В 70 км от Львова находится маленький уютный городок Золочев, окутанный древними легендами и тайнами. История этого места, порой жестокая и трагическая, изобилует немалым количеством интересных мест и достопримечательностей. Одной их них является Золочевский замок, который входит в туристический маршрут «Золотая подкова» Львовщины. Среди всех замков, входящих в маршрут, Золочевский самый скромный, но не менее значимый и интересный. Кажущиеся на первый взгляд простота и невзрачность замка исчезают при первом же его посещении. Каждый камень, каждая пядь земли Золочевского замка напоминает о древнем и мощном форпосте на пути к Львову.
Как и во многих случаях своим зарождением город в шестидесяти километрах от Львова обязан всемогущему богу коммерции – пересечение торговых путей требовало защиты от любителей легкой наживы. Первоначально деревянное укрепление с палисадом, упоминание о котором относится к 1180 году, на месте Золочева носило имя Радече. Но татаро-монгольское нашествие начисто стерло его с лица земли.
Недремлющий Меркурий не оставил без внимания свое детище и постепенно на месте уничтоженного укрепления возрождается жизнь. Документальное же свидетельство существования золочевского поселения на холме Купина связано с дарованием его в числе прочих магнату Яну Сенинскому королем польским Владиславом III Варненчиком (1424 ― 1444) за заслуги перед отечеством в 1441 году.
Золочевский замок является архитектурным памятником, имеющих важное историческое значение. Удачное географическое расположение города позволяло контролировать дороги, которые пересекались в Золочеве и вели во Львов. В то время Золочевская крепость отражала нашествие татар и турков и передавала информацию о передвижении врага далее во Львов. На этом основывается одна из версий на названии города: Злочев по-польски – «зло слышал».
Стратегически важное месторасположение обеспечило Золочеву получение Магдебургского права в 1523 году со всеми привилегиями и ограничениями этой, переработанной под реалии польских земель того времени, юридической системы местного самоуправления.
Спустя десятилетие город под давлением светских и церковных властей переходит в руки каштеляна Познани Андрея Гурка (ок. 1500 – 1551). Под его сильной рукой Золочев расцветает: появляются многочисленные ремесленные объединения, ширятся торгово-экономические связи, расширяются привилегии.
Заря же расцвета связана для города с фамилией польского магнатского рода Собеских, первым владельцем из числа которых становится Марек (ок. 1550―1605), приобретя его в 1598 году у наследников Андрея. Именно в полуторавековое царствование на этих землях Собеских появились новые храмы, причем разных конфессий (Вознесенская церковь, Николаевская церковь, Армянский костел, парафийный костел), монастыри (два латинского обряда и отцов Василиан) и конечно каменная твердыня – Золочевский замок.
Сооружение на месте прежних деревянных укреплений каменной твердыни в 1634 – 1636 годах, проводившиеся под покровительством Якуба Собеского (1590 ― 1646), перевело Золочев, помимо прочего, на более высокую ступень иерархии стратегической лестницы городов польских, повысив его статус до оборонной цитадели, способной выступить значительной преградой на пути захватчиков.
Это был как раз тот период, когда в военных кампаниях на первый план вышла артиллерия. Строительство больших каменных крепостей нуждалось в огромных усилиях и длилось довольно долго, а мощные пушки уже тогда были способны разрушить любые стены за относительно короткое время. Поэтому необходимо было что-то изменять в технологиях фортификации. В Европе изменения уже происходили. Пришли они и в Речь Посполитую, в составе которой в то время находилась большая часть украинских земель. Одной из новых технологий стала система строительства оборонных сооружений, получившая у нас название голландской.
Особенность голландской системы заключалась в том, что основой укрепления был огромный земляной вал, который с внешней стороны укреплялся каменными глыбами и стеной, Вал этот был повернут крутым срезом ската к противнику. Внутри земляного вала часто строили коммуникации и казематы, а само укрепление имело форму прямоугольника, в центре которого располагались жилищные сооружения, а на углах - пятиконечные бастионы, построенные по тому же принципу. Чаще всего подобное укрепление возводилось на высоком холме и окружалось рвом. Основным позитивным моментом было незначительное, в сравнении с каменными форпостами, разрушение при артобстреле, быстрый ремонт, обуславливающийся пластичностью и дешевизной стройматериала, а также возможность ремонта прямо в ходе боевых действий.
