09.10. День третий. К водопадам.
Сегодня случилось первое ЧП. После завтрака нужно было согреть воды в термос, чтобы в дороге кормить Пашку. Я не знаю, каким образом я сунул кипятильник в стакан так, что спираль оказалась снаружи. Но расплата последовала быстро. Сначала почувствовал вонь, потом увидел раскалённую докрасна спираль, потом хлопок, дымок из розетки и отключение электричества. Впрочем, автомат был рядом, поэтому электричество «починили». Но за водой пришлось идти в ресторан, хотя там она не кипяток, а тёплая. Придётся покупать кипятильник (как знал, когда хотел второй про запас взять). Пошли за машиной. И тут обнаружились неожиданности. Нет, не в том, что машинка была изрядно потрёпана, а в том, что «полная страховка» подразумевала франшизу 1300 евро (у меня такое впечатление, что нынешняя цена этой машины ненамного больше) плюс отсутствие страховки от угона и страховки пассажиров. Ну а за то, чтобы об этом не думать, было предложено заплатить по 10 евро за день. Т.е. цена выросла с 210 до 280 евро. Наверное, можно было отжать наш залог обратно, и пойти в другую контору, но как-то не стали ругаться. То ли настроение было не то, то ли характер. В любом случае сами тоже виноваты – надо было уточнить, что включает страховка, а мы как слово «full» услышали, так расслабились. Осваиваться в машине пришлось недолго, всё-таки разница с нашей есть. Решили поехать для начала в Ираклион, благо он всего в 35 км. Сначала стормозили и поехали по старой национальной дороге, через города, но быстро нашли выезд на новую. Непонятно было с какой скоростью тут можно ездить – то ли 80, то ли 90 км/час. Нарушать не хотелось, так как штрафы жестокие. Но создалось впечатление, что водители тут безбашенные – скорости и в 130, двойная сплошная – вообще не нарушение – пересекают все подряд. Дорога широкая, ровная. Даже если по одной полосе в каждом направлении, обгонять без проблем, так как обочина очень широкая, и обгоняемый народ едет по ней. Указатели на греческом, но через 100-200 метров идёт дублирование на английском. Предупреждение о видеокамерах висит, но сами камеры встречаются реже предупреждений. Да и выглядят камеры как старые советские кинокамеры – массивные такие, не пропустишь. Много знаков испорчено вандалами, так что не поймёшь, то ли 60 км/час ограничение, то ли 80. Ещё одно наблюдение – несколько наших авто «Нива». Видимо, пользуются тут спросом. Подъезжая к Ираклиону (через 30 минут после старта), увидели, что дети спят. Поэтому решили поехать в Аргиропулис. Там по отзывам находится интересный каскад водопадов. После Ираклиона дорога некоторое время забирали в горы, но это – ерунда по сравнению с тем, что предстояло испытать далее. Доехали до ещё одного центра области – Ретимно, после чего свернули в направлении Аргиропулиса. Вот тут-то и началось веселье в виде узенькой дорожки и постоянного серпантина. Настя с Пашкой переносили дорогу тяжело. А ехали примерно 40 километров. По пути заправились. Цена на бензин впечатлила – 1,8 евро примерно. Каждая заправка обходилась нам в 50 евро, а, вернувшись в Москву, на цену 26 рублей я и внимания не обращал. В итоге, немного поплутав уже в самом Аргирупулисе, выехали к водопадам. 3 таверны, откуда-то течёт вода, которая преобразуется в несколько водопадов, часть из которых искусственного характера. Красиво, конечно, но не феерично, чтобы ехать только ради этого. А так приятно, конечно, посидеть в таверне под шум воды. Как я понимаю, это место – часть различных туристических маршрутов, так как народ с автобусов шёл. Домой поехали по другой дороге, вместо 40 км серпантина уже через 8 км вполне нормальной дороги выехали на новую национальную дорогу, по которой через 120 км к 16 часам доехали до нашего отеля. Попутно искали кипятильник, но таких вещей, похоже, тут не знают. Пришлось купить туристический чайник за 13 евро. Хотя устали, умудрились сходить на пляж. Более того, я ещё и искупался в море, невзирая на красные флаги. Хотя был шторм (такой маленький штормик), вода была очень тёплой.
[699x465]
10.10. День четвёртый. Крепость, козы, горы.
