Это цитата сообщения
холостяк Оригинальное сообщениеГлоссарий управления проектами
Жизненный цикл проекта (Project Life Cycle) – Полный набор последовательных фаз проекта, название и число которых определяется исходя из технологии производства работ и потребностей контроля со стороны организации или организаций, вовлеченных в проект.
Иногда возможно частичное совмещение или одновременное выполнение отдельных фаз проекта.
Фаза проекта (Project Phase) – Набор логически взаимосвязанных работ проекта, в процессе завершения которых достигается один из основных или существенных промежуточных результатов проекта.
Веха проекта - значительное событие в проекте. Часто обозначает смену фазы проекта.
В зависимости от типа и вида проекта могут быть использованы различные структуры жизненных циклов проекта.
Например, ЖЦ проекта может включать следующие основные фазы:
- Формирование концепции,
- Определение проекта (планирование)
- Проектирование (разработка)
- Изготовление (производство)
- Внедрение (установка, ввод в эксплуатацию)
- Завершение (закрытие проекта)
Инициация проекта (Project Initiation) – процесс управления проектом, результатом которого является принятие решения о начале проекта или очередной фазы его жизненного цикла.
Команда управления проектом (Project Management Team) – Члены команды проекта, которые непосредственно вовлечены в принятие решений по проекту и процессы управления проектом.
Критерии успеха проекта (Project Success Criteria) - Совокупность показателей, которые дают возможность судить об успешности выполнения проекта.
Критический путь проекта (Critical Path) – В сетевой модели (диаграмме) проекта – последовательность работ и зависимостей, определяющая самое раннее завершение проекта. Критический путь будет изменяться время от времени в зависимости от того, завершаются ли работы досрочно или позже плановых сроков. Хотя обычно критический путь вычисляется для всего проекта, он может быть определен также для контрольных событий или для подпроектов. Критический путь обычно составляют работы, резерв времени которых минимален или равен нулю.
Мастер-план проекта (Master Schedule) – Укрупненное расписание, расписание обобщающего уровня, которое включает укрупненные работы (этапы) и ключевые события.
Матрица ответственности (Responsibility Assignment Matrix) – Структура, которая ставит в соответствие организационной структуре проекта (OBS) структурную декомпозицию работ (WBS) для назначения ответственных лиц за работы (результаты) и фазы проекта.
Матричная организация (Matrix Organization) – организационная структура, в которой исполнители могут быть одновременно задействованы в работах на нескольких проектах и отчитываться перед несколькими руководителями. Менеджер проекта разделяет ответственность с функциональными менеджерами в определении приоритетов и руководстве работами исполнителей, вовлеченных в проект. Существуют различные типы матриц, отличающиеся разделением власти и ответственности между функциональными руководителями и менеджерами проектов.
Менеджер проекта (Project Manager) – Лицо, ответственное за управление проектом.
Менеджер проекта - это лицо, которому заказчик или инвестор делегируют полномочия по руководству работами в рамках проекта: планированию, контролю и координации работ всех участников проекта
Мониторинг проекта (Monitoring) – Сбор, анализ данных, представление отчетов по выполнению проекта, обычно в сравнении с планом, и, при необходимости, выработка корректирующих воздействий.
Организационная структура проекта (Project organization) – наиболее соответствующая проекту временная организационная структура, включающая всех его участников и создаваемая для успешного достижения целей проекта.
План проекта (Project Plan) – Формальный, утвержденный документ, используемый для организации и координации исполнения и контроля проекта. Основополагающее использование плана проекта заключается в документировании планируемых предположений и решений для обеспечения связи между участниками проекта и для документирования целей, предметной области, расписания работ и стоимости проекта. План проекта может быть как укрупненным, так и детальным.
Планирование качества (Quality Planning) – Определение стандартов качества, относящихся к проекту, и способов соответствия им.
Планирование коммуникаций (Communication Planning) – Определение информационных и коммуникационных потребностей участников проекта и способов их удовлетворения.
Планирование поставок (контрактов) (Procurement Planning) – Определение состава необходимых закупок (контрактов) и их основных параметров (сроки, объем и т.п.).
Планирование предметной области (содержания) проекта (Scope Planning) – Разработка документального представления и согласования содержания и границ проекта, которое включает: обоснование проекта, основные результаты, цели и задачи проекта.