По этой технологии построили Золочевский замок. Именно этим и объясняется его плохая фотогеничность. Но во время строительства никто не думал о фотогеничности (такой термин тогда и представить не могли) - главной задачей проектировщиков была неприступность крепости. И она стала неприступной. Почти неприступной...
Однако противостоять атакам своих же подданных Золочевский замок не смог, сдавши свои позиции без боя войскам Богдана Хмельницкого во время освободительной войны 1648 – 1654 годов при активной поддержке местного населения. А при подавлении восстания город пал в руинах...
Но забвение длилось не долго – на престол Польского королевства взошел наследник рода – Ян III Собеский. Обустраивая свои восточные владения не обошел он вниманием и золочевскую твердыню, тем паче, что она так полюбилась его ненаглядной Марысеньке (королеве Мари Казимире Луизе де Ла Гранж д’Аркьен ).
Впоследствии Ян Собеский стал королем Польши и сделал крепость королевской резиденцией.
Замки хранят свои тайны. Тайны порождают легенды. Иногда легенды настолько красивы, что соперничают с былью. Одна из красивых легенд, которую рассказывают в Золочевском замке, легенда о великой любви…
Давным-давно, 350 лет назад, во Франции времен мушкетеров и хитрого кардинала Ришелье жила-была маленькая девочка и звали ее Мария. Мария Казимира д’Аркьен. Она была дочкой капитана королевской гвардии и королевской гувернантки, хотя во дворце шептались, что девочка была внебрачной дочкой королевы и фаворита Конде. Так случилось, что этому хрупкому ребенку судьба приказала покинуть родной край и отправиться со двором принцессы Марии Людвиги в далекую северную страну где-то на границе цивилизованного мира. Ведь принцесса вот-вот должна была выйти замуж за короля Речи Посполитой Владислава IV. Мария Казимира и не догадывалась, что пройдут годы и трон польской королевы ей таки достанется, и потянется за ней шлейф из легенд и рассказов о самой романтической любви монаршей пары в центре Европы.
Любовь привязала юную очаровательную француженку к Галичине. Говорят, даже сейчас привидение Марии Казимиры блуждает подземельями Золочевского и Подгорецкого замков. А недавно в Золочеве появился и новый потусторонний гость: Черный Рыцарь. Ночами беспокоит он сторожей музея-заповедника, что-то ищет в единственном в Украине Китайском дворце. Кто знает, может быть это Ясь пытается снова увидеть свою любимую Марысеньку?
На трон Мария Казимира шла долго и тяжело. Любовь Яна III Собеского и французской красавицы вспыхнула внезапно - только увидел 27-летний Ян в 1656 году в королевском дворце в Варшаве 15-летнюю красавицу... И этот огонь души он сберег до старости. Но какова ирония судьбы - через два года Марысенька выходит замуж за другого!
Потом Ян еще не раз встречал ее в Замостье, где она жила с мужем, князем Замойским, пьяницей, больным подагрой. Но, видимо, Господь, смилостивился над влюблёнными. Нелюбимый супруг скоро умирает. Бич того времени, сифилис, быстро свел беднягу в могилу.
[336x448] Ян Замойский. Портрет неизвестного художника.
Через некоторое время умирает мать Яна Теофилия, которая была категорически против брака сына с иностранкой. Свадьбе Яна и Марии Казимиры 15 мая 1665 г. уже не препятствовал никто (хотя в Варшаве судачили, что при содействии Марии Гонзаги влюбленные тайно обвенчались еще до похорон Яна Замойского). Впереди 30 лет вместе.
Из их четырнадцати детей выживет только четверо. Будущее принесет войны, походы, коронацию и триумф под Веной...
Но какие же трогательные письма он ей писал! Из 300 опубликованных писем 80 написано в Галичине. "Несказанно обеспокоен твоим хрупким здоровьем, сердце мое; но и без этого мне здесь было и есть так тоскливо, как никогда не было за всю мою жизнь. Не сплю больше трех часов, а потом, вставши, не могу себе найти места. Всегда я скучаю по тебе, сердце мое, ибо один миг твоего отсутствия кажется мне целым веком…. Целую детей и передаю им привет".
