, поэтому 2 км топать не пришлось. И что мы увидели? Волны высотой в метр. И опять все лодки на берегу. Как и предсказывали вчера. И если вчера деньги лодочникам нужны не были, то сегодня заработать и не получится. Хотя штормящее море, безусловно, красиво! Прыгнули на 138-й автобус и обратно. Правда, в Зуррике водитель нас пересадил в другой автобус. Мы уж подумали, что попали в заколдованное место и опять тут останемся, но обошлось. Я предложил съездить в рыбацкий посёлок Марсашлокк в 9 км от Валетты. Сказано-сделано. 27-й автобус через полчаса привёз нас на самый юг Мальты. Очень красивая бухта с высоким маяком на берегу. Множество разрисованных лодочек. Мальтийцы любят рисовать на лодках глаза для отпугивания злых духов. Рыбаки, распутывающие сетки. Туристы в кафе на набережной. Небольшой рыночек с сувенирами и кружевами. Русские «Лады» (в основном 2104) с правым рулём. Пахнет жареной рыбой. Не преминули зайти в кафе, где поели вкусно и недорого. В общем, достаточно милое местечко. Не зря приехали. А затем сели на 627-й автобус, который ехал прямо через Слиму. После приезда час отдохнули, в 17 часов выдвинулись в вечернюю Мдину. Такая бредовая идея пришла мне в голову. Пока ехали, стемнело. Мдина не просто тиха, но и мрачна. Только кошки бегают. И сильный ветер. Попытки свернуть с главной улицы в тёмные переулки жёстко пресекались Настей. Но зато вид Мальты сверху едва ли не больше впечатляет, чем днём. Множество огней, полная луна и темнота моря. Обратно сели на 80-й автобус в Валетту. Запомнилось, как проезжали мимо останков древнего акведука, с помощью которого вода подавалась из Мдины в Валетту. А затем на 62-м автобусе выехали домой, причём выйти пришлось раньше, так как на Мальте, оказывается, тоже бывают транспортные пробки. Прогулялись и, довольные и усталые, вернулись домой.
03.01. День седьмой. «Чёрт побери» или финал.
Неделя пролетела незаметно, и сегодня уже последний день. С утра особо не торопились. Собрали бОльшую часть вещей, позавтракали. Утром слышали, что дождь капал. Оказалось, что в сезон дождей (коим является зима) выпадает 5 капель, так как по выходу на улицу дороги были сухими, даже без луж. На море волны более реальные, чем вчера – метра по 4. Т.е. Голубой грот отдыхает ещё 5 дней минимум. Сфотографировались у кафе с двусмысленным названием «Голубая луна». Затем доехали до Валетты, а оттуда на 4-м автобусе до места, называемого «Три города». Это были первые крепости, которые рыцари основали на Мальте. Там же они приняли первый бой с турками. Правда, мы чуть не уехали дальше, но вовремя сориентировались. Первый город назывался Витториоза. Крутые горки, узкие улочки. И опять ассоциации с «Бриллиантовой рукой». Не хватало Миронова и «Чёрт побери!». И никаких туристов, за исключением одной группы японцев. Два из трёх городов стоят на мысах, а третий как бы между ними. Форт на самом краю Витториозы был закрыт, так что мы через гавань пошли в Сенглею. Город для местных жителей. Ни одного кафе, только маленькие магазинчики. Сам город окружён стеной, хотя такая конфигурация на Мальте встречалась не раз. На краю мыса небольшой парк, откуда открывается великолепный вид на гавань и Валетту. А также установлена смотровая башня с символическими ухом и глазом, которая как бы сторожит гавань. Поскольку дул сильный ветер, задерживаться мы не стали, так как по плану стояло ещё посещение очень красивых (судя по картинке) Заббарских ворот. Долго плутали по местным холмам, но указатели говорили только о каких-то воротах Нотр-Дам. В итоге плюнули на всё и пошли на автобус. А там на стенде с картой определили, что Нотр-Дам и Заббарские ворота – это одно и то же. Но мы уже устали, поэтому поехали в Валетту. Купили в ларьках на остановке очень вкусные печенья – продукты местной кухни. Удивило, что продавец берёт эти печенья просто рукой, даже перчатки не надевает. И ничего. Доехали до Слимы. Зашли в кафе. На первом этаже была куча народа, поэтому поднялись на второй, где было свободно и закрыто от ветра. Сидим, нас никто не замечает. Через 7 минут встали и решили уйти. Неподалёку сидело, как мы поняли, руководство этого кафе. Спросили нас, сделали ли мы заказ. Узнав, что к нам никто не подошёл, были в шоке. И быстро всех построили. Во всяком случае заказ нам приносил повар, а не официантка. После вкусного обеда пошли домой, где окончательно собрали вещи. А к вечеру пошли попить капуччино, поговорить о жизни и мысленно попрощаться с Мальтой. В начале девятого вечера подъехал микроавтобус, который через 20 минут доставил нас в аэропорт. Русские продолжали зажигать. Один попросил на регистрации 3 места рядом, причём одно обязательно у прохода. С учётом компоновки самолёта 3 места-проход-3 места было трудно представить, как можно сделать иначе. У другой обнаружился перевес (вообще многие наши везли вещи, видимо, в Москве совсем дефицит наступил, потому что цены на Мальте явно не ниже), так та спросила у мальтийца (по-русски причём): «Как же так? У меня и в Москве был перевес, а в самолёт пустили». Что мог ей ответить бедный абориген? После контроля безопасности оказалось, что не все наши туристы умеют читать по-русски, потому что всем давали правила перевозки жидкостей в ручной клади. В результате у кого-то литр водки вылили в мусорный бак. Впрочем, думаю, в дьюти-фри потери были возмещены. Запомнилось, что в барах в аэропорту адекватное ценообразование. Капуччино 0.8 лиры против 0.5-0.6 в городе (у нас сок в Шереметьево-2 70 рублей против 10 в Москве). Посадка прошла нормально. Правда, поспать опять не удалось. А на мониторах транслировали фильм на английском, но какой английский в 3 часа ночи? Чистое небо продолжалось аж до Салоник. И города сверху выглядели очень красиво. Затем началась облачность и регулярные потряхивания. Но приземлились благополучно, почти через 4 часа. Из аэропорта вызвали такси, которое доставило нас на платформу Новогиреево, откуда на ранней электричке мы доехали до дома. В 7 часов утра путешествие завершилось.
Конечно, поездка очень понравилась. Особенно на фоне наших проблем с финнами и последующего волнения. Ведь и сама Мальта оказалась случайным выбором по рекомендации одного человека. Но оказалось, что съездили явно не зря. Можно отметить ещё несколько деталей:
- При желании встретить Новый год на Мальте надо учесть, что рассчитывать на что-то особенное не нужно. Максимум – ресторан с живой музыкой или просто с телевизором. Или обычная вечеринка с друзьями.
- В праздники почти никто не работает. Даже если можно заработать денег. А то, что работает по необходимости (транспорт и т.д.), функционирует намного хуже, чем в обычные дни.
- Чтобы посмотреть достопримечательности Мальты, надо ехать зимой. И сама Мальта красивее всего в это время года из-за цветущих растений. Весной и осенью тут лучше рассчитывать на пляжный отдых (хотя страна и не совсем пляжная). Ну а летом тут делать нечего из-за сильной жары.
- Недели на покорение Мальты вполне достаточно.
[466x699]