Планирование ресурсов (Resource Planning) – Определяет, какие ресурсы (люди, оборудование, материалы и др.), когда и в каких количествах необходимы для выполнения работ проекта.
Портфель проектов (Project Portfolio) - множество проектов и программ, объединенных для удобств управления. Примечание 1. Проекты и программы в портфеле проектов могут иметь или не иметь общие цели, но, как правило, имеют общие ограничения по ресурсам.
Постоянная или родительская организация (Permanent or Parents Organization) – Организация, внутри которой возник проект и в интересах которой он осуществляется.
Предметная область (содержание) проекта (Project Scope) – Совокупность продуктов и услуг, производство которых должно быть обеспечено в рамках осуществляемого проекта.
Программа (Program) – Группа взаимосвязанных проектов и различных мероприятий, объединенных общей целью и условиями их выполненияПримечание 1. Цели на уровне программы, как правило, связаны со стратегическими целями организации. Уточнение целей и требований к результатам по мере продвижения программы является частым явлением.
Примечание 2. Выполнение отдельного проекта в составе программы может не давать ощутимого результата (дохода), в то время как осуществление всей программы обеспечивает максимальную эффективность (прибыль).
Программное обеспечение для управления проектами. (Project Management Software) – Класс компьютерных программ, разработанных специально для планирования и контроля затрат, сроков и других компонентов проекта.
Продукт проекта (project product) — основной конечный результат проекта, который поставляется заказчику, обычно определен в проектном задании (спецификации) на продукт.
Проект (Project) – Целенаправленная деятельность временного характера, предназначенная для создания уникального продукта или услуги. Реализации проекта присущи специфические способы организации работ и управления.
Примечание 1. Проекты направлены на достижение конкретных целей. Однако в некоторых проектах цели и требования к результатам могут уточняться по мере выполнения проекта.
Примечание 2. Степень уникальности может значительно отличаться от одного проекта к другому. Уникальность может быть связана как с конечными целями проекта, так и с условиями их достижения.
Примечание 3. Как правило, проекты предполагают необходимость координированного выполнения взаимосвязанных действий несколькими исполнителями.
Примечание 4. Проект предполагает создание временной организационной структуры для достижения поставленной цели.
Примечание 5. Крупный проект может состоять из нескольких проектов (подпроектов).
Подпроекты (subprojects). Проекты часто подразделяются на компоненты, для которых организуется выделенное управление (подпроекты). Подпроекты могут выделяться в соответствии с ходом проекта (такие как отдельные фазы проекта) или в соответствии со структурой и спецификой получаемых результатов (продуктов) проекта.
Подпроекты часто приравниваются к проектам и управляются как проекты.
Проектно-ориентированная организация. (Projectized Organization) – Любая организационная структура, в которой менеджер проекта имеет полные полномочия для определения приоритетов и для руководства работой лиц, привлеченных для работы в рамках данного проекта.
Проектно-ориентированное управление. (Management by Projects) - Управленческий подход, при котором многие заказы и задачи производственной деятельности организации, рассматриваются как отдельные проекты, к которым применяются принципы и методы управления проектами.
Работа. (Activity) – Элемент проекта, выполняемый в процессе его осуществления. Работа обычно имеет ожидаемую (плановую) продолжительность (длительность), предполагаемую (ожидаемую) стоимость и требуемые ресурсы. Работа часто подразделяется на задания.
Расписание проекта. (Project Schedule) – Плановые даты для выполнения работ и плановые даты для наступления контрольных (ключевых) событий («вех») проекта.
Расписание контрольных событий. (Milestone Schedule) – Расписание обобщающего уровня, которое отображает сроки наступления контрольных событий и этапов. См. также Мастер-план.
Результат проекта. (Deliverable) – Любой измеримый, материальный, определенный «выход» или результат, который должен быть получен для завершения проекта или его части. Обычно используется в более узком значении по отношению к внешним результатам, которые являются объектом утверждения спонсором или клиентом.
Сетевая диаграмма проекта. (Project Network Diagram) – Любое схематичное представление логических взаимосвязей между работами проекта. Всегда изображается слева направо для отображения хронологии проекта. Часто путается с «диаграммой PERT».
Сетевое планирование. – Методы планирования с использованием техники сетевого моделирования и анализа, комплекса взаимосвязанных работ.
