• Авторизация


некоторые понятия музыкальной теории 15-11-2006 00:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Альтерация - это повышение или понижение ступени лада на полутон или на целый тон без изменения ее названия. Для обозначения таких альтерированных ступеней используют знаки альтерации:
диез(#) - повышение на пол-тона;
бемоль(b) - понижение на пол-тона;
дубль-диез(x) - повышение на целый тон);
дубль-бемоль(bb) - понижение на целый тон;
бекар - знак отмены альтерации.
Название альтерации добавляется всегда после названия ноты (до-диез, ре-бемоль, ля-дубль-диез, си-бекар).

Энгармонизмом называется равенство нот или интервалов, различных по написанию и названию, но совпадающих по высоте. Понятие энгармонизма сложилось в результате распространения равномерной темперации и объясняется тем, что каждая из двенадцати ступеней октавы, неизменная по высоте звучания, может быть отнесена к различным тональностям в зависимости от ее ладового значения.
Пример: до-диез энгармонически равен ре-бемолю; увеличенная кварта энгармонически равна уменьшенной квинте.

Интервал - расстояние по высоте между двумя ступенями лада. Интервалы бывают мелодические (два звука исполняются последовательно друг за другом) и гармонические (оба звука исполняются одновременно). Число полутонов, охватываемых интервалом, определяют его название:
Простые интервалы:
прима - 0 тонов;
малая секунда - 0.5 тона;
большая секунда - 1 тон;
малая терция - 1.5 тона;
большая терция - 2 тона;
чистая кварта - 2.5 тона;
увеличенная кварта - 3 тона;
уменьшенная квинта - 3 тона;
чистая квинта - 3.5 тона;
малая секста - 4 тона;
большая секста - 4.5 тона;
малая септима - 5 тонов;
большая септима - 5.5 тона;
чистая октава - 6 тонов.
Составные интервалы:
малая нона - 6.5 тона;
большая нона - 7 тонов;
малая децима - 7.5 тона;
большая децима - 8 тонов;
чистая ундецима - 8.5 тона;
увеличенная ундецима - 9 тонов;
уменьшенная дуодецима - 9 тонов;
чистая дуодецима - 9.5 тонов;
малая терцдецима - 10 тонов;
большая терцдецима - 10.5 тона;
малая квартдецима - 11 тонов;
большая квартдецима - 11.5 тона;
чистая квинтдецима - 12 тонов.

Музыкальный (тактовый) размер определяется чередованием долей (так называемой "пульсацией") музыки, которые, как правило, легко услышать. Основных размеров всего два - двухдольный и трехдольный; из них образуются сложные (в том числе размер 4/4) и смешанные (5/4, 7/4 и пр.) размеры.
Размер обозначается в самом начале нотной записи; при этом верхняя цифра ("числитель") указывает на количество долей в такте, а нижняя ("знаменатель") - на длительность доли.
Примеры:
1. Размер 2/2 состоит из двух нот половинной длительности;
2. Размер 3/4 состоит из трех нот четвертной длительности;
3. Размер 4/4 состоит из четырех нот четвертной длительности;
4. Размер 7/8 состоит из семи нот восьмой длительности.

Транспонирование - это запись или исполнение музыкального произведения в отличной от оригинала тональности. Перенос тональности может понадобиться, например, если диапазон голоса вокалиста не позволяет ему петь в исходной тональности, или если для удобства игры на каком-либо музыкальном инструменте тональность необходимо изменить.

К транспонирующим инструментам, то есть к тем инструментам, нотная запись для которых не соответствует их реальной высоте звучания, относятся амбушюрные медные инструменты, многие деревянные духовые инструменты. К условно транспонирующим относятся инструменты, звучащие октавой выше (флейта пикколо) или ниже (контрабас, гитара).

Секвенцией называется периодически повторяющееся смещение мотива или музыкальной фразы в восходящем или нисходящем движении. Мотив или фраза называется звеном секвенции и может перемещаться как по интервалам, так и по ступеням лада.

Остинато - это многократное повторение мелодической или ритмической фигуры, гармонического оборота. Этот термин пришел из классической музыки, в эстраде его чаще называют риффом.

Арпеджио - это исполнение звуков аккорда не одновременно, а последовательно, одного за другим. Арпеджио может исполняться как в восходящем, так и в нисходящем движении. При игре арпеджируемые звуки обычно выдерживаются в соответствии с длительностью аккорда и обозначаются вертикальной волнистой линией.

Это способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте. Как правило, в нотах аппликатура указывается цифрами, соответствующими определенным пальцам. От правильного и естественного выбора аппликатуры зависит не только удобство игры, но зачастую и художественный смысл исполняемого произведения

Пентатоника - это звукоряд, состоящий из пяти ступеней в пределах октавы. Различают мажорную и минорную пентатоники. В состав мажорной пентатоники входят следующие ступени:

Легко заметить, что звуки, входящие в минорную пентатонику, полностью совпадают со звуками мажорной пентатоники, расположенной на малую терцию выше минорной.

Пентатонические звукоряды чрезвычайно популярны среди гитаристов благодоря удобной аппликатуре и универсальности - с их помощью можно импровизировать практически на любую гармонию. Особенно часто пентатоники используются в блюзе.

Слово табулатура (не таблатура!) произошло от латинского слова tabula (доска, таблица) и означает систему записи музыкальных звуков, альтернативную нотному письму. Каждый конкретный вид табулатуры связан со спецификой музыкального инструмента и его устройством. Обычно табулатура не дает полной информации о музыкальном произведении, поэтому ее используют совместно с нотной записью. Применительно к гитарам табулатура представляет собой шесть (по числу струн) горизонтальных линеек, в которой верхняя линейка соответствует первой струне, нижняя - шестой. В остальном табулатура не отличается от нотного письма, за исключением того, что вместо нот указывается цифра, соответствующая ладу, на котором извлекается нота.

будут вопросы по перечисленному спрашивайте)так же могу подробнее осветить вопросы по поводу павер чордс(квинтовые аккорды)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник некоторые понятия музыкальной теории | guitar_faq - сообщество guitar_faq | Лента друзей guitar_faq / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»