Король и через десятилетия боготворил свою любимую Марысеньку, а вот двор... Злые языки шептали за спинами монархов, что "Марыся правит Яном, а уже Ян - Польшей". Королеву откровенно не любили: и происхождение, видите ли, недостаточное для шляхтича, и иностранка, и в Париж, как домой выбирается инкогнито, называя себя маркизой де Жовква, и казну время от времени опустошает, как саранча. Да еще не известно - может быть и своего первого мужа отравила... Даже то, что Мария Казимира была кумой короля-солнца Людовика XIV, который крестил ее сына Якуба, не улучшило отношения к ней: известно ведь, что она уговаривала Яна переехать навсегда во Францию, где ему обещали титул маршала и орден Святого Духа.
Мария Казимира приводила в бешенство польскую знать, умело лавируя между бесконечными сплетнями и придворными интригами. Гордой и умной королеве нужно было хотя бы изредка ощущать себя в безопасности и покое. Для уединения она выбрала одну из летних королевских резиденций - замок в Золочеве, вотчину отца Яна - Якуба Собеского.
Золочевский замок стал тем местом, где королева уединялась и отдыхала от злых языков.
Замок хоть и стал уже королевской резиденцией, но Ян III редко бывал в этих местах. Тем не менее, внутри фортификационных сооружений под руководством польского короля раскинулся замечательный двухэтажный дворец, выполненный в стиле Ренессанса
Именно в нем жила королевская семья во время нечастых посещений Золочева.
Ренессансный замковый дворец – двухэтажное прямоугольное в плане сооружение под четырехскатной крышей в западной части комплекса, на всю высоту массивных углов отделанное рустом. Из внешней аскетичной отделки здания, служащего пристанищем королевской четы при ее визитах в Золочев, стоит отметить декоративные наличники окон с треугольным сандриком. Внутренняя же отделка сохранила лишь крестовые своды да каминно-печное отопление комнат, остальное – кануло в бурном потоке Времени.
Кроме того, замок был оборудован новинкой для тогдашней Польши - канализацией. Шесть туалетов сохранились до наших дней. Некоторые из них имеют достаточно оригинальную конструкцию - к унитазу подведен водосточный желоб с крыши для смывания нечистот стоковыми водами в выгребную яму. Для большей части Европы такое оборудование считалось прорывом в будущее.
В настоящий момент дворец занимает площадь около 1000 кв. м. Под ним расположены погреба и подземелья. Довольно интересным является его внутреннее планирование, и любознательные экскурсанты могут ознакомиться с ним.
Рядом с Большим дворцом размещается крошечный ажурное здание, словно из сказки... Китайский дворец.
Именно для своей любимой жены Ян III построил дворец в китайском стиле и сделал всё, чтобы любимой женщине было хорошо и спокойно..
Роскошные королевские здания были облагорожены стараниями директора Львовской галереи искусств Б. Г. Возницкого. Летом 2004 года в Китайском дворце открыли экспозицию восточного искусства, стали проводить чайные церемонии и рыцарские турниры.
Замок охранялся военным гарнизоном, который размещался в Надвратном корпусе. Это лишний раз подчеркивало большое значение замка в роли форпоста на пути к Львову и Перемышлю.
Крепость была надежной и неприступной, в 1675 году наследником Якуба – Яном Собеским – была отражена атака татарского войска под предводительством Аджи-Гирея. Это была блестящая победа.
Но есть в истории замка и грустные страницы. После 1737 года замок снова стал переходить из рук в руки разным хозяевам. Некоторые из них, не заботясь о военном предназначении крепости, доводили до постепенного упадка замок и само оборонительное сооружение.
После смерти принца Якова он на короткое время попал в собственность к Сандомирскому воеводе Тарле, от которого перешел к известному роду Радзивиллов.
Семья Радзивиллов, которые, имея и без того немалое количество комфортабельных резиденций в разных частях страны, не особенно обременяли себя опекой Золочевской твердыни, великодушно передав ее в пользование военного ведомства. Именно с этими событиями связано начало упадка бывшей королевской резиденции – без руки рачительного хозяина комплекс теряет былую красоту, приходит в упадок и разрушается.