Сегодня решили поехать в Агиос Николаос. От нас всего 40 км. Таким образом рассчитывали на лёгкий день. И опять стормозили. Выехали на новую дорогу, но оказалось, что она идёт только до нашего городка со стороны Ираклиона. А далее на восток (в сторону Агиоса) она ещё строится. Развернулись и уже по старой национальной дороге поехали к месту назначения. Дорога несложна, почти не проходит по горам, и уже через час (а то и меньше) мы въезжали в город. В 10 часов это было ещё сильно утреннее время. Бросаем машину на официальной парковке в порту (у которой почему-то поднят шлагбаум и никого в будке) и идём гулять. Агиос наряду с Ираклионом, Ретимно и Мальей является центром области на Крите. Таким образом, если не считать вчерашний коротенький заезд в Ретимно, это – наш первый областной центр на Крите. Впрочем, Сочи – они и на Крите Сочи. Видно, что всё заточено под туристов – сувениры, маленькие магазины, отели, рестораны. Приятно радовала погода – около 23 и солнце. Спустились к достопримечательности Агиоса – озеру в центре города. Естественно, на берегу немало ресторанов, но в целом ничего примечательного. В одном из магазинов купили Насте обувь за 21 евро. Продавец убеждала, что это – обувь ручной работы, над ней трудятся 6 человек, и нам очень повезло. Вернувшись на парковку, увидели, что тётя в будочку пришла, и въездной шлагбаум закрыт. Поскольку выездной был открыт, бонус в 3 евро от администрации парковки остался у нас. Далее наш путь лежал в Элунду – курорт в 11 км от Агиоса, который находится в заливе Мирабелло. Едем туда не из-за курорта, а из-за находящейся на острове Спиналонга древней крепости. Паркуемся в порту по 2 евро за 3 часа, садимся на маленький кораблик (билет 10 евро туда-обратно на человека, дети – бесплатно) и через 30 минут мы уже на острове. После Мальты все подобные крепости как на одно лицо. Видимо, слишком много мы посмотрели на Мальте, так как после неё ни Дубровник не впечатлил, ни что-то подобное. Тем не менее обошли крепость примерно за час (вход 2 евро), посмотрели развалины, посмотрели морских ежей в чистой воде. Пашка немного возмущался, не хотел сидеть в коляске. Гораздо интереснее было сидеть на полу и есть камни. Система обратного возврата предусматривает поездку на том же самом кораблике, который, пока ты ходишь по крепости, плавает неподалёку от острова. Поскольку вернулись в Элунду в обед, решили, купив пиццу на набережной, проехать ещё и на плато Лассити. В описании оно очень красивое, находится в котловине между горами, и всё усеяно ветряными мельницами. Плюс там же находится и пещера Зевса (правда, в пещеру решили не идти). Ну а ехать из Агиоса всего километров 35 (правда, в основном по горам), а возвращаться другой дорогой до Мальи и вовсе километров 15-20. Сначала стормозил и поехал по старой Национальной дороге. Она, конечно, пустая, но в горах имеет грустный вид, что сильно снижало скорость. Ну а потом поехали в настоящие горы. Температура с 25 снизилась до 16, облака накрывали вершины, постоянный серпантин. В деревнях такая застройка, что трасса сжималась до 1 общей полосы. Ну и традиционные козы. Перевалили через горы, видим кафе, где написано, что у них панорамный вид на плато. «Развод» - подумали мы и поехали дальше. Ошиблись. Дорога пошла вниз в сторону плато и через километр вид стал куда хуже. Развернулись через двойную сплошную. В кафе мы для себя открыли свежевыжатый апельсиновый сок, который в дальнейшем часто покупали по цене от 1,5 до 3 евро за стакан. И опять, фееричным вид на плато не назовёшь, забираться ради этого в горы может и не стоило. Спустились на машине на само плато, проехали по кругу. Много людей продаёт мёд (особенность Крита), но нам он не нужен. Мельницы тоже есть, но больше похожи на декоративные. Обратный пусть держали через другую гору, но он оказался куда ближе и проще. Единственное – в одной из горных деревень пришлось ехать чуть ли не через дворы – так они застроили дорогу. Домой приехали в 5 вечера – вот тебе и лёгкий день. Вечером традиционный променад. Увидели магазин обуви и грустного мужика, сидящего на входе. Зашли. Там есть сандалии мне за 23 евро. Примерил, понравились, готов был оплатить. И тут оказалось, что их цена – 48 евро, а за 23 – это другой ряд. Оставили мужика грустить дальше – такие хитромудрые пусть других обманывают.
11.10. День пятый. Туристы-альпинисты.