Стратегия проекта (Project Strategy) определяет направления и основные принципы осуществления проекта; описывает какие промежуточные результаты и в какой последовательности должны быть выполнены для достижения всей совокупности стоящих перед проектом конечных целей.
Структурная декомпозиция работ. (Work Breakdown Structure) – Иерархическая структуризация работ проекта, ориентированная на основные результаты проекта, определяющие его предметную область. Каждый нижестоящий уровень структуры представляет собой детализацию элемента высшего уровня проекта. Элементом проекта может быть как продукт, услуга так и пакет работ или работа.
Структуры проекта. (Project Structures) – иерархические декомпозиции проекта на составные части (элементы, модули), необходимые и достаточные для эффективного осуществления процесса управления проектом в интересах различных участников проекта.
Управление интеграционными процессами в проекте. (Project Integration Management) – Раздел управления проектами, включающий процессы, требуемы для соответствующей координации различных элементов проекта. Сюда входят разработка плана проекта, выполнение плана проекта и общий контроль изменений.
Управление качеством в проекте. (Project Quality Management) – Раздел управления проектами, включающий в себя процессы, необходимые для обеспечения гарантий того, что проект удовлетворит потребностям, ради которых он и был предпринят. Включает планирование качества, обеспечение качества и контроль качества.
Управление коммуникациями в проекте. (Project Communications Management) – Раздел управления проектами, включающий процессы, требуемые для организации сбора и распределения достоверной проектной информации. Состоит из планирования коммуникаций, распределения информации, предоставлении отчетности об исполнении проекта и административного завершения.
Управление контрактами и поставками в проекте. (Project Procurement Management) – Раздел управления проектами, включающий процессы, требуемые для обеспечения поставки продуктов и услуг извне. Включает в себя планирование поставок, планирование предложений, запрос предложения, выбор источников, администрирование контракта, закрытие контракта.
Управление конфликтами в проекте. (Project Conflict Management) – процесс, в котором с помощью использования управленческих технологий разрешаются различные рассогласования, как технического, так и личностного характера, возникающие в рамках работы над проектом.
Управление предметной областью проекта. (Project Scope Management) – Раздел управления проектами, включающий в себя процессы, необходимые для обеспечения того, что в проект включены все требуемые работы и только те работы, которые необходимы для успешного завершения проекта. Включает инициацию работ, планирование предметной области, определение предметной области, подтверждение предметной области и контроль изменений предметной области.
Управление проектом по временным параметрам. (Project Time Management) – Раздел управления проектами, включающий в себя процессы управления проектом по временным параметрам, необходимые для обеспечения своевременного завершения проекта, в т.ч.: определения работ, определения последовательности работ, оценки продолжительности работ, разработка календарного плана и контроль календарного плана.
Управление проектом. (Project Management (PM)) – Использование знаний, навыков, методов, средств и технологий при выполнении проекта с целью достижения или превышения ожиданий участников проекта.
Управление рисками в проекте. (Project Risk Management) – Раздел управления проектами, включающий в себя процессы, связанные с определением, анализом и соответствующими мерами реагирования на риски в проекте. Включает прогнозирование и определение рисков, количественную оценку рисков, разработку методов реагирования на риски и контроль реагирования на риски.
Управление стоимостью проекта. (Project Cost Management) – Раздел управления проектами, включающий процессы, необходимые для соблюдения утвержденного бюджета проекта. Состоит из планирования ресурсов, оценки стоимости, формирования сметы и бюджета и контроля стоимости.
Управление человеческими ресурсами проекта. (Project Human Resource Management) – Раздел управления проектами, включающий процессы, требуемые для наиболее эффективного использования вовлеченного в проект персонала. Состоит из организационного планирования, подбора персонала, создания и развития команды.
Устав (Паспорт) проекта. (Project Charter) – Документ, выпущенный вышестоящей администрацией, который предоставляет менеджеру проекта полномочия привлекать ресурсы организации для выполнения работ проекта.
Участники проекта. (Stakeholders) – Физические лица и организации, которые непосредственно вовлечены в проект или чьи интересы могут быть затронуты при осуществлении проекта.
Цели проекта. (Project Objectives) – Желаемый результат деятельности, достигаемый в результате успешного осуществления проекта в заданных условиях его реализации.
Члены команды проекта. (Project Team Members) - Люди, которые напрямую или косвенно подотчетны менеджеру (управляющему) проекта.