В 1772 году в Золочев пришла новая власть - австрийцы. Они наложили лапу на инвентарь замка, но совсем не позаботились о восстановлении цитадели. Подобная крепость государству уже была не нужна.
В 1801 году граф Лукаш Комарницкий, ставший новым владельцем замка, предпринял попытку возродить жемчужину к былой жизни – начал реконструкцию, но, к сожалению, ее баланс оказался не по карману новому хозяину, и он передает комплекс в полное распоряжение австрийского правительства.
В 1834 году хозяевами Золочевского замка вновь становятся военные. Тишину его двора, некогда принимавшего самый цвет европейской аристократии, теперь разрывает лишь маршевый топот грубого солдатского сапога да грозный оклик часового.
Реконструкция с сопровождавшей ее перестройкой была проведена лишь в 1872 году. Поспешность, с которой были выполнены работы не смотря на высокобюджетность проекта, была связана с тем, что австрийское правительство нашло новое применение жемчужине за высокими толстыми стенами, но его название звучит как приговор ей самой – государственная тюрьма.
В 1939 году в Галичину пришла советская власть. В Золочеве от Австрии и Польши она получила в наследство тюрьму. Золочевский замок получил новое название - Львовская тюрьма №3. НКВД сразу наполнил тюрьму узниками, большинство из которых очутилось здесь за политические убеждения.
Тюрьма в Золочеве, как и большинство тюрем, созданных советской властью в Западной Украине, выделялась особым отношением к узникам - она была настоящим местом пыток. Западноукраинские тюрьмы были составной частью советской программы по искоренению остатков прошлой власти. Другой частью стали ночные карательные рейды большевиков, после которых в тюрьмы привозили все новых и новых узников, большинству из которых так и не суждено было выйти на свободу.
Точно не известно, сколько людей замучили в Золочевском замке НКВДисты. Не десяток и не сотню - тысячи.
Об этом рассказывает одна из экспозиций музея.
Выполнять свое зловещее неблагородное предназначение Золочевскому замку суждено было в течении еще восьмидесяти лет (до 1953 года) и в Австрии, и в Австро-Венгрии, и в Польше, и в СССР, и в Германии, и снова в СССР.
А потом еще два десятилетия его стены оглашал строгий голос наставников нерадивых учеников профессионально-технического училища, разместившегося в его стенах в послевоенные годы.
Лишь 1972 году бывшая королевская резиденция смогла освободиться от своей тяжкой повинности и вспомнить для чего была создана – после передачи замкового комплекса в ведомство Львовской галереи искусств стараниями Бориса Григорьевича Возницкого (1926 – 2012) начинается масштабная реконструкция, первым объектом для которой был избран Китайский дворец – поистине самая яркая его составляющая.
С приходом на украинские земли свободы мысли и слова на территории Золочевской твердыни был в 1995 году установлен памятник всем безвинно погибшим, замученным жестокой машиной под названием НКВД, в его тюремных застенках в период с 1938 по 1941 года.
Еще одной достопримечательностью замка являются два камня, лежащие на замковом подворье. Самый большой из них весит 9, 5 тонн, а меньший – 3, 5 тонны. Точнее камней три. Третий камень — самый маленький гиды называют несчастливым и даже советуют фотографировать камни так, чтобы этот третий не попал в кадр.
Поверхность всех трех камней покрыта загадочными письменами и рисунками. На самом маленьком изображена корона и замысловатая стрела.
Местные жители утверждали, что люди в лесу возле этих камней теряли ориентацию и не могли оттуда выбраться, им там слышались разные голоса, их охватывал непреодолимый ужас. Но самое любопытное, что местные предания не сохранили никаких легенд относительно появления этих камней…
Надпись на самом большом из камней выполнена готическим шрифтом, поэтому историки ее датировали началом XV века. Все вместе изображения и надпись на камнях, несомненно, представляют собой криптограмму, зашифрованное послание.
Таинственные глыбы привезли сюда из села Новоселки Золочевского района, где они лежали в бывшем оборонительном овраге. Наибольший камень удалось вытянуть только с третьего раза - у подъемного крана рвались тросы.
