Многие ошибочно считают, что слияние моды и театра началось недавно. На самом же деле эпидемия дефиле поразила США в начале двадцатого века. Владельцы универмагов знали, что успешная презентация товара существенно скажется на объемах его продаж.
Показы проводились во время ланча в барах универмагов и были весьма живописны. Для этого выбиралась определенная тема дефиле: "Париж", "Россия" или "Персия". В антураже соответствующей музыки: "Дубинушки" или французского шансона (тут все зависело от ситуации), модели вальяжно прогуливались, демонстрируя все прелести, которые можно было купить в магазинчике за углом. А диктор бодро комментировал происходящее в духе: "Брюки превращаются… Превращаются брюки…"
Одно из таких шоу в 1908 году было сделано в стиле эпохи Наполеона и Жозефины, и моделей сопровождали дети, одетые в пажей. Так что современные дизайнеры просто продолжают и развивают давнюю традицию. А зрители мирно жевали свои гамбургеры… и приценивались.
Многочисленные недели моды уходящего года так не похожи друг на друга. С уверенностью можно сказать только одно - дизайнеры от показа к показу усердно стараются "переплюнуть" своих коллег по бизнесу. К единению они приходят только в вопросах актуального цвета или силуэта. А вот подать свои идеи каждый старается по-своему неповторимо.
Например, для показа Giorgio Armani был построен специальный экран, на котором последовательно возникали сначала задник со стеной типичного нью-йоркского дома. Затем пейзаж с пальмами, водной гладью и круглой луной. Потом осталась одна луна, и на ее фоне застыли графические фигуры и длинных платьях и шляпах с прозрачными полями. Сквозь них струится лунный свет, освещая идею коллекции: эти наряды восхитительно в любой обстановке, будь то "кэжуал" или вечерняя одежда.
Dolce & Gabbana своим показом старались выполнить сверхзадачу - сотворить цивилизацию, в которой было бы естественно носить их виниловые корсеты. Действительно, сложно представить в современном мире вескую причину натянуть на себя кусок розового винила. Но раз это D&G - значит, модно, значит, стильно, значит, тенденция. Помните, у Маяковского: "Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно". Кроме того, раз коллекция сделана, значит, дизайнеры рассчитывают получить с продаж прибыль. Получается, что найдутся байеры, которые охотно повезут недешевые эпатажные модели в бутики своей страны. Найдутся и оригинальные барышни, которым по душе придется кислотно-оранжевый корсет. Среди них должны оказаться и охотницы за лэйблами, которые просто уверены, что бесполезная одежда, но с лейблом D&G в шкафу - часть их социального статуса. Эту коллекцию вдохновил дух стилистического гламура и японские комиксы манга. Модели поднимались на стеклянную сцену на лифтах и шли стеклянному подиуму, подсвеченному снизу. Казалось, они просто идут по лучу, как и подобает гостьям из будущего. Красиво? Захватывающе? Продано!
Hermes устроил из своего показа шоу в духе прогулки по палубе яхты или по деревянной набережной пляжа. Модели появлялись из кабинки для переодевания, и непринужденно совершали променад. Взыскательных журналистов комфортно уложили в стильные оранжевые шезлонги по бокам подиума. Правда, моделям явно не хватало актерских навыков: изобразить вальяжную прогулку с сигаретой - это еще возможно, но вот создать на подиуме подобие светской беседы - это уже чересчур. Кроме того, модели, как известно слишком увлечены собой, чтобы делить свой блеск и красоту с напарницей по показу. Тут никакой Станиславский не поможет.
Trussardi в этом году решил отличиться и пригласить на показ оркестр. "Живая" музыка очень органично звучала в белом минималистичном интерьере, где проходило дефиле. А модели изысканно порхали над подиумом под чарующие звуки классической музыки.
В показе Александра Маккуина главным мотивом стал декаданс и все, что с ним связано: большая хрустальная люстра посреди зала, мебель из красного бархата с золотой отделкой, платья до пола, высокие прически моделей и, конечно же, живой оркестр.
Роберто Кавалли построил для показа своей коллекции целый город. На основе старых черно-белых фотографий родной Флоренции. Так он отдал дань уважения месту, где вырос и которое вдохновляет его до сих пор. Италия… Италия… И парящие нимфы в невесомых платьях. Вот вам - новые символы старого города. Бурю оваций сорвал финальный выход всех моделей с сопровождении самого мэтра и его жены Евы. Дизайнер - как лицо своего товара - тоже удачный бизнес-ход.
А Карл Лагерфельд для предпоказа моделей Шанель арендовал казино в Монте-Карло. И с помощью декораций создал иллюзию морского берега, на фоне которого парили невесомые модели, напоминавшие танцовщиц из дягилевского балета. Не зря коллекция посвящена знаменитым русским сезонам начала двадцатого века, которые пользовались особым расположением Коко Шанель. А отсылка к памяти легендарной мадемуазель всегда безошибочна. Шоу было организовано с таким изяществом, что гости остались в полной уверенности, что присутствовали на рафинированном культурном событии. Собственно, так оно и было.
Для показа коллекции от "Ив сен Лоран" была сооружена целая поляна фиалок. Этот цветок -- символ скромности и чистоты, неподвластный времени. Фиалки были специально доставлены из оранжереи, и модели шли по ним, утопая каблуками и в грунте и траве. И сами они в пышных шелковых платьях напоминали большие распустившиеся бутоны на тонком стебле. А на лицах сохраняли "выражение свежести", которое тщательно часами создавали умелые визажисты. Кончено, сложно удержать равновесие и е потерять лицо на таком странном подиуме, но разве кто-то не знал, что красота требует жертв?
После успешных показов дизайнеры почуют на лаврах, купаясь в собственной славе. А вот работа осветителей, декораторов, визажистов и флористов обычно остается за кадром. Только дизайнер Дри Фан Нотен смог признаться, что 130 тысяч орхидей, роз, гербер и лилий для его дефиле ночь напролет создавали 13 человек под руководством известного флориста Даниэля Оста. Но этот случай скорее исключение, которое подтверждает общее правило. Доменико и Стефано Габбана говорят, что всегда работают с одной командой, которая чувствует их стиль. Роберто Кавалли утверждает, что все придумывает вместе с женой Евой. А Карла Лагерфельд бестактно даже спрашивать, кто придумал устроить дефиле в огромном казино и создать такой роскошный фон. Разумеется, он сам, Карл Лагерфельд. И это, несомненно, правильно. Ведь несмотря на всю карнавальность показов, мода это все-таки не театр. Здесь неуместны афиши с длинным перечнем имен. Поэтому король должен быть только один.
LI 5.09.15