Сегодня были масштабные планы по дальнему выезду, а именно поездка на самую западную часть острова (мы жили ближе к восточной) – пляж Балос, где сливаются 3 моря – Критское, Ливийское и ещё какое-то, отчего вода имеет несколько оттенков, а также центр одной из областей Ханья. Дорога в одну сторону 220 километров. Расчитывали, что по дороге туда дети уснут, и мы спокойно доедем. Пашка был с этим категорически не согласен, в результате Насте через 50 километров пути пришлось пересесть к нему на заднее сиденье. Тем не менее по трассе ехалось быстро, но последние 11 км представляли из себя реальную козью тропу. Никакого покрытия вообще, камни, некоторые очень большие. Скорость пришлось держать 10-20 км/час. За 1 км от парковки обнаружился пункт оплаты. 1 евро со взрослого и надпись, что плата введена муниципалитетом для поддержания данного места в порядке. Это напомнило Абхазию, и привычку абхазов брать плату за всё. Просто ставят шлагбаум на дороге и берут «экологический сбор». Может я и ошибаюсь, и когда-нибудь тут хотя бы щебёнкой дорогу выровняют, но пока это именно плата за воздух. Через километр обнаружилась парковка. В 11 часов на ней было ещё мало машин. На парковке имелось непонятное то ли кафе, то ли забегаловка, а также много коз. Катерина имела неосторожность взять булку. Козы набросились на неё всем стадом. Паника у моих женщин не знала границ. Хотя животные оказались достаточно безобидными – просто сожрали булку и всё. В отзывах говорилось, что до пляжа Балос нужно пройти 500 метров вверх и потом столько же вниз. Враньё. Вверх (а скорее даже по равнине) нужно было пройти метров 300, а потом резкий, метров на 700, а то и больше, спуск вниз. По камням. Знали бы мы, на что подписались. Сверху, конечно, пляж был красив. И разноцветие воды было видно хорошо. Мои шлёпанцы сказали, что они уже и так мне прослужили 5 лет, так что пора покупать новые. Ну и с парнем на руках спускаться было нелегко. И, как оказалось, долго. Спустились. Парень с радостью начал есть песок. Катерина с радостью сходила на горшок по-крупному. Настя задала вопрос смотрящему за лежаками, где туалет. Тот показал наверх – метров 150, но сказал, что туалет плохой. Не знаю, насколько туалет был плохим, но дверей там не было. Видимо, чтобы из кабины туалета сидящий мог получать удовольствие, лицезрея великолепный пейзаж. Удовольствие других отдыхающих – вопрос спорный. Ну и ближайшая таверна была метрах в 250 от пляжа. Это к вопросу взятия платы на въезде. Кстати, к этой же теме. На вопрос о хорошем туалете смотрящий ответил «Натюрель». Похоже, народ всё-таки терпит, ибо вода в море была чистой, прозрачной, но холодной. Я тем не менее окунулся, Настя же отказалась. Через час решили выдвигаться обратно, что вызвало недовольство детей. Особенно Пашки. Тащить его наверх было неожиданно тяжело. И идти непросто, а он ещё и вырывается. Мне показалось, что затратил на подъём минут 45, а то и час. На парковке Пашка успокоился и с удовольствием сидел на руках, наблюдая за козами, пока мы ждали наших девушек, которые хоть и медленее шли, но всё равно оказались молодцами. Даже Катерина дошла сама, без нытья и других проблем. С учётом того, что сил не осталось, было сделано 2 вывода – в Ханью мы сегодня не едем (хотя до неё всего километров 50), и в ущелья (а такие планы тоже были) мы будем ходить в другую нашу поездку на Крит. Поехав обратно, увидели каких-то двоих молодых людей, которые шли пешком по дороге в сторону парковки. Оказалось, что они оставили машину у пункта сбора денег, чтобы не платить 2 евро. Да, жлобство не знает границ. Двигаясь домой, я вспомнил про городок Вриссес между Мальей и Ретимно, где по рассказам туристов был самый лучший йогурт на Крите. Однако в борьбе на трассе с непонятно ведущим себя грузовиком я пропустил нужный поворот. Свернул на следующем, затем запутался, выехав в обратную сторону (в сторону Мальи). С учётом моих сомнений, можно ли разворачиваться через сплошную, пришлось ехать до следующего перекрёстка. А это примерно минут 20-25 и километров 30. В результате Вриссес был отменён, а дорога домой заняла 4 часа (туда 3 часа 15 минут). По пути успел повеселить скучавших на одной заправке греков, когда вместо бака открыл багажник – кнопки оказались рядом. В гостиницу вернулись только в 6.30 вечера. Тяжёлым оказался день.