По пересказам, эти камни — все, что осталось от разрушенного в XVI столетии Новоселковского замка, построенного выходцами из Венгрии, потомками богатого и могущественного ордена тамплиеров. Летописные упоминания о венгерском поселке Новосёлки свидетельствуют, что в 1398 году он уже существовал. Археологи раскопали там фундамент монастырского укрепления ранней постройки. Все это подтверждает догадку о том, что это один из трех находившихся в Восточной Европе (и все на Западной Украине) монастырей, в которых нашли пристанище чудом уцелевшие после приговора Филиппа IV Красивого тамплиеры, вероятно представители Ордена Священного Чертополоха (именно им удалось скрыться и бежать от казни в страны Восточной Европы). При каких обстоятельствах, и по какому поводу была сделана надпись, да и на каком языке, остается неизвестным. А шрифт, хотя и похожий на готическую инкунабулу, не является ею.
В 2001 году в Золочевском замке побывал референт Папы Иоанна Павла ІІ. Он высказал мысль, что это старопольский язык, которым пользовались в середине XIV столетия. Возможно это старопольский написанный латынью. Например, в запасниках Каменец-Подольского музея–заповедника много старопечатных книг, датируемых XVІ-XVІІІ столетиями исполненные именно так. Одна из них — «Гербы рыцарства Польского» написана латинскими буквами на старопольском языке.
На сегодняшний день найдено еще три больших фрагмента этой плиты и ведутся (причем не без успеха) работы по поиску ее малых фрагментов. Известно, что под камнями существовали подземные храмы и другие помещения. На них указывала стрелка, которая находится на маленьком камне. Говорят, что в ближайшее время камни будут собраны в одном месте и надпись попытаются расшифровать.
Средний камень интересен не только своим орнаментом - терновый и маковый венки, которые переплелись, будто два обручальных кольца. Между венками - аккуратная дырочка. Никто не знает, что она означает и для чего предназначается.
Здесь всегда много туристов. Говорят, если есть тайное желание, нужно положить в дыру палец, подумать про желаемое и быстро повернуть палец вокруг оси. Если желание материальное, нужно вращать в сторону тернового, “мертвого”, венка. Если же романтическое — в сторону венка цветущего.
Работники замка шутят: если желания не осуществилось — значит, палец был не тот. Ничего не поделаешь, надо ехать в Золочевский замок снова.
Откуда взялось это поверие… Возможно из легенды о том, будто узником Новоселковского замка был легендарный Янусик, такой себе польский Кармалюк. В ночь перед смертной казнью он видел сон: удастся найти в своей камере камень с дыркой — его самое страстное желание сбудется, если положить туда палец и повернуть вокруг. Янусик отыскал нужный камень, а утром красивому узнику в камеру принесли таз с мокрыми платками. Он связал их по одной и убежал из замка.
Другой вариант легенды: Янусику передала через дырку в камне платки влюбленная в него девушка.
Камень этот очень популярен у местных учеников, особенно, перед экзаменами.
Как бы там не было, Золочевскому замку посчастливилось намного больше, чем Новосельскому. А легенд для замков многовато не бывает….
Но вернёмся к замку...
Ныне в его стенах площадью более тысячи квадратных метров располагается экспозиция, принадлежащая, в прочем как и весь комплекс, Львовской галерее искусств – “Интерьеры ХVІІ столетия” и “Золочевская история”.
Уже полностью восстановлен Китайский дворец. Приводят в нормальный внешний вид Большой дворец и замковый двор, почти отстроили равелин (теперь в нем расположен ресторан и сувенирный магазин), вручную насыпали разрушенные земляные валы.
После многолетней реставрации замок превратился во дворец.
Каждый замок имеет свою особенную историю, был ли он гнездом феодала-разбойника, княжеским или королевским владением. И Золочевский замок не менее знаменит и интересен. Неподвластный времени, задумчиво стоит он, оберегая свои тайны. И ему не нужна фотогеничность, никакие фотоизображения не способны передать его ауру. Нужно видеть комплекс замка живьем, вокруг себя - лишь так можно постичь его величественность